Богомаз глава 6
Через неделю Гулин совсем перебрался к храму. Ему выделили небольшую келью в доме за церковной оградой. В доме обитали еще пять шесть монахинь – правда, жили они там отдельно –со своим входом. Они его и подкармливали. Иногда его приглашали на трапезу к священнику.
К росписи Гулин сразу приступать, отказался сославшись на свежесть ремонта.Попросил сильнее протапливать храм. Батюшка вздохнул и согласился.
При храме был старый дымящийся УАЗик. Батюшка сам садился за руль нехотя, обычно попадья выезжала. Ругалась и плевалась на эту технику.
С неделю Гулин походил по храму посмотрел, как сложились по объемам свет и тень. Где больше света, где нет его вообще, а где солнышко просто гуляет по стенам. Он решил заняться куполом совсем летом, когда храм основательно прогреется и все, что скопилось в кирпиче за шестьдесят лет запустения, вылезет наружу. Фрески на стенах еще можно переделывать – а вот с куполом сложнее.
Батюшка выставил ему из кладовой полсотни с небольшим икон для иконостаса. Многие были с приличными окладами. Гулин пару недель возился с ними. Из всех ему представились значимыми штук семь. С хорошим ковчегом и с подходящими сюжетами. Одной из них было похоже лет триста а то и более – она была на трех досках ковчег был сильно щербатый,да и слоев краски было никак не менее десяти. Гулин повертел ее в руках,решил капитально заняться ей в конце работы. Она того стоила.
Попались ему и явные новоделы. Одна с редким сюжетом «Изгнание торгующих из храма» была в хорошем состоянии и Гулин решил оставить ее для храма.
Разобравшись с иконами, он решил что иконостас неполный и стоит подписать пару сюжетов. Но отец Павел остановил его – иконы еще будут, их подносят и подвозят. И в самом деле, за две недели у Гулина в руках оказалось еще икон двадцать.
Последние подвезли на Мерседесе – в двух кофрах, хорошо отреставрированные, одна даже была многочастевка, как раз в центр. Гулин разложил их и понял, что иконостас пятиярусник вполне состоялся . Хватит икон даже на стены и Гулин решил начать работать с фресками.
Фрески искусство древнее – еще сам Витрувий писал о них. Техника довольно проста ,но требует навыка и ловкости:художник покрывает кладку стены одним или двумя слоями шероховатой штукатурки из речного песка и гашеной извести, благодаря этой шероховатости, к штукатурке хорошо пристает слой грунта. Затем шнуром, смоченным в красной краске художник отбивает линии будущей композиции. Далее по этим линиям углем наносятся главные штрихи композиции. Этот первый набросок затем повторяется жидкой охрой - синопия. Поверх синопии кладется второй, более тонкий слой штукатурки, называемой интонако, не слишком тонкий. На эту поверхность в соответствии с общей композицией синопии, художником выкладываются детали. Даже при оптимальном темпе работы трудно за день выложить полностью всю фигуру. Иногда на это уходит три – четыре дня. Различные фазы работы над фреской легче всего определить по стыкам разных частей грунта; они располагаются сверху вниз, захватывая краями друг друга. Эти стыки,или швы, как правило, маскируются контурами фигур или других форм и на глаз почти незаметны. В оконченной фреске синопия полностью скрыта под слоем интонако.
Утром Гулин увидел как рабочие возятся с лесами во дворе храма. Ваня и Юра работали не торопясь, обычно долго беседуя между заданиями.
- Ребята, вы сегодня в храме леса по той стене поставьте! – попросил Гулин.
- Дак нам сказали на купол ставить-, недоуменно ответил Ваня.- Тут на недели бригада прикатит сусалить. А про вас ничего не велено.
- Да мне бы метра на четыре там у алтаря.- пояснил Гулин.-Но сегодня.
–Ну дык как растак, не успеем никак, нам бы еще забор починить!- признался смущенно Юра.
–Какой забор?- спросил Гулин озадаченно.
А на даче ! На генеральской! Уже договорились - туда после обеда,- сообщил Ваня.
- Я сам заплачу, мне бы сегодня тут начать,-попросил Гулин.
- Уже генеральша отсыпала,- пояснил Ваня.- Надо уважить.
- И хорошо насыпала! Генералы - они богатые, дык как растак,,заявил Юра.
Гулин недовольно поморщился,хотел сказать покрепче, но мужички отвернулись.
- Юра, а вот честно, ты кем хотел бы быть - адмиралом или генералом?- спросил Ваня.
- Ну дык, Генералом, Вань, конечно хорошо, машины, адъютанты, бабы кидаются,- помотал головой Юра.
- Ну, так и кидаются?-уточнил Ваня.- Уважают! Адмирал, Юр, это - море. Прибой, паруса, шторма!
- Ну уж - паруса! А как Хрущ их растак – «Кто моряки? Не люди - пища для акул»!- с возмущением крикнул Юра.
-Ну это в он Питере ляпнул. Помню – сам тогда служил. Пять лет в тельняшке! Рубанул Никита флот, чтоб на ракет хватило. Адмиралов, понятно, под зад,- вспомнил отечественную историю Ваня.
- Нет – Вань, к черту этих адмиралов, мне бы просто водолазом. Хорошо под водой, ну никаких проблем, разве что воздух,- заключил Юра, почесав лоб.
Гулин послушал их бред, плюнул, поставил рядом две заляпанные стремянки и соединил их по ступенькам четырьмя досками. Получились вполне надежные леса.
Он взял картон с одним из фарисеев. Гулин знал что для написания фрагмента фрески по подготовленному сырому грунту нужно было необходимо около пяти часов, зимой чуть больше . Да и особая ловкость, так как на свежую штукатурку нужно было нанести рисунок, затем красочный слой и лессировки. Потом уже шел брак, который приходилось удалять или заделывать.Он взглянул на часы и стал накладывать грунт на стену .
Батюшка тихо появился в храме, рассматривая через леса первые контуры росписи.
- Начало есть. Не темноваты красочки?-засомневался он.
- Высохнет – просветлеет, будет в самый раз Эль Греко,- не оборачиваясь, ответил Гулин.
-В Испании бывать не довелось,- ответил отец Павел.- А так весьма наслышан.
- Слышать мало - тут надо видеть какие краски, да и сюжеты лепил бродяга,- рассеянно ответил Гулин, дорабатывая фреску.-А какие портреты вписывал- вот например – тот самый граф Оргас, и его погребение – букварь для богомазов..
- Стараетесь, отрадно видеть,- сменил тему отец Павел.- Прослышал тут, супружница ваша, Виктор Петрович, тоже по художественному делу мастерица?
- Талант есть, врать не буду. А вот на росписи не усидит. Тут терпение ангельское надобно,- поморщился Гулин.- Характер у Маруси неугомонный.
- Давно ли врозь?-поинтересовался священник.
- Прилично. Она по стране мотается – пишет, выставляется.- пояснил Гулин неопределенно.
-Стало быть, с чадом вы маетесь? – заключил Священник.
- Да Степан с колыбели на мне. Так и не вышло развестись, -признал Гулин виновато.
- Грех это, - И не просто грех! Коль счастья вы лишенные, то и дети оглашенные,-священник укоризненно.
– Это что, Писание?- оглянулся на него Гулин с сомнением.
- Бердяева почитай, сын мой! Полезное дело.- засмеялся священник и вышел из храма
Свидетельство о публикации №217110501236