Богомаз глава 6

Глава 6 Иконостас

   Через неделю Гулин совсем перебрался к храму. Ему выделили небольшую келью в доме за церковной оградой. В доме обитали еще пять шесть монахинь – правда, жили они там отдельно –со своим входом. Они его и подкармливали. Иногда его  приглашали на трапезу к священнику.
К росписи Гулин сразу приступать, отказался сославшись на свежесть ремонта.Попросил сильнее протапливать храм. Батюшка вздохнул и согласился.
   При храме был старый  дымящийся УАЗик. Батюшка сам садился за руль нехотя, обычно  попадья  выезжала. Ругалась и плевалась на эту технику.

С неделю Гулин походил по храму посмотрел,  как  сложились по объемам свет и тень. Где  больше света, где нет его вообще, а  где солнышко просто гуляет по стенам. Он решил заняться куполом совсем летом, когда храм основательно прогреется и все, что скопилось в кирпиче за шестьдесят лет запустения, вылезет наружу. Фрески на стенах еще можно переделывать – а вот с куполом сложнее.
    Батюшка выставил ему из кладовой  полсотни с небольшим икон для иконостаса. Многие были с приличными окладами.  Гулин пару недель возился с ними. Из всех ему представились значимыми штук семь. С хорошим ковчегом и с подходящими сюжетами. Одной из них было  похоже  лет триста а то и более – она была на трех досках ковчег был сильно щербатый,да  и слоев краски было никак не менее десяти. Гулин повертел ее в руках,решил капитально заняться ей в конце работы. Она того стоила.

   Попались ему и явные новоделы. Одна с редким сюжетом  «Изгнание торгующих из храма» была в хорошем состоянии и Гулин решил оставить ее для храма.
 Разобравшись с иконами, он решил что иконостас неполный и стоит подписать пару сюжетов. Но отец Павел остановил его – иконы еще будут, их подносят и подвозят. И в самом деле, за две недели  у Гулина в руках оказалось еще икон двадцать. 
    Последние подвезли на Мерседесе – в двух кофрах, хорошо отреставрированные, одна даже была многочастевка, как раз в центр. Гулин разложил их и понял, что иконостас пятиярусник вполне состоялся .  Хватит икон даже на стены  и Гулин решил начать работать с фресками.
    Фрески  искусство древнее – еще сам Витрувий писал о них. Техника довольно  проста ,но требует навыка и ловкости:художник покрывает кладку стены одним  или  двумя  слоями  шероховатой  штукатурки из  речного песка и гашеной извести, благодаря  этой шероховатости,  к  штукатурке  хорошо пристает слой грунта.  Затем шнуром,  смоченным  в  красной краске художник отбивает линии будущей композиции. Далее по этим линиям углем наносятся  главные штрихи  композиции.  Этот  первый  набросок  затем повторяется жидкой охрой -  синопия. Поверх синопии кладется второй, более тонкий слой штукатурки, называемой  интонако, не слишком тонкий.  На эту поверхность  в соответствии с общей композицией синопии, художником выкладываются детали. Даже при оптимальном темпе работы трудно за день выложить полностью всю фигуру. Иногда на это уходит три – четыре дня. Различные фазы работы над фреской легче всего  определить по стыкам разных частей грунта; они располагаются сверху  вниз,  захватывая  краями друг друга.  Эти стыки,или швы,  как правило,  маскируются контурами  фигур  или других форм и на глаз почти незаметны. В оконченной фреске синопия полностью скрыта под слоем интонако.

 Утром Гулин увидел как рабочие     возятся  с лесами во дворе храма.    Ваня и Юра  работали  не торопясь, обычно  долго   беседуя между заданиями.
- Ребята, вы сегодня в храме леса по той стене  поставьте! – попросил Гулин.
- Дак нам сказали на купол ставить-, недоуменно ответил Ваня.- Тут на недели бригада прикатит сусалить. А про вас ничего не велено.
- Да мне бы метра на четыре там у алтаря.- пояснил Гулин.-Но сегодня.
–Ну дык как растак, не успеем никак, нам  бы еще забор починить!- признался смущенно Юра.
–Какой забор?- спросил Гулин озадаченно.
 А на  даче ! На генеральской! Уже договорились - туда после обеда,- сообщил Ваня.
 - Я сам заплачу, мне бы сегодня тут начать,-попросил Гулин.
- Уже генеральша отсыпала,- пояснил Ваня.- Надо уважить. 
 - И хорошо насыпала! Генералы  - они богатые, дык как растак,,заявил Юра.
  Гулин недовольно поморщился,хотел сказать покрепче, но мужички отвернулись. 
 -  Юра, а вот честно, ты кем  хотел бы быть   - адмиралом или генералом?- спросил Ваня.
- Ну дык, Генералом, Вань, конечно хорошо, машины, адъютанты, бабы  кидаются,- помотал головой Юра.   
- Ну, так и кидаются?-уточнил Ваня.- Уважают! Адмирал, Юр, это - море.  Прибой,  паруса, шторма!
- Ну уж - паруса! А  как Хрущ  их растак – «Кто  моряки? Не люди - пища для акул»!- с возмущением крикнул Юра.
 -Ну  это в он Питере ляпнул.    Помню – сам тогда служил. Пять лет в тельняшке! Рубанул  Никита флот, чтоб  на ракет хватило. Адмиралов, понятно, под зад,- вспомнил отечественную историю Ваня.
 - Нет – Вань, к черту этих адмиралов, мне бы просто водолазом. Хорошо под водой, ну никаких проблем, разве  что воздух,- заключил Юра, почесав лоб.

   Гулин послушал их бред, плюнул,  поставил рядом две заляпанные стремянки и соединил их по ступенькам четырьмя  досками. Получились вполне надежные леса.
Он взял картон с одним из фарисеев. Гулин знал что для написания фрагмента  фрески  по подготовленному сырому грунту  нужно было необходимо  около  пяти часов, зимой  чуть больше . Да и  особая ловкость,  так как на свежую штукатурку нужно было  нанести  рисунок, затем  красочный слой и лессировки. Потом уже шел брак, который приходилось удалять или заделывать.Он взглянул на часы  и стал накладывать грунт на стену .
     Батюшка тихо появился в храме,  рассматривая через леса  первые контуры росписи.
- Начало есть. Не темноваты красочки?-засомневался он.
- Высохнет – просветлеет, будет в самый раз Эль Греко,- не оборачиваясь, ответил Гулин.
-В Испании бывать не довелось,- ответил отец Павел.- А так весьма наслышан.
- Слышать мало  - тут надо видеть какие краски, да и сюжеты лепил бродяга,- рассеянно ответил Гулин, дорабатывая фреску.-А какие портреты вписывал- вот например – тот самый граф Оргас, и его  погребение – букварь для богомазов..
- Стараетесь, отрадно видеть,- сменил тему отец Павел.-  Прослышал тут,   супружница ваша, Виктор Петрович,  тоже по художественному делу мастерица?

 - Талант есть, врать не буду. А вот  на росписи   не усидит. Тут терпение ангельское надобно,- поморщился  Гулин.- Характер  у Маруси неугомонный.
-  Давно ли  врозь?-поинтересовался  священник.
 - Прилично. Она по стране мотается – пишет, выставляется.- пояснил Гулин неопределенно.
-Стало быть, с чадом вы маетесь? – заключил Священник. 
- Да Степан с колыбели на мне. Так и не  вышло   развестись, -признал Гулин виновато.
 - Грех это, - И не просто грех!  Коль счастья вы лишенные, то и дети оглашенные,-священник укоризненно.
– Это что, Писание?- оглянулся на него Гулин с сомнением.
 - Бердяева почитай, сын мой! Полезное дело.- засмеялся священник и вышел из храма


Рецензии