Утро вечера мудренее? Продолжение6

http://www.proza.ru/2017/11/05/246
Привлекла моё внимание копилка "Государственная сберегательная касса" 1920-е годы.
Здесь же на выставке представлены облигации, которые напомнили мне мое раннее детство. Годика четыре мне было, может пять в памяти сохранилась картинка из семьи, где моя бабушка по отцу, женщина, совсем маленького роста, оставшаяся с начала войны с пятью малыми детьми, а впоследствии считавшая себя вдовой, достав из своих потайных уголков бумажки, держит их в руках и протягивает сыновьям со словами:
- Это я для вас всё собирала и хранила.
Разговор тогда шел об облигациях. Стоял вопрос:
- покупать или  нет на тот момент новые у государства?
Когда дети посмотрели содержимое, заинтересовались царскими бумагами чисто, как исторической ценностью потому, что ценность прямого назначения к тому времени была утрачена.
- Мама, ты сильно не расстраивайся, но эти бумаги уже ничего не значат, - сообщили ей дети.
- Как ничего не значат? - недоумевала моя бабуля, знавшая секреты славянской грамоты, но не разбиравшаяся в денежных интригах, завязанных на обирании простого народа.
-  Они же куплены честно, - едва сдерживая слезы произносила слова, порожденные болью из-за обмана, - нам же говорили, что они не пропадут.

Помню, как мои совсем молодые: папа, мама и другие сыновья моей бабушки долго еще рассматривали необычные бумажки не только царского периода, но и раннего советского, которые представляли на тот момент не денежные сбережения, а пустые фантики.

- Вот и ответ на вопрос стоит ли покупать облигации, - резюмировала моя мама. - Не вернут нам наши деньги, не вернут.
- Не может быть! - вступил в спор мой папа, к тому времени уже бывший коммунистом. По-иному он и не мог тогда поступить. Коммунист всегда должен быть впереди и поддерживать страну.

Не могу сегодня с полной уверенностью сказать, купили ли они тогда облигации у государства или нет, но помню, что позже в их документах мне, маленькой девчонке, встречались похожие на деньги бумажки, которые бережно и с надеждой хранили родители.

Стоя в музее перед витриной с разными бумажками, вспоминала, как запутывался мало грамотный народ во всем подобном наборе:

*расчетный знак 1919г. номиналом 5000 рублей РСФСР. Выпуск 1920г);

*Билет Государственного казначейства номиналом 1000 рублей.
Юго -Восточный край, главное командование вооруженными силами Юга России (генерал А.И.Деникин)1919г.
бумага, печать
130,0х202,0 мм;

*Казначейский знак Всероссийского Временного правительства номиналом 3 рубля (Адмирал А.В.Колчак)1919г.
бумага, печать
72х120мм;

*Временный разменный знак номиналом 1 марка.
Прибалтийский край, Западная Добровольческая армия (Полковник П.Р.Авалов-Бермонт) 1919г.
Бумага, печать
85,0х125мм
и другие бумаги.

После такого разнообразия бумаг, имевших отношение к богатству страны, можно представить себе, как увеличивался масштаб мошенничества с такими бумагами, которые постоянно менялись.
Продолжение http://www.proza.ru/2017/11/05/1835


Рецензии