Опасные знакомства

Роман "Опасные связи", был написан французским генералом и изобретателем Шарло де Лакло в 1782 году. Книга тут же стала бестселлером и принесла настоящую славу своему автору. С появление кинематографа роман несколько раз был экранизирован, как режиссерами западного кино, так и азиатами. Сам роман представляет собой художественное произведение, стилизованное под переписку двух отъявленных негодяев: Вальмона, который для развлечения соблазняет женщин лишь для того, чтобы потом жестоко разбить им сердце, а также мадам Мертрей, стерва, интриганка, в общем не менее жестокая особа, считающая своим призванием мстить мужчинам, за то как они поступают со слабым полом. Завязка всей этой драматичной истории начинается с того, что любовник бросает мадам  Мертрей, ради того, чтобы жениться на малолетней девственнице Сесиль Воланж, только-только вышедшей из стен монастыря, где она много лет получала образование. Замысел интриганки очевиден - развратить Сесиль еще до брака, и тем самым выставить бывшего любовника на посмешище. За помощью она обращается к опытному соблазнителю и сердцееду виконту Вальмону.  Тот соглашается, не смотря на то, что уже некоторое время  охотится на некую замужнюю даму, любящую мужа и сохраняющую ему верность не смотря на месяцы разлуки, пока тот в отъезде, соответственно интерес Вальмонта здесь - "взять эту непреступную крепость", дабы внести ее в список своих побед.
Как я уже сказала выше, экранизации "Опасных связей" постоянно множатся, к съемкам привлекаются очень таки сильные актеры. Чего только стоит образ Вальмона в одноименной мелодраме, сыгранный Колином Фертом, этакий заигравшийся в негодяя дядечка, эта социальная роль  его тяготит, но в угоду общественному мнению и моде он продолжает разбивать сердца. Интересен и Вальмон Малковича, сразу вспоминается этот неприкрытый порок и скука на лице. Но здесь я хочу рассказать о моей самой любимой экранизации романа - французском минисериале (2003 год), события в котором переносятся из 18 века в середину 20-го. Сериал отличает блестящий актерский состав: Катрин Денев, Лили Собески, Настасья Кински и Рупер Эверетт Один из огромных плюсов сериала - это хорошая проработка и раскрытие характеров, нередко восприятие образа усиливает грим. Например, когда глядишь на Вальмона в образе Эверетта то сразу появляется ассоциация с диким хищником: этот взгляд темных глаз исподлобья, будто выискивающих добычу, этот сразу бросающийся в глаза нос. Соответственно его полный антипод во всей этой трехсерийной драме - кроткая и даже застенчивая Мари Турнель, что усиливается ангелоподобной  внешностью Настасьи Кински, героиня во истину  лань попавшая в поле зрение шакала. Именно благодаря этому прочтению персонажа, я поняла почему же Мари все-таки сдалась на милость Вальмону, хотя окружающие предупреждали ее о его истинных мотивах. Дело не в очаровании Вальмона-мужчины, дело в самом механизме добродетели, (а может и естественная чать женской натуры), она всегда уверенна, что ей одной под силу исправить самое вопиющее зло, но это оказывается как всегда - утопией. Ибо, зло преклоняется только перед одной чертой - силой, в данной экранизации - силой ее несломленной нравственности, уничтожившей в конце и ее саму,  и победившей тем самым злодея в Вальмоне. Хотя интересно, если бы Мари впустила бы повторно в свою жизнь Вальмона и не покончила бы собой, надолго ли бы хватило его любви к ней?  Весьма интересна фраза проницательной Изабеллы де Мертрей, оброненная  о Мари в разговоре в Вальмоном:  "Впервые вы встретили достойного противника". Действительно, если посмотреть на персонажей  глазами режиссера экранизации, то  Мари Турвель и правда кажется единственным достойным противником Вальмона. Почему? Потому что эти люди - по своей сути, повторюсь, антиподы - живут в обществе "с открытым забралом" - он искреннее воплощение зла,  она искренняя святость. Мадам Мертрей же скрывает свою истинную природу под маской добропорядочности, а Сесиль Воланж,  из неопределившихся, слабохарактерная девушка с которой интриганы могут делать все что им надо.
Катрин Денев блистательно справилась с ролью главной злодейки, задающей динамику сюжету. Здесь Изабелла Мертрей - дама в общем-то солидного возраста, однако хитростью, она легко может соблазнить и влюбить в себя молоденького студента, а потом довести его до самоубийства. Внешне она добра и участлива к людям, полна чувства собственного достоинства, что вызывает благоговение у  окружающих. Она глава благотворительного фонда, помогающего талантливым начинающим музыкантам, что оказывается фикцией.  И никто, кроме ее сообщника Вальмона, даже не подозревает об истинном лице этой коварной паучихи.
Сесиль Воланж очень правильно подана Лили Собески, как абсолютно ведомая бесхарактерная, недалекая девушка из состоятельной семьи, мечтающая посвятить свою жизнь карьере пианистки, да вот бабушка видит ее будущее иначе, подобрав пожилого, состоятельного жениха. А вот образ настоящего возлюбленного Сессиль Воланж - молодого музыканта Дарсеньи для меня в этом фильме стал неожиданно-проработанным. В романе - это просто студент, подрабатывающий уроками музыки, которые он дает малышке Воланж, эти двое влюбляются в друг друга, далее интриги Мертрей и Вальмона... В общем в книге Дарсеньи весьма схематически-выписанный товарищ, а в описываемой мною сериале - характер очень даже прописанный: он человек искусства, талантливый, если не гениальный, скрипач, очень сдержанный, я бы даже сказала аристократически-сдержанный, внешне кажущийся абсолютно бесстрастным и лишь экспрессия струн и смычка в его руках показывает достаточно страстную личность. Не смотря на юный возраст он старомоден и, в отличие от своего книжного прототипа, прощает падение  Сесиль, когда узнает, что она по неопытности стала жертвой интриганов.
Фоном в сериале играет минорная музыка, отдающая декадансом. Замечательные декорации. Вообще проработанность в сериале всех возможных нюансов - меня при просмотре действительно порадовала. в общем сериал отличный, хотя, возможно некоторые сочтут его мрачным и скучным, но самое интересное он включил в себя все три вида концовок: трагедия,  хеппи эндом и открытый финал.


Рецензии