О самоопределении
Как правило, люди не задаются этим вопросом каждый день, поскольку считают его давно решенным. Действительно, чьими глазами я вижу мир? Глазами Андрея. Или Маши, или Вити, или иного Имярека (нужное подчеркнуть). Отсюда делаются те или иные выводы. Например: «Я — это мое тело», «Я — это моя душа».
При этом человек обычно не отождествляет себя с частью своего тела. Лично я не видел таких случаев, чтобы нога болела, а мозг или душа (то есть «я») ее ругали: «Противная нога, хватит болеть! Сама виновата, что ударилась! Терпи теперь». Нет, нога связана с нервной системой всего тела, и поддержание ее здоровья так или иначе оказывается в твоих интересах. Поэтому, говоря «я», ты имеешь в виду цельного человека, а не какую-то его часть. И ведешь себя благоразумно, отвечая за всё тело целиком. Тезис «я = этот человек» способствует сохранению этого человека.
* * *
Но такое самоопределение не является единственно возможным. Есть и другие варианты.
Начнем с самого радикального из них — с детерминизма. Детерминизм — это философская и отчасти научная концепция, согласно которой мысли, слова и поступки человека рождаются под влиянием внешних факторов (обстоятельств) и внутренних факторов (например, опыта).
Здесь я считаю необходимым разделить детерминизм на две составляющие: полезную и вредную.
• С одной стороны, детерминистский подход может помочь человеку понять других людей. Яркий пример — сериал «Симпсоны» про желтых человечков. Этот сериал — настоящая ода детерминизму. Уже во второй серии диспут о свободе волеизъявления преподносится в качестве пункта школьной программы для одаренных детей. А в последующих сериях раскрываются трагические судьбы жителей Спрингфилда, так что те «выродки», которых ты презирал, начинают вызывать у тебя сопереживание и даже уважение.
• С другой стороны, детерминизм, будучи воспринят как «единственно истинная» идеология, ведет к поспешным выводам и плачевным переменам в жизни своих приверженцев: постепенно они становятся безвольными овощами. Они оправдывают свою безвольность детерминизмом и живут по инерции — теми привычками, которые они в себе развили во времена своей веры в свободу волеизъявления.
Что же говорят такие люди, когда ты даешь им внешний фактор — призыв к конкретным действиям? «Мое тело мне не подвластно. Его поведение детерминировано внешними обстоятельствами, а я всего лишь наблюдаю и ощущаю его. Поэтому извини, я ничего не могу поделать».
Такой человек говорит о своем теле в третьем лице. Для него тело — не «я», а «оно», и детерминист упорно отрицает свою власть над этим «третьим лицом». Такое самоопределение делает его безответственным по отношению к мыслям, решениям и поступкам своего тела. (Известны эксперименты, подтверждающие эту тенденцию к безответственности: https://vk.com/wall-100320257_2)
Печальная картина.
* * *
Есть и обратный подход — отождествление себя с чем-то отличным от своего тела, своей сути или своего человека. И здесь начинается самое интересное.
1. Однажды я был на мели в плане финансов и работал из дома. Постоянная нехватка денег на элементарные нужды очень раздражала меня. Я находился на грани нервного срыва и даже случайно разбил кувшин с водой. Мой коллега, Дмитрий, быстро понял, что плодотворной работы от меня ждать не придется, и сообщил начальству. Начальник же оказался мудрым человеком и не стал ничего мне выговаривать, но вошел в положение, трезво осветил ситуацию и принял необходимые решения.
Задача начальника — действовать в интересах всей фирмы. Если к нему идут с жалобами: «Ваш подчиненный — идиот», то он никогда не ответит на манер детерминиста: «А я тут при чём? Я всего лишь начальник, это подчиненный виноват, а моя хата с краю». Наоборот, начальник при первой же возможности вовлечется в решение проблем ДРУГИХ ЛЮДЕЙ и урегулирует их конфликты наилучшим образом.
Он заботится о фирме так, словно фирма — это он сам. И хотя по факту он — вроде бы не фирма, подобное самоопределение «я = фирма» позволяет ему поддерживать весь бизнес, а не только самого себя.
2. Другой замечательный пример: я написал подруге письмо о тех вещах, которые делают человека порядочным, — о тех самых вещах, которых ей не хватало, и описал эти вещи в виде списка примеров. Получив это письмо, она восприняла его как заоблачный стандарт для себя, а затем предложила мне другой стандарт: у меня должна быть крутая тачка вроде «Роллс-Ройса».
Конструктивностью здесь не пахло, и я спросил ее: «Что ты хочешь: строить или рушить?» — «Строить». — «Если ты хочешь строить, то не должно быть никаких „я“ и „ты“. Должно быть „мы“. Не мои интересы и не твои интересы, но наши».
Как же изменился ее голос! До этого она воспринимала меня как эгоиста, который всё делает только для себя, и отвечала соответственно — будто я против нее, а она против меня. Теперь же, когда нам обоим было предложено единое самоопределение «я = мы», это письмо показалось ей здравым и даже забавным. Хотя в итоге к браку это не привело, в тот вечер мы помирились.
3. Подобное самоопределение прослеживается в фильме «Аферисты Дик и Джейн». Главные герои в одночасье теряют перспективную работу и шикарный частный дом. Их выселяют, они вынуждены жить на улице и лежать на голой земле.
И знаете что? Дик не думает: «Куда я теперь пойду с этой безрукой нищебродкой?» А Джейн не поддакивает: «Зачем мне этот неудачник?» Они даже не заикаются о разводе. Они лежат на земле — вдвоем, вместе. Терпят нищету, голод и унижения — вместе. Даже грабят магазины и крутят аферы — вместе. Для них нет «я» и «ты», а есть только «мы». И поэтому их союз нерушим.
* * *
Пример, актуальный для христиан, — это апостольская церковь. В посланиях апостола Павла (Рим. 12:5; 1 Кор. 12:21–26; Еф. 4:1–4; Кол. 1:24) постоянно звучит определение церкви как единого тела, в котором разные члены заботятся друг о друге в меру своих способностей. Он учит христиан отождествлять себя с этим телом, чтобы каждый его член действовал в интересах всего тела. Именно это, по крайней мере отчасти, делает церковь единым организмом, а не кучкой конфликтующих эгоистов.
Кроме того, христианин, принимая Святого Духа, начинает действовать в интересах Того, Кто живет в нем. Это тоже граничит с самоопределением. Но не с таким, что «Я Бог, веруйте и повинуйтесь» а с таким, что «Его Дух во мне, и я желаю послужить Ему».
* * *
Попробуй спросить себя: «Кто же я? Чьи интересы — мои?»
Тогда ты сможешь узнать много нового о себе и о своем характере.
Если ты — это не твои друзья, то не удивляйся, что дружба не клеится.
Если ты — это не твоя семья, то ты знаешь, почему в ней нет мира.
И так далее...
29 апреля 2017 г.
Оригинал: https://vk.com/note12035827_11784986
Свидетельство о публикации №217110500170