Лицемерие второго порядка
Простое «фарисейское» лицемерие выставляет человека праведным в глазах других людей. Он может пышно одеваться, изображать праведность, демонстрировать щедрость, исполняя туш на трубе, вслух молиться... Чтобы показаться красивым, ему нужны какие-то плоды, и он намеренно обращает их в повод для собственной славы.
С приходом в мир Иисуса Христа такое показное благочестие потеряло былую ценность. Люди поняли: красивое лицо — еще не показатель состояния человеческого сердца и не индикатор его внутренней сути.
ЛАЗЕЙКА
По идее, разоблаченные лицемеры должны были исчезнуть с лица земли...
Но они нашли лазейку в христианском мировоззрении.
Простое лицемерие первого порядка (Л1) вводит людей в заблуждение через глаза.
При лицемерии второго порядка (Л2) обман нацелен на разум людей.
КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ
Принято считать, что человек, с позором признающий свои ошибки, свою неправоту и греховность, тем самым открывает свое внутреннее раскаяние. Будто бы исповедь, «чистосердечное признание» — это непременно признак смирения.
В этом самом уголке и кроется корень Л2: человек предстает перед тобой недостойным, гордым, заблуждающимся, голова опущена, кулаком бьет в грудь, из горла доносится отчаянное всхлипывание... Ты смотришь на него и приходишь к выводу, что он смирил себя и достоин лучшего отношения.
Вот и всё! Ему даже не нужны никакие добрые плоды в жизни. Поунижал себя, поревел — и вот в глазах публики он уже ангел на коне.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ВОПРОС
А чем же лицемер второго порядка отличается от искренне раскаивающегося человека?
Всё просто:
• у искреннего человека за признанием своей неправды следует покаяние, то есть перемена ума и перемена дел;
• носителя Л2 перемены не интересуют: для него показное смирение — это всего лишь прием психологической защиты.
9 июня 2015 г.
Оригинал: https://vk.com/notes12035827
Свидетельство о публикации №217110500186
Не могу не поделиться любимыми цитатами... уж извините. Удалите, если не к месту...
===
Смирение - всего лишь тихое понимание и благодарность, благодарность... уже свободных сколько от примитивного гама кичливо-чувственной самости,
в большой боязни спугнуть и потерять это проникновенное принадлежание любящему Совершенству... держащееся лишь на волоске желанного понимания. – Сергей Одиниз.(автор прозару)
---
И в продолжение темы, мнение святителя Игнатия (Брянчанинова):
"Гордость – верный знак пустого человека, раба страстей, знак души, к которой учение Христово не нашло никакого доступа. «Мнение смирения» – ужаснейший вид гордости. С трудом изгоняется гордость, когда человек и признает ее гордостью; но как он изгонит ее, когда она кажется ему его смирением?
Ложное смирение так ослепляет человека, что вынуждает его не только думать о себе, намекать другим, что он смирен, но открыто говорить это, громко проповедовать. Ложное смирение – всегда с сочиненною наружностью: ею оно себя публикует. Ложное смирение любит сцены: ими оно обманывает и обманывается.
Жестоко насмехается над нами ложь, когда обманутые ею, мы признаем ее за истину.
Благодатное смирение невидимо, как невидим – податель его Бог. Оно закрыто молчанием, простотою, искренностью, непринужденностью, свободою.
Смирение Христово облечено в хитон и ризу (Ин.19:24), в одежду, самую безыскусственную: покровенное этою одеждою, оно не узнается и не примечается человеками.
Смирение не видит себя смиренным. Напротив того, оно видит в себе множество гордости. Оно заботится о том, чтоб отыскать все ее ветви; отыскивая их, усматривает, что и еще надо искать очень много.
Смирение никогда не гневается, не человекоугодничает, не предается печали, ничего не страшится.
Смирение надеется на Бога – не на себя и не на человеков: и потому оно в поведении своем просто, прямо, твердо, величественно. Слепотствующие сыны мира называют это смирение - гордостью."
//
Так и Пилат, расценил смиренное молчание Христа, как гордость.
///
Спасибо.
Всего Вам доброго.
Саша Человекиз 21.11.2017 15:04 Заявить о нарушении