нарушенная заповедь

                НАРУШЕННАЯ ЗАПОВЕДЬ
Моему доброму другу Дмитрию Грачеву с благодарностью за интересный сюжет  и  творческую поддержку.
 В деревню пришла весна. Хозяйственный мужик Федор Поликарпов шел к соседям по собственной неотложной надобности. В будке заворчал ,а потом взлаял черный Дозор.
- Дозор , Дозор ,уймись ,-окликнул злобного цепного пса Федор, входя во двор к матери и дочери Проценкам.
Чуть пригнувшись в дверях ,чтобы не задеть притолоку ,неловко вошел в дом. На дворе лаял ,разрывался Дозор.
- Есть кто дома ? –окликнул он полутемную хату.
Бабка в углу на койке захрипела:
-Кого тебе? Кто там?
-Че ,мать ,ты одна че ли ,-увидев ее в куче тряпья , по- сибирски чокая ,спросил Федор- А где Марь Иванна?
-Бабка прочистила горло от долгого молчания
-Федор ,нету моей надсмотрицы ,нету моей кровопийцы дочки ,изверга рода человеческого,- прокаркала старуха.
-Мать ,ты че?- Опешил Федор –Че случилось –то?
-Вот такие дела ,Федор , не подходит ,есть не дает ,пить не дает ,гнию заживо при таком –то дочерином досмотре. Когда мою душеньку уже господь приберет ,-жаловалась старуха разбитым дребезжащим голосом,- да когда я уже загнусся ,чтобы не видеть это исчадие ада ,-причитала со своего лежака старуха.- Говорит ,что всю жизнь ей загубила, ей командовать не давала, во всех своих грехах меня винит ,как тут жить Федор –от?
-Ниче мать ,держись ,я жене скажу ,пусть придет тебя попроведает,- Федор неловко повернулся и задевая косяки ,вышел из дому… Во дворе встретил хозяйку  с ведрами воды навстречу
-Что в избе делал?- вместо приветствия подозрительно  прищурилась Марья.
-Здорово ,Марь Иванна,- заговорил растерянный Федор… Я ведь  слышь че к тебе ,я про весла дюралевые зашел у тебя спросить . Петровичу ,царство ему небесное ,они уже не нужны ,а у тебя будут валяться , я куплю ..ты не думай ,-зачастил Федор ,видя ,какое замкнутое лицо делается у Марьи
-Валяться будут , говоришь, а пусть валяются ,тебе то что?
-Да зачем они тебе ? Ты на рыбалку не ходишь,  куплю я их у тебя ,-уговаривал Федор.
-Ладно ,подумаю я,-сказала как отрезала Марья.
И спросила насуплено:
-Ты бабку мою видел?
- Не-е-е-,я  поздоровался и сразу во двор ,-соврал Федор.
-Жаловалась поди-ко тебе ,-снова подозрительно спросила Марья… Лежит там как исусик ,ручки на груди сложила ,смерти все ждет, ничего из моих рук не хочет есть, говорит , отравлю. Ты же знаешь ,какой характер чижолый у нее.
-Да у тебя ,Марья ,не легше ,вы стоите друг друга ,-буркнул Федор ,слушая такие речи.
-А Толик ее забрать не хотел ,сам знаешь ,приехал ,говорит ,моя ,мол не захочет  возиться со свекровью, сунул мне десять тыщ и укатил ,а я с ней как хочешь ,-жаловалась Марья о своем ,наболевшем, впервые за такое долгое время…..
- Марья ,да я не знаю ничего такого ,-отмахивался  Федор ,вижу ,у вас у обеих характер того…неуступчивый…
-Чего тебе бабка наговорить успела? Жаловалась поди на меня ?-  Марья  даже поставила ведра на подтаявший снег и во всю расходилась ,найдя  хоть ненадолго собеседника..Видно ,что она тоже намолчалась
- Не, не успела ,-опять соврал Федор ,- тебя нет в хате ,я и пошел искать во дворе… И заторопился  :
 
- Пойду я, спасибо Марья ,я потом зайду, весла заберу ,- рассчитаюсь с тобой заодно, -подчеркнуто уважительно заговорил Федор ,- Где они у тебя есть?
- В сарайке лежат. -Совсем смягчилась Марья .
Вечерело. Над  деревней полыхал   закат.
 
- Слыш че, мать , -
сказал он своей жене Шуре ,придя домой,-чет у них там совсем неладное, у Марьи-то .Бабка лежит, воняет ,дух тяжелый в избе, ты бы зашла к Марье ,поглядела по- соседски.
-Да ты что ,Федор ,-замахала руками Шура,-как я пойду ,незванная-непрошенная , чем   помогу-то ,сам подумай?
На том разговор и окончился
Позже ,когда бабка умерла в конце лета ,Шура  ходила ее обмывать  и прибирать в последний путь,  как это и положено по- христиански, рассказала ,что  бабка без ухода  гнила заживо, вся в струпьях, червей –опарышей выковыривали из пролежней у запущенной старухи .А что тут скажешь? Бог ей судья ,Марье-то. И как в воду глядела. На следующее лето  разгоряченная  Марья зашла  с улицы попить холодной водички в дом ,в глазах у нее вдруг потемнело ,рука с кружкой ослабла, и  вода полилась   на грудь ,ноги стали ватными, подогнулись, и Марья упала на пол. Да еще вдобавок ,лежа уже на кухне ,обмочилась .Такой ее и нашла соседка Шура ,которая заподозрила неладное  на следующий день . Куры бродят ,коза кричит , хозяйство заброшено. Пока дочка   ехала за матерью из города, Шура  сама  ухаживала за соседкой. За это  дочь Марии  отдала Шуре живность со двора ,а мать увезла к себе в город ,предварительно заколотив досками окна и закрыв на замок двери.
Спустя еще время Шура легла на плановую операцию в городе. Выздоровев и выписавшись ,поехала навестить свою бывшую соседку Марьюшку..Страшилась ее увидеть. Но лежала Марья в чистой постели, в светлой боковой комнате, все такая же, как и в первый день удара: с опущенным нижним веком и  поведенным уголком рта .Из-за этого разговаривала Марья невнятно. Шура ,стесняясь , в одних в носках подсела к постели  Марьи .Увидев бывшую соседку, Марья заплакала ,здоровой рукой утирая слезы с дряблых щек.
-Как живешь,  соседка?- неловко спросила Шура, будто  и не простой вопрос задала для поддержки разговора, а внедрилась в какую-то потаенную, запретную область.
  -Да как живу ,Шурочка ,-невнятно заговорила Марья,- в чистоте вот  лежу ,дочка за мной хорошо ухаживает, только когда зять  напьется ,скандалы устраивает, говорит дочке :»Пусть эта вонючая старуха едет к себе в деревню.» А куда я теперь поеду ,Шур, кончен мой век ,а сердечко-то  тарахтит ,работает. Врачи говорят ,что для моего возраста сердце  здоровое. Лежу, сама мучаюсь и дочку с зятем мучаю…  А  он злится на меня .  Сколько из деревни им продуктов перетаскала ,все же для них собирала ,готовила ,сама знаешь ,мясом на зиму заваливала ,ничего на рынке покупать не надо было, а теперь вот стала беспомощная и такие речи выслушиваю..За   что меня только господь наказал ?- плакала Марья скупыми слезами ,утирая  уголком одеяла слезящийся глаз.-Думала ,что умру разом ,на бегу ,а получилось вон как.
Шура только головой качала, слушая невнятное бормотание бывшей соседки.
На обратной дороге к автовокзалу увидела церквушку ,слезла с автобуса и специально зашла в храм..Поставила свечи за упокой мамы и папы ,умерших близких и дальних родственников ,с правой стороны поставила свечку за здравие ,крестилась перед иконой Божьей матери, шевелила губами ,творя молитву. Думала про своих двоих сыновей и дочь ,как –то оно все сложится ,хоть бы бог не попустил.  А что дальше  ждет, одному богу известно.


Рецензии
Жизненно, конечно. Только не всё так однозначно, типа, Марья нарушила пятую заповедь вот и поплатилась. Тут не только Марья виновата, бабка - тоже не подарок, долго Марье кровь сворачивала, вот та и "скопытилась" раньше времени! У меня бабушка так же вредничала, не принимая помощи, чтобы сполна насладиться своими страданиями, поселить во мне чувство вины, ну и соседям пожаловаться - святое дело! Не драться же с ней, чтобы сделать всё, как подобает! Приходилось отступать и оставлять всё, как есть. Слава Богу, до опарышей у нас не доходило, так как она ходячая была. В психологии это называется "комплекс жертвы".

Так что я, скорее, на стороне Марьи: кто сам не был в таком положении, тому и не понять, а когда вдруг окажется, то все вокруг начнут судить теперь уже его! Я в какой-то мере даже рада, что у меня нет детей и ухаживать за мною некому - умру - никого не намучаю!

А инсульт - это Божья кара для всего человечества, все мы носители гена FOXF2, так что каждый из нас доживёт до своего инсульта, если, конечно, раньше от чего-то другого не помрёт.

Ольга Вайнер   14.12.2018 13:23     Заявить о нарушении