О правах детей в деревне

В моей жизни была история, которая стала анекдотом нашего рода, и передаётся из поколения в поколение, как пример неоправданной  борьбы за права человека. А дело было так…

Когда я окончила девять классов, тётя Рая, старшая сестра моей мамы и начальник отделения связи в посёлке Нагорном,  предложила поработать у неё на почте. Поучиться печатать на печатной машинке, изучить почтовое дело. Официально я была оформлена уборщицей. Но, кроме мытья полов, я принимала телеграммы, посылки, разбирала прилетевшую почту, штамповала входящую корреспонденцию. Однажды, когда долго не было погоды, и самолёт не летал, почту по погоде привезли за два месяца! Пришлось работать даже почтальоном…

Работа оператора мне нравилась, а полы мыть не нравилось.  Но два месяца я выдержала. В августе, собрав зарплату за два месяца, мне неожиданно купили билет на самолёт и отправили в гости к бабушке! Одну на самолёте в Хабаровский край! Станция Хор - место моего летнего отдыха от рождения и до...

А там, на Хору, как раз гостили обе мои двоюродные сестры, дочки тёти Раи – старшая Наташа и младшая Света. Наташа уже была замужем, Света перешла в пятый класс. Когда Наташа уехала с сыном домой, в Магаданскую область, мы остались у бабушки вдвоём. И тут вдруг выяснилось, что именно я повезу Свету домой, в Нагорный. То есть… Это вам не просто самостоятельная Ира, это уже взрослый ответственный человек! На поезде, автобусе, самолёте, с материка на Чукотку, я вернусь, сопровождая маленькую свою сестру. А вдруг непогода? И мы застрянем в Анадыре, например?.. Ответственность... Вот, оказывается, для чего был реализован план с моим трудоустройством!

У бабушки на улице Торговой была своя компания мальчишек и девчонок, где я была своей. А Света, как маленькая, всегда была при бабушке, во дворе, на лавочке около двора. И однажды, как взрослая, я взяла скучающую сестрёнку на речку, где мальчишки собирались ловить в банки раков и варить их на костре.
 
Дело это оказалось небыстрое, раки просто так ловиться не хотели. Ребята  купались, разводили костёр, в ножички играли. Мы со Светой сидели на топляке, застрявшем от сплава брёвен, а пацаны нас развлекали, пока не наловили штук 15 раков. Пугали нас их страшными усами. Один решил показать, какие у рака клешни сильные. Взял веточку и поднёс к членистоногому, держа его за спину. Рак ветку не мог захватить и мальчишка начал подсовывать её к клешне. И тут этот страшила схватил не ветку, а палец! О, как он орал, этот мальчишка! А рак болтался на его пальце и не отцеплялся.

Вечерело. Раки сварились в котелке, стали красными. Все дружно начали ломать панцири, выковыривая вкусное мясо. Я сама не решилась, мне дали попробовать кусочек - вполне себе вкусная еда! И тут на берегу появилась бабушка, взволнованная, подол платья подобран и заткнут за пояс, платок сбит, дышит тяжело. Увидела нас, руками всплеснула и как давай ругаться, что ушли без спросу и так долго где-то гуляем! И лозиной меня по спине как полоснула в сердцах!

Ого! Как я оскорбилась:
- Ты что дерёшься? Я, между прочим, не ребёнок тебе!!! Я совершеннолетняя! Имею право гулять до десяти вечера! - увёртываясь и отбегая от бабушки, кричала я.

А когда дошла очередь до Светы, она, подпрыгивая, ибо бабушка её за руку держала и волочила домой, вопила:

- А у Ирки паспорт есть! Она уже гражданин!..

Ну, и ещё что-то такое о правах человека и ребёнка. Бедная наша бабушка, которая писала с трудом по причине малограмотности, просто опешила от такого напора. И дома, выпив какие-то капли,  пошла на переговорный пункт, совещаться с родителями – можно ли нас шлёпать и как дальше жить…

Через неделю мы уехали домой. И довезла я Светку, между прочим, без всяких приключений и проблем. Никто наших прав не нарушал. И погода не подвела. Спасибо тёте Рае - даже я так не верила в себя, как она в меня. И ещё раз: прости, баба Нюра, за траченные на нас нервы... И спасибо за любовь.


Рецензии