Конюх рассказ

Давно это было. Поздним зимним вечером А.И. Шкурин возвращался из Севска, где в тот день отшумела ярмарка. Рыжий, со звездочкой на лбу Мальчик легко выбрасывал стройные ноги. В передок саней летели из-под копыт комья снега. С юга вдруг налетел порывистый ветер. И сразу сыпанула сверху снежная пурга. Дорогу быстро занесло.   Александр Иванович отвернулся от ветра и целиком положился на коня. И Мальчик не подвел. К полуночи доставил ездока в родное Гламаздино.
- Лошадей люблю с детства. Наверное, из-за этой привязанности половину жизни проработал конюхом, - говорит 60-ти летний А.И. Шкурин.
А кто из нас, сельских парней, не любил коней? Пожалуй, из тысячи и оного равнодушного не найдешь. Все мы после школы бежали на конюшню, чтобы полюбоваться на четвероногих красавцев, расчесать им гривы, поднести к мягким губам своего избранника подсоленную ржаную корочку, прихваченную из дома тайком от матери. И верхом блаженства считали разрешение проехать верхом до колодца и обратно или умчаться на телеге с конюхом в луга за свежей травой.
Сейчас в районе 2044 лошади. Не густо, что и говорить. Даже по сравнению с прошлым годом коней поубавилось. Редко в каком колхозе теперь встретишь хорошую конюшню, при ней кладовку для упряжи, расставленные рядком повозки или сани. Лошадей разобрали по фермам, раздали бригадирам, молоковозам, а безнадзорный молодняк почти круглый год кормится на посевах или возле скирд. Странно: трудяга лошадь вроде бы не заслужила для себя отдельного рациона, хозяйского отношения.
Совсем другая картина на конюшне А.И. Шкурина. На его попечении около полусотни лошадей всех возрастов. Упитанные, вычищенные, они каждое утро радостным ржанием встречают своего хозяина. Александр Иванович подкармливает коней силосом, корнеплодами, подбросит навильник - другой сенца. Правда делать это порой приходится за спиной зоотехника. По настоянию Шкурина колхоз почти каждый год берет с госплемконюшни породистого жеребца. Потому и не мельчают кони в Гламаздино.
Утром на конюшню являются работники МТФ, СТФ. И всем дай лошадь получше, сбрую поновей. За день животноводы, не трогая тракторов, перевозят лошадьми на фермы до 30 тонн кормов и других грузов.
- Жалко, но иногда приходится посылать коней на работу в гололед. Вед подковать их негде – вздыхает Александр Иванович.
Смотришь, в иных местах даже приусадебные участки колхозники пашут тракторами. Не редкость уже осенью на огороде и трактор с навешенной картофелекопалкой. Все это требует дополнительного расхода горючего. В Гламаздино все пашут и убирают огороды с помощью лошадей.
Председатель колхоза А.Я Башкатов рассказывает:
- Наши специалисты подсчитали, что себестоимость содержания одной лошади за день не превышает двух рублей. А проработавший день трактор обходится в 20 и более рублей. За год лошади сберегают хозяйству примерно тонн 50 горючего и масла. Словом, разводить их экономически выгодно.
Но вернемся в конюшню. Проход вычищен, убраны станки. Хомуты развешены на деревянных крюках по стене кладовой. Чинит упряжь Александр Иванович своими руками, для этого у него всегда под рукой немудреный инструмент: нож, шило.
- В сельпо-то не всегда купишь новый хомут, седелку, шлею, а дуги в нашем магазине  продавались этак лет 25-330 назад, - сетует конюх. – Вот и приходится самому.
Наступила весна. Без коней опять не обойтись. Поэтому Александр Иванович стремится обучить к посевной подросший молодняк. Заложить в оглобли застоявшуюся трехлетку, взнуздать, приучить понимать команду человека – дело непростое. Однако самых строптивых коней дед Шкурин покоряет лаской, настойчивостью. И, глядишь, еще час-назад дико храпящий третьяк уже покорно тащит за собой сани с конюхом, слушается вожжей, «понимает» голос своего повелителя.
Директор Гламаздинской средней школы З.Н. Кудрявцева тепло говорит:
- Александр Иванович прививает любовь к лошадям нашим ученикам. Частые гости на конюшне члены ученической производственной бригады Гриша Никифоров, Гена Гостик, Боря арбузов и другие. Они охотно чистят лошадей, поят, кормят, помогают убирать в станках. Общение с животными делает ребят добрее, отзывчивее, а главное приучает с юных лет к труду. Говорю это не для красного словца, - подчеркивает опытный педагог.
Конюх. Сколько лет колхозам, столько  и этой сельской профессии. Но во многих селах уже исчезла или исчезает она. И все потому, что за последние годы в районе не построено ни одной новой конюшни, зачастую труд конюха оплачивается в зависимости от настроения бригадира. Да и на глазах тают табуны. Например, в колхозах «Правда», «Страна Советов» осталось всего по 43-48 лошадей. А это значит: по каждому пустяку «запрягай» трактор, жги далеко не лишнее в любом хозяйстве горючее, а потом гони лишний раз на ремонт ДТ-75 или Т-150. Нет, рано списывать коня с баланса колхоза. Наоборот. Нужно иметь столько лошадей, сколько диктуется потребностями производства. 


Рецензии