Дача, сад и мои пенсионные заботы

У каждого человека в жизни есть определенная черта, особенно, когда он достигает пенсионного возраста, но продолжает трудиться.
Это черта отчуждения! Да-да, именно отчуждения. Хорошо, если человек достигнув этой черты, подготавливал себя умственно, психологически, думая: «Когда-то это случится, и я окажусь за этой чертой». Много примеров, когда у человека активной жизненной позиции. С хорошим отношением к нему коллектива, окружающих, друзей наступает момент, когда ему приносят приказ, указ, письмо о том, что завтра Вы никто, Вы уволены.
Я к этому моменту готовился заранее. Шесть лет назад мы купили де дачи по 5 соток, правда, в запущенном состоянии, потому, что не обрабатывались лет 5-6. и вот два года мы с женой Лидой наводили порядок на этом клочке земли. Выпилил все деревья, кустарники,  убрали мусор, перекопали дернину, и на третий года у нас получилось что-то похожее на дачу. Привели в порядок двухэтажный домик. Провели свет, отремонтировали водопровод,  построили туалет, хороший душ, смастерили пристройку в виде веранды и самое главное я смастерил длинный широкий крепкий стол, скамьи для гостей. До 20 человек всегда запросто за ним помещались. С женой договорились. Что один участок ее. Где она возделывает грядки с овощами (сотки 3), разбивает цветники, делает травяную лужайку. А на своей половине я обещал внукам вырастить сад. О котором мечтал. Чтобы у меня было много всяких растений, чтобы они радовали и меня, и всех, кто в него заходит не только плодами, ягодами, но и своей красотой. Я подружился со многими любителями – садоводами, которые поделились самыми разными растениями от наших простых яблонь, груш до экзотических плодоносящих растений.
Я знал, что когда уйду на пенсию, то своему саду  буду нужен. Так и получается, и чтобы испытывать удовольствие от той работы. .которую делаешь в саду. Необходимо это все любить, увлекаться этим, радоваться каждой привитой веточке. А прививками я очень увлекся, и они приживаются у меня на яблонях, грушах, вишнях, сливах, алыче, рябине, боярышнике, винограде. Все лето я слежу за этими «питомцами», иногда даже в год прививки появляются плоды и приходится делать им бандаж, чтобы не обломали веточку. Я очень увлекся виноградом – у меня его 30 кустов, из которых около 18 уже плодоносят, да  такие крупные ягоды – раза в три больше пятака. Есть зеленый, синий, красный, золотистый, кишмиш и приятно в августе-сентябре угостить кистью винограда гостей и друзей.
Растут у меня и яблони – карлики, полукарлики, простые виды – ранние, поздние и зимние сорта, 6 видов груш, на половине из которых уже пробовали плоды, сливы разных видов. Крупная алыча. Абрикосы 3 видов. Черешни, вишни, боярышник двух видов, барбарис, калина. Черноплодная рябина, красная, ирга, крушина, сирень. Жасмин, русский бамбук (кустарник), шелковица белая, айва дерево и кустарник, древовидная смородина, смородина 5 видов (черная, красная, белая, розовая, серебристая), крыжовник (черный, красный, желтый, зеленый) разных сроков созревания, сортов 5-6 малины. Моя гордость – ежевика бесшиповая, ежемалина желтая и черная, другой вид ежемалины, древовидная малина, жимолость, можжевельник, туя. Гибискус. Очень хорошо растут ягоды клубники, земляники, лекарственные растения. Особое место уделяли цветам раннего цветения – адонис, древовидная пион, розы многих сортов. Клематисы 4 видов, Курильский чай. Экзотические спиреи (желтая, белая, сиреневая), есть растение тамарикс – очень красиво цветет и ночью  темноте светится, лилии и лилейники. Ромашки. Водосборы, канны, эхинацея, ирисы, калы и много еще чего.
И вот мы с женой Николаевной в пору цветения – все лето и осень – любуемся этой красотой, снимая все это на пленку.
Летом приезжаем на дачу – Лида сразу нарывает листьев. Цветков и заваривает травяной чай. Который мы и пописаем целый день. Соседи, проходя мимо нашей дачи. Всегда останавливаются и любуются, и Николаевна всегда рада поделиться тем или иным цветком и растением. Однажды одна родственница Нина сказала, что у нас дача метр на метр, и как там можно не успевать что-то делать? Но когда я пригласил ее в гости и полчаса водил ее по рядам растений и рассказывал про каждый кустик. Она сказала: «Беру свои слова назад. Не пойму, когда вы это все успеваете обрабатывать?»
Хочется сказать несколько добрый слов по одну садовницу – Беседину Галину Николаевну. Свой садовый участок она превратила в парк-сад. Как у нее все правильно расположено. Многие растения на шпалере. Занимая немного места в саду. Все деревья обрезаны, обработаны (обрезкой под ее руководством занимается муж и сын), а в остальном она такой специалист. Что любой мужчина позавидует. А как она умеет рассказать про каждое растение. Сразу видно. Что человек влюблен в свой собственный сад.
Прав был И.В. Мичурин: «Ничего ждать от природы милости. Взять ее – наша задача».
Поэтому когда многие на пенсии падают духом, становятся растерянными в этой жизни, у меня был смысл. Я просыпался в 5-6 утра и сразу бежал к окну смотреть, какая погода. Оказалось очень приятно. Что никуда не надо спешить, мчаться, думая о проблемах. Здорово также, что для пенсионеров придумали университеты трудовой занятости в разных вузах по разным направлениям. Я, например, посещаю курсы компьютерщиков и занятия в группе здоровья в спортзале, в сельхозакадемии – курсы кройки-шитья, возделывания овощей, плодов и другие направления.
С апреля 22015 года я стал неработающим пенсионером. Но ни для не лежал на диване или у телевизора.
Освоил компьютер, очень много друзей в социальных сетях. Даже создали отдельную группу – клан Башкатовых, куда уже записались более 550 человек из разных уголков земного шара: Америки, Чехии, Израиля и других. А сколько полезного можно узнать из переписки с друзьями. Будь то дачные дела, или житейские заботы, .или кулинария, или вопросы здоровья. И я с удовольствием делюсь информацией, и очень приятно, когда благодарят за нее. В ноябре 2015 года я отметил свое 65-летие – срок не малый, но и старым я себя не ощущаю: только сейчас к тебе приходят интересные идеи. Как бы не было человеку хорошо наедине с природой, но ему необходимо общение, а потому я регулярно хожу с друзьями – П.И. Шевелевым, А.Г. Моториным, И.И. Ерохиным, С.И. Переверзевым, А.Ю. Волобуевым, Н.И. Шевченко, С.М. Шиловым – в баню, где мы играем в шахматы, бильярд, шашки.
Очень часто перезваниваемся со старыми друзьями из Железногорска – Е.В. Тяжкороб, С.В. Чабановым, В.В. Долженковым, из Хомутовки – В.С. Лебедев, из Анапы – И.Ф. Саввиди, из Льгова – Е.В. Жердевым.


Рецензии
Здравствуйте, Александр. Вот Вы и ответили на вопрос: "Легко ли быть пенсионером?"
Легко, радостно, жизнеутверждающе, позитивно!

Ваш сад замечательный, для внуков рай на земле.

Общение есть, идеи есть, свобода есть, счастье есть, творчество есть, внуки есть. Вы счастливый человек, но я Вам не завидую. Я за Вас бесконечно рада.
Заходите ко мне в гости, я тоже написала о счастье быть пенсионером.

Вам здоровья, остальное Вы вырастите, воспитаете, напишете.

Софья Биктяшева   13.03.2018 22:55     Заявить о нарушении
Здравствуйте Софья.Как я проглядел ваше послание.Я буду рад вашему общению Спасибо Вам Но я счастливый человек. Сейчас написал книгу о комсомоле Курском и районе где проработал 20 лет,где меня помнят и встречают радужно еще старые друзья. Дача радует в этом году попробовали много плодов ягод с моих питомцев.А ведь я еще работаю в НИИ научным сотрудником. С днем Учителя Вас и всего доброго в жизни Пишите.

Александр Башкатов   07.10.2018 07:52   Заявить о нарушении