Свобода несвободного человека

Когда человека спрашивают, чем же он дорожит прежде всего, то нередко можно услышать о семье, друзьях, любви и свободе. А что есть такое свобода?
Это слово, кажется,  легко взлетает с кончика языка и рвется ввысь. Свобода в моем понимании – это отсутствие непреодолимых препятствий на пути к счастью и развитию. И люди бредят свободой, представляя ее чудесным лекарством, спасающим души. Но так ли это на самом деле? Может ли существовать абсолютная свобода?
Это намного больше, чем спасение из рабства, это, прежде всего, внутренняя сила, огонь, который не потушить никому. Но такой сильный огонь – редкость, и людей, свободных абсолютно можно было бы помещать как ценнейшие экспонаты в музеи. Двадцатый век ознаменован революцией, то есть коренным переломом в жизни людей. Революция стала колыбелью великих людей, по-настоящему свободных, отблеск сердец и глаз которых мы по сей день видим на страницах мировой и отечественной литературы. В «Старухе Изергиль» Горького Данко принес в жертву своему народу сердце. Открыл для людей огромный запас своего внутреннего огня, свободы, благодаря которой он смог повести за собой людей. И я верю Горькому, существуют такие люди, прирожденные герои, несут свою свободу души, словно свет, людям. Великие маяки.
Но это – лишь исключение. А что же по правилу? Часто внутренней свободы не хватает даже на крохотную лампадку, не то, что маяк. И тяжело приходится этим людям, они готовы мириться с болью, несчастьем, бедностью. Не смея мыслить широко и свободно, не умея поступать, как свободные люди, они губят свои жизни. Как герои пьесы Горького «На дне». Попав в зависимость от ночлежки и ее хозяев, они не становятся их рабами, они, кажется, должны быть свободны. Но у каждого есть своя собственная несвобода, отказаться от которой он не готов.. Бубнов мог бы хотя бы попытаться взглянуть на ситуацию с другой стороны, ведь свобода не может быть односторонней. Настя могла бы бросить утешаться бесполезными романами и найти способ выбраться, а Актер – набраться силы воли и оставить пагубное пристрастие. Потому что свобода ждет воли и смелости.  Но этого не случилось, свобода лежит внутри человека, а не ждет снаружи. И героям драмы не хватило внутреннего огня.
Итак, да, люди, живущие всей полнотой свободы, существуют, я верю в это. Но свобода всегда относительна. И, кажется, совсем свободный человек, может быть совершенным рабом, млеющим перед любимой зависимостью: привычкой, образом мыслей, саможалением. На самом деле нужно помнить только одно: свобода лежит в душе, и каждый сам решает, кем станет он: маяком или тухнущей лампадкой.


Рецензии