Обучение детей

«Да он же ничего не хочет делать! А уроки  так вообще». «Ей ничего не интересно. Вот в наше время…» Такими фразами часто начинают психологические консультации родители, бабушки-дедушки – мои клиенты. Так что тема проблемы обучения детей на все времена актуальна. И эта статья написана для родителей, воспитателей, педагогов, для тех, кому интересна тема детства, и кто сохраняет в себе самом своего «внутреннего ребенка» - остается творческим и молодым, несмотря на паспортные данные. И если  получается сочетать в себе взрослого и ребенка, то это здорово! Ведь самый действенный  способ воспитания – это свой личный пример.

Итак, что же влияет на способность детей к обучению, к творчеству? Конечно, тут много факторов: и эмоциональный фон в семье,  и способности ребенка, но еще, на мой взгляд, важным является способность взрослых, воспитывающих и обучающих, к толерантности. С нее и начну. Толерантность от латинского слова «терпение». В широком смысле толерантность означает терпимость к чужому образу мыслей, поведения, установкам. До сих пор остается неисследованным вопрос о влиянии процесса воспитания на становление и развитие толерантных качеств человека. В научный оборот это слово было введено психологом Олпортом. Олпорт подчеркивал, что толерантность формируется еще в раннем детстве. Родители таких детей принимающие и безоценочные. Вне зависимости от того, какие поступки, делают их дети, они не отвергают их и не стыдят. Наказания в таких семьях не жесткие. Для ребенка, выросшего в подобной среде, окружающие люди представляются субъектами, с которыми можно сотрудничать,обмениваться информацией,быть чувствительными и т.д. Дети же из авторитарных семей ведут себя иначе: мир они воспринимают как угрозу. Олпорт также подчеркивает, что толерантная личность готова брать ответственность за свою жизнь в большей мере, нежели интолерантная. А именно, осознавать свои достоинства и недостатки; в работе полагаться на собственные силы; в случае совершенной ошибки винить себя, но не окружающих. И, конечно, толерантный человек стремится к независимости и автономности. Он менее конформен и способен формировать собственное отношение к чему-либо, не критикуя инаковость. Поэтому, открывая в учебнике страницу с какой-то новой темой – ребенку, выросшему в толерантной среде, будет интересна новизна. И, правда, а как жили люди в средневековье, как интересно, но они ведь были совсем другими… О, новая формула по физике! Такая необычная… и пока таинственная, но так интересно приблизиться к ней, изучить… Вот так «работает» толерантность к новому в учебе!

Толерантность является условием успешного преодоления личностного кризиса. Благодаря этому свойству, человек может выйти за пределы личных установок, и обнаружить новые пути развития. Кроме того, если мы говорим о детях, то именно это свойство помогает им адаптировать в многообразии предлагаемых средой обстоятельств. Это же свойство помогает им сделать учебный процесс творческим и успешным.

В психологии есть понятие «возрастных кризисов», так вот именно подростковый кризис (возраст от 11 до 14 лет) является наиболее ресурсным для формирования у него ценностей, смыслов и толерантного отношения к миру. Хотите повысить учебную мотивацию ребенка  - научите его быть толерантным. Станьте толерантным сами!

И вот еще интересный нюанс. Личность становится более толерантной, если за период своего развития она идентифицировала себя с несколькими социальными  ролями, попробовала себя в разных ипостасях. Если ребенок участвует вразличного рода тренингах, занятиях, пробует себя в роли художника, скульптора (та же лепка) и т.д., у него развивается способность к видению мира ни с одной точки зрения, а с нескольких.. А, значит, творчески приспособиться такой ребенок сможет в любой ситуации. Его репертуар возможностей становится шире.

А теперь от более сложного к более простому.

Толерантность – это когда Вы, увидев нарисованное ребенком солнышко, не критикуете его и не говорите, что вообще-то, солнышко желтое. Если страсть к директивной педагогике сильна, то достаточно отметить, что солнышко, наверное, волшебное.

Толерантность –  когда подросток слушает любимого рэп-исполнителя, а Вы, чувствуя отвращение к «странным звукам», не говорите ему, «ну, что ты слушаешь, вот в наше время…» Толерантность – это признать Другого, дать ему право быть. И Вам может нравиться рэп, а может, не нравиться. И на вопрос подростка лучше всего честно ответить: «Я не люблю такое творчество». А, может, «а я пока не знаком с этим». А, может, Вам понравится… Тренируйте свои мозги и душу новыми формами! Молодейте!

Толерантность – это когда Вы смотрите на ребенка, и у Вас не возникает желания его переделать, а Вы хотите ему помочь, но спрашиваете даже у самого маленького: «Хочешь, я помогу тебе?». Вы бережно относитесь к его пространству, чувствам, нраву.

Толерантность – это когда ребенок лепит ромашку дольше обычного, а Вы не подгоняете его, мол, давай быстрее, все уже успели, а говорите, что время уже заканчивается и жаль, что ты не успеваешь, но я вижу, как ты серьезно отнесся к делу.

Толерантность – это когда трехлетка пытается завязать шнурки на ботиночках, но делает это кое-как и очень медленно. Потерпите! Ведь именно сейчас малыш получает бесценный опыт самостоятельного решения и действия. Видите, что ему пока очень сложно, выждав паузу, скажите: «Я могу помочь тебе. Хочешь?»

Толерантность – это когда Вы не ждете от медлительного ребенка ускорения, а уважительно относитесь к его особенностям: темпераменту, психотипу, общему уровню способностей. И придумываете в соответствии со всем этим набором качеств – индивидуальный подход. «Тебе предлагаю делать это задание все занятие, потому что ты, как Эйнштейн, которому был нужен свой темп (более медленный, чем у других)  для создания великих теорий».

Толерантность – это  не тянуть за руку ребенка, заставляя его творить, учить. Дети, которые не хотят учиться, не хотят лепить, рисовать, танцевать и т.д., это страдающие дети. Им не до творчества, не до учебы, пока мама с папой устраивают семейные войны… Им, правда, «недо»… Отнеситесь с должным пониманием к сопротивлению ребенка. Часто такие дети просто присутствуют на занятиях и смотрят. Они получают большой опыт, наблюдая за другими. Но спустя время такой ребенок обязательно присоединится, когда ему станет безопасно, или он перестанет оценивать свои творческие импульсы с позиции «хорошо-плохо». А еще бывает так, что у ребенка много интересов, только взрослые не смогли это заметить. Понаблюдайте внимательно. В век компьютеров родители часто сетуют, что вся сфера интересов детей – в информационном виртуальном поле. Да, это, безусловно, так, но посмотрите, что выбирает в компьютере именно Ваш ребенок. Если игру, то какую,  если группу для переписки, то, опять же, какую именно?

 И напоследок. Несколько цитат из мною любимой книги известного российского педагога, писателя, художника Елены Макаровой.«Другой мальчик в детском саду оцарапал вилкой переносицу. Воспитательница заклеила ранку пластырем. Мальчик нарисовал на пластыре третий глаз. Теперь у него три глаза. И всеми он видит. Воспитательница повела мальчика смывать «грязь». Мальчик рыдал. Воспитательница уговаривала: «Больно не будет». Но мальчик-то рыдал не от боли, а оттого, что смывают третий глаз. От утраты волшебного зрения» (Елена Макарова). Будьте внимательны к потребностям ребенка. Терпимы к его проявлениям. Оставьте ему его «третий глаз».

«На выставках детского творчества иллюстрации к сказкам и персонажи-поделки из разных материалов занимают главное место. Взрослых понятность и аккуратность «поделок» умиляют. Меня приводят в отчаяние» (Елена Макарова). То, что сделал ребенок, он сделал творчески, даже если Ваше восприятие говорит Вам об обратном. Учитесь креативности (способности к творчеству) у детей. Эйнштейн тоже был «странным» и «неправильным» ребенком с точки зрения взрослых.

«Как же, при нашей занятости, организовать такую среду, где разовьется и воображение, и мышление, и умение воплощать «творческость» в реальных формах? Парадокс в том, что детям от нас почти ничего не нужно. Кроме позволения и поощрения творчества. Просто? Просто. Даже слишком» (Елена Макарова).

От себя хочу добавить, что порою самой достаточно сильно включиться в дело: с удовольствием и азартом решать задачу, или с интересом начать лепить, рисовать, как еще пару минут назад скучающие дети, начинают присоединяться и творить.

         Поэтому, следуя четко выверенному плану своего занятия, своих методов воспитания -  не забывайте, что жизнь, а тем более творческая жизнь ребенка, богаче схем. И талант педагога и родителя, бабушек и дедушек заключается в том, чтобы услышать в ребенке музыку его души. А это тонкая, кропотливая работа. Но какое счастье, когда Вы находитесь рядом с творцом, ребенком-творцом. Эта энергия стимулирует жизнь. Развивайте в себе толерантность – и познание принесет радость и детям, и Вам самим.

Анфиса Бондаренко-Глазунова,

психолог, гештальт-терапевт.


Рецензии