Брачный расчет
отрывок из СТИХОТВОРЕНИЯ О СОВЕТСКОМ ПАСПОРТЕ (Маяковский)
Я волком бы
выгрыз
бюрократизм.
К мандатам
почтения нету.
К любым
чертям с матерями
катись
любая бумажка.
Но эту…
Я достаю
из широких штанин
дубликатом
бесценного груза.
Читайте,
завидуйте,
я –
гражданин
Советского Союза.
Вот об этом-то «гражданстве» идет речь, когда пара решается закрепить свой союз официально. Понятие же «гражданского брака» - парадокс, не имеющий юридического смысла. По сути, речь идет о сожительстве без официальной регистрации отношений. Но предлагаю на этом не останавливаться отдельно, почему, да как сложилось, а поразмышлять на тему феномена таких отношений. Поразмышлять с юмором. И с трагедией. В смешанном жанре.
«Жили-были Саша и Маша»
Он увидел ее, а она его. И искра пробежала между ними. Огни страсти обжигали их, и они отдались своему чувству целиком…
- Саша, ты хлеба купил?
- Забыл.
- А голову ты свою не забыл???
- Да пошла ты… Надоело уже все!
Лексика изменена. Нецензурные слова убраны. А что остается? Остается ли любовь? И кто эта сладкая парочка: муж и жена, или люди, проживающие в гражданском браке? Пофантазируем и проанализируем?
«Читайте, завидуйте, я – гражданин»
Итак, напоминаю: «Огни страсти обжигали их, и они отдались своему чувству целиком…» Саша и Маша поженились. Что дала им «печать в паспорте»? А еще лучше, что каждому по отдельности досталось в итоге? Начнем с Саши. Мужчина все же – глава семейства. Итак, Саша (допустим, ему лет 25, ну или 30) впервые взял на себя ответственность за кого-то, причем ни просто за кого-то, а за женщину. Раньше ответственность за него брала мама, а теперь он вырос. В чем заключается ответственность? Саша – мужчина, а значит, именно он отвечает за внешнюю политику: «что соседи скажут, друзья добрые», «партнеры по бизнесу». И вот всей этой компании Саша как бы говорит: «Товарищи! (ну или) Господа! Я эту женщину выбрал! Она моя жена, а не какая-нибудь там гражданка!» К тому же, Саша понимает, что заработанное все им делить придется поровну, а значит, ценность отношений увеличивается, и работать над ними автоматически захочется больше. Ну, уж думаю, ни для кого тут ни секрет, что построение близких отношений – это труд, а не «прогулки при луне». Ни секрет это и для Саши, решившего закрепить свой союз официально, если Саша, конечно, не психопат какой-нибудь, который живет только импульсами и сходится и расходится по несколько раз на дню. При таком раскладе с каждым годом Саша становится все сентиментальнее, и на вопрос своим армейским друзьям, «что такое любовь?», отвечает загадочно и размыто. А значит – любовь существует и после надцати лет совместной супружеской жизни! Маша-то точно знает! Что получает она вместе с потерей своей девичьей свободы? Саша, кстати, тоже теряет статус «завидного жениха». Тут уж все страдают махом. Но не буду долго о плохом. Так вот. Маша получает защиту от Саши: и материальную, и эмоциональную. Человек – существо социальное, вот кто бы что ни говорил. Да. Все мы с набором индивидуальных черт, но все мы… когда мы… когда нас… когда вместе… Человек живет в символическом мире. И «любая бумажка», конечно, просто бумажка, но для кого? Для муравья, для кошки, для собаки. Для них - счастливчиков мир является физическим. Но для людёв…Людей, простите. Итак, официальная печать в паспорте – фетиш очень даже важный. Несколько потребностей стразу удовлетворяет: и потребность в безопасности (финансовой, например, особенно, у женщин, хотя бывает по-разному), и потребность в принятии (получше родня воспринимает все эти союзы от Бога официально зарегистрированные, больше баллонов огурцов такой семье достанется), и потребность во взаимодействии с внешней средой («муж и жена – одна сатана», как ни крути). А уж если еще и дети появились… Ребенок захочет быть признанным братвою соседской, но если мама с папой не муж и жена, на стол какие козыри доставать-то? И объясняй потом Мишке, Наташке, Пашке про «огни страсти между родоками», обсмеют ведь! И доверять не станут!
«К мандатам почтения нету»
И снова напоминаю: «Огни страсти обжигали их, и они отдались своему чувству целиком…» Саша и Маша не поженились, а стали жить «в гражданском браке». Что дают им девственные паспорта? Ну, начнем с Саши. Мужик ведь! И не просто какой-нибудь там гражданин… А брутал – индивидуалист! И к мандатам у него почтения нету! Он свободен, и в любой момент может уйти от опостылевшей Машки-зануды! При этом Саша заберет все свои ценные вещи, на которые он зарабатывал потом и кровью, пока эта Машка («глупындра») супы для него варила и толстела, напрочь забыв об огне страсти. И весь вопрос решается в один день! Никаких тебе раскаяний и нахлынувших чувств во время возни с бумажками! Раз. И нету. Какие бонусы у Маши? Ну, например, если супруг ее «гражданский» зарабатывал так, что устал сильно, и нашел место отдыха в «кредитной яме», то останется она, хоть и без ценных вещей гражданина-сожителя, но и долги с собой его не заберет. Поэтому и тут потребность в безопасности будем считать в переспективе удовлетворенной. Потребность в принятии, например, своим же кланом, тоже можно удовлетворить. Ну, если гражданин или гражданка не приглянулись «благородному семейству», принять такое решение серьезно настроенному родовому гнезду будет проще. Ну, мол, «гражданский брак» - дело хлипкое, надеемся, что скоро это все закончится. «Я никогда не буду тещей для этого рогатого скота!» Еще один бонус. Мужчинами из земель чуждых будет Маша приниматься лучше. «Ну, получу от Сашки я по морде», - подумает завоеватель, - «вот только Машке он никем не является. Тоже мне! Гражданский нашелся!». Так что, принятие обеспечено по многим фронтам. А вот с потребностью в признании, на мой взгляд, дело обстоит похуже. Ну, разве что, друзья – маргиналы – психологи - гуманисты скажут, что «настоящая близость – это не штамп в паспорте, а нечто трансцендентное, что простым смертным, мещанам и обывателям не понять»… И с этим тоже не поспорить! Или я не гуманист…
Тренировочная площадка
Вот у кого-то из коллег по цеху вычитала, что тренировка «гражданским браком» вполне себе достойный способ узнать степень совместимости, чтобы потом не делать лишних движений с расторжениями брачных договоров. В чем-то согласна, особенно, если это совсем молодые люди, оба учатся, и к быту совместному влеченья нет, хотя… «С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре…» Привычка рано или поздно становится образом жизни… И если пара живет в гражданском браке больше года (то есть совместную жизнь отгоревать уже сумела, справилась), то вряд ли последуют решения об официальной регистрации. Хотя бывает, что «гражданские браки» регистрируют и после 20 лет совместной жизни. Помним, что жизнь богаче всяких схем, при этом правила существуют. Бывает еще и так, что регистрируются, когда женщина забеременела. Но, опять же, когда психологически для родителей штамп становится мерой вынужденной – ритуал приобретает зловещий характер. Не всегда! Но в большинстве случаев. «Гражданский брак» еще бонус для тех, кто успел настрадаться в предыдущих «божественных союзах», зарегистрированных не только на небе, но и в казенном учреждении. А вот в этом месте и грустно как-то становится. Но не буду забывать о жанре. Для меня жизнь – это все-таки трагикомедия! А потому с глубокой печалью и радостью от изложения собственных великих мыслей в столь сложном вопросе, предлагаю подвести итоги.
«Быть или не быть»
В ЗАГС или мимо? Вы пара! Вы не Саша и не Маша, а если имена и совпадают, то фамилии точно разные. Поговорите друг с другом честно. Выясните, похожи ли ваши представления о том самом «священном союзе». И если кто-то настаивает о браке, а кто-то категорично против, то проблема не в конфликте ценностей (мол, ты не такая или не такой продвинутый, как я, и все это пережитки прошлого), проблема в том, что между вам нет доверия, нет близости, вот что-то другое есть, а этого нет. Но если Саша и Маша все прекрасно осознают, то женятся они или не женятся с удовольствием, также как и разводятся или расходятся, если брак не зарегистрирован. Так что, побольше вам осознаваний и удовольствий со штампом или без!
Анфиса Бондаренко-Глазунова,
психолог (гештальт-подход).
Свидетельство о публикации №217110500294