Я ХОЧУ. Ребенок?

Я хочу, чтобы мой ребенок…

         «Я хочу завести ребенка», «нужен продолжатель рода», «предназначение женщины – это рожать детей», «в семье должен быть ребенок» - как звучат для Вас эти фразы, и какие чувства вызывают они у Вас? Не торопитесь с ответом. Прислушайтесь к себе. Это статья для тех, кого волнуют вопросы родительства, семейных отношений, и кто задумывается о собственных смыслах в жизни, и переживает по этому поводу самые разные чувства…

«Жизнь ради детей»

                Работая, как психолог, с мамами, часто сталкиваюсь с установкой – «я живу ради детей». Конечно, по-разному она звучит от разных женщин. И все же я обнаруживаю одно сходство: это женщины, которые ждут от своих детей определенных результатов. Ну, например, мама хочет, чтобы ее ребенок стал успешным человеком или обладал какими-то чертами характера, которые ей по душе, реализовал какие-то ее несбывшиеся мечты, был сильно похож на нее, или, напротив, не повторил ее ошибок. А теперь я предлагаю прочитать эту же фразу, но со словом «должен», обращенным к ребенку. Ты должен стать успешным человеком, ты должен иметь определенные черты характера, ты должен реализовать мои несбывшиеся мечты, ты должен быть похожим на меня (или ты должен быть не похожим на меня),  ты должен не повторять моих ошибок. И снова попробуйте обратиться к собственным чувствам, какие они у Вас после такой формулировки?  Хочу отметить, что и мужчины выдвигают к своим детям подобные требования. У меня был случай, когда я работала с отцом, самостоятельно воспитывавшим ребенка. От него ушла жена. Мужчине было около 60 лет (супруга намного моложе его). Надо сказать, что и он сам выглядел значительно моложе, был активен в вопросах заработка и очень заботлив по отношению к сыну. И вместе с тем он постоянно говорил о своей тревоге, что вроде бы и понимает, что достаточно старается для ребенка, и силы еще есть, но что-то не так, да и сын огорчает своими поступками, а ведь он так много для него делает. «Видимо, судьба такая». Стала прояснять, оказалось, что у этого мужчины сильная потребность в отношениях с женщиной, но он ее не реализовывает, потому что боится, что «другая женщина» не примет его ребенка. Хотя на самом деле боится он женщин из-за того, что получил сильный травматичный опыт, его «бросила жена», но поскольку в нашей культуре «мужчины не плачут», оплакать потерю он себе не позволил, «собрал волю в кулак», и выбрал смыслом своей жизни ребенка, к которому, кстати, был очень требователен. Короче говоря, иногда ребенок выступает некой заменой истинной потребности родителя. И вряд ли у такого ребенка будет ресурс во взрослой жизни выбирать себе дело, партнера по душе, жить счастливо. Потому что такая личность будет чувствовать, что все время кому-то чего-то должна. А еще в жизни такого человека будет много чувства вины, кстати, часто разбавляемого алкоголем и наркотиками. Это, конечно, крайности. Но мне кажется, что быть социально успешным, ведущим здоровый образ жизни, но при этом несчастным человеком, живущим по инерции, - не меньшее горе. Вот и «пожили ради детей»…Или еще одна сторона медали. «Живу я ради ребенка», теряю себя, свои смыслы, увлечения (или так и не научился эти смыслы находить), а он, ребенок, вырастает, и вдруг говорит всем моим «должен» жесткое, безоговорочное «нет», и остаюсь я… Ни с чем… Болею, жалуюсь на судьбу, сетую на дурное и неблагодарное поколение… И так тоскливо становится, будто и прожил зря. То же самое, кстати, и про отношения «мужчина – женщина» («Я живу ради него, нее»). Так и хочется процитировать Булгакова: «Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!»

«Семейный расклад»

«Да у нас на роду написано, что с мужчинами не везет». «Ой, ну, ты точно в папу, - такой же расхлябанный, как и он». «В нашей семье все врачи. Надеемся, что ты продолжишь нашу династию». «Не жили богато, нечего и начинать». Ну, как тут ребенку, не стать «расхлябанным», ну, сами же утвердили на эту роль. И на гитаре он будет играть очень редко, разве что по праздникам, хотя это его страсть, - но, нет, идет он обучаться медицине, «через себя» идет. И богатство руками тут не загребешь. В семье ж не принято. Правда, остро звучит и по-предательски фраза: «а вот у соседки-то дети, вон, чего достигли, ну, то ж не про нас, понятно».

«Я – это Я. Ты – это Ты».

         А теперь представим идеальную картинку, которой в повседневной жизни, конечно же, нет, хотя…

 Я – это Я. А Ты – это Ты. Я хочу стать родителем. У меня много всего, я наполнен, я счастлив, я могу и хочу делиться с тобой. А ты выберешь: брать тебе это в свою дорогу жизни или нет. Ты выберешь, как я когда-то выбирал свое. Это так сложно, я часто ошибался, но зато теперь я выбираю себе увлечения и профессию по душе. Я научился выбирать себя! Ой, а я еще я так радуюсь своим личным открытиям, например, вчера я впервые остро ощутил, как пахнет весна. И в этом было и удовольствие, и грусть… Я так люблю жить! Я ценю свои переживания: страх, грусть, удивление, радость, злость, нежность. И здорово, что в моей жизни есть Ты. Человек, с которым я могу разделять эти чувства. Иначе мне было бы совсем одиноко. Поэтому спасибо за то, что Ты просто есть. Ты – Другой. И Ты есть. Спасибо.

 Анфиса Бондаренко-Глазунова,

психолог (гештальт-подход)


Рецензии