Школа может быть про любовь...

Готовим к школе любовью!
Период дошкольного детства – это возраст от 3-4 до 6-7 лет. Кстати, тот самый возраст, когда тревога современных родителей заметно возрастает, ведь следующим важным этапом для семьи является обучение ребенка в школе.

«А мне летать охота!»

Что происходит во внутреннем мире ребенка в этот период? Он перестает воспринимать мир эгоцентрически, только с позиции собственного Я. Ну, например, если, я, ребенок,  в обиде пожелал маме с папой что-то плохое, а они взяли и развелись, то это произошло из-за меня. Вот, кстати, почему дети в возрасте 3-4 лет так часто берут вину на себя за отношения взрослых в семье. Итак, ребенок к концу дошкольного периода начинает воспринимать действительность более объективно. И все же мир дошкольника – это мечтания, грезы, воображаемые герои. И родителям необходимо это учитывать! Как часто приходится слышать от взрослых: «Ну, что ты все ворон считаешь?» Когда я смотрю на шестилетку, подгоняемую родителями в «мир взрослых» через «ну, что ты рот раззявил, иди уже» и т.д., я чувствую досаду, печаль, а иногда, злость. Но ведь это ребенок! А доводы зачастую, оправдывающие подобное отношение, приводят следующие: «Но ведь ему придется идти в школу, потом в институт, как он будет социализироваться? Надо заранее подготовить его ко взрослой жизни!» Отвечаю на это. Поверьте, если ваш ребенок растет в благоприятной обстановке, где взрослые уважают друг друга, где каждый несет ответственность за свои поступки, где чувствуют любовь, у маленького человека просто нет шансов вырасти дисгармоничной личностью! У такого ребенка, наверняка, разовьется хороший социальный интеллект, и он будет понимать, что в школе есть правила, которые нужно соблюдать, и что дома, если что-то там, «во взрослом мире» у него не заладится, ему всегда помогут, поинтересуются и примут его чувства (и злость, и страх, и грусть, да все, что угодно). Грамотный родитель никогда не скажет: «Ну, ты как обычно! Ты сам виноват!» Правда, и не станет обвинять в чем-либо внешнюю среду.

Итак, делаем выводы. Ловля бабочек сачком – это не прихоть глупая, а серьезное занятие, которое развивает ребенка. А также подсчет звезд на небе, ворон, кидание камешков в воду и т.д. Перечислять можно бесконечно… Вспомните сами, что Вас волновало, когда Вы были маленькими. Если не вспомните ничего подобного, то, скорее всего, у вас были строгие, малочувствительные родители. И я Вам искренне сочувствую.

Что касается физиологического созревания ребенка в этот период, то следует отметить, что к семи годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий мозга, что позволяет ему лучше сосредотачиваться и планировать собственные действия. Вот почему ребенка в школу лучше отдавать не в шесть, а в семь лет.

К шести-семи годам возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают. Поэтому дети этого возраста, как правило, «шумные непоседы». И слова педагогов, занимающихся подготовкой к школе, о том, что этот ребенок «невнимательный» и «ему бы только играть», по меньшей мере, выдают некомпетентность взрослого человека.

 Кроме того, в этом возрасте ребенок сильно чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов. Так, если по каким-либо причинам дошкольнику плохо, то у него может возникнуть психомоторное возбуждение, тики, заикания и т.д. Симптом зачастую свидетельствует о психологической травме, полученной ребенком. Случилось нечто подобное – обращайтесь к узким специалистам (неврологам, психологам, гештальттерапевтам и т.д.)

Так готов или не готов становиться Эйнштейном?

Личностная готовность предполагает сформированность у ребенка «внутренней позиции школьника». А это позитивное отношение к учителю и сверстникам; отношение к себе (самооценка); произвольность поведения (то есть способность сосредоточиться; чувствовать границы, соблюдать правила). Кстати, за выполнением правила лежит система отношений ребенка со взрослым человеком. Если взрослого ребенок встречает с радостью, то и правилу он подчиняется охотнее. Что  и говорить, чересчур критичному и контролирующему взрослому ребенок доверять не будет и, соответственно, его правила будут ему не по душе. Такой взрослый не станет в глазах дошкольника авторитетом. (Только не забудьте, это не касается «кризиса 3-лет», когда ребенок, наоборот, развивается через непринятие позиции взрослого, негативизм).

А теперь поговорим об интеллектуальной готовности ребенка к школе. Его обычно связывают с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать и сравнивать предметы (например, ребенок может сказать, что огурец, помидор и лук – это овощи), классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы и т.д. Но всегда стоит помнить, что доля индивидуальных различий велика! В последнее время детей все чаще водят на подготовительные курсы к школе. А позиция педагогов носит чересчур интеллектуалистический подход. Ребенка учат читать, писать, считать, но забывают (или не знают), что усвоение детьми знаний и умений в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому эти знания имеют другую структуру. Можно хорошо владеть навыками счета и писать, но при этом не быть готовым к школьному обучению.

Так  можно ли вообще определить готовность ребенка к школьному обучению? По мнению известного отечественного психолога Д.Б. Эльконина, можно (это, кстати, подтверждено различными научными экспериментами). Показателем готовности ребенка к школе является развитие у него произвольного поведения (о чем уже упоминалось выше). А определить уровень развития произвольности не сложно: посмотрите, как ребенок играет, и играет ли вообще, подчиняется ли он правилу игры, придумывает ли эти правила сам, берет ли на себя какие-либо роли. Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения - важный признак готовности. Однако это не означает, что правила в игре ребенку должны постоянно навязываться взрослым. Всегда нужно исходить от потребности ребенка. Поэтому цель детской игры не в результате, как думают некоторые взрослые, а в самом процессе.

Пусть ребенок играет, играет и еще раз играет! Дошкольник  достиг той ситуации развитии, когда формула «Я сам» выражает всю его суть. Но здесь же и возникает противоречие: «Я-сам», но быть пожарным мне еще «нельзя», а я «хочу», ведь «я знаю» про это». Этот конфликт у ребенка может разрешиться только в игре. Ребенок хочет быть таким, как взрослый, и эта потребность удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре (совместно с другими детками). Дети, без такого опыта, имеют скудные представления о социальном мире и, вполне вероятно, что в школе у них будут проблемы с выстраиванием отношений.

Более того, в игре ребенок проигрывает психологические травмы, что способствует гармонизации его личности. Еще  игра  - хороший диагностический материал для определения внутрисемейных отношений. Какие отношения между родителями и другими членами семьи, какие ценности поддерживаются в этих системах – такие и игры и фантазии у ребенка. И меньше сетуйте на злой мир извне. Мир  ребенка начинается внутри его семьи. А в  дошкольный период в сознании уже формируется определенный образ «идеального взрослого», он-то и определяет мотивы действий.

И еще полезная информация о «готовности к обучению». Обычно она складывается к концу первого полугодия первого года пребывания в школе. И, если какие-то задания, которые рекомендует к выполнению в этом возрасте, Ваш ребенок не делает, то это не значит, что он отстает в развитии. Поищите, кстати, мотив, почему ребенку не нравится тот или иной вид деятельности. Не первый раз сталкиваюсь с тем, когда родители приходят с жалобой на то, что ребенок, к примеру, «совсем не хочет читать». В итоге выясняется, что его попросту «наказывали чтением». То есть, когда ребенок совершил какой-либо проступок, родители придумывали ему наказания, среди которых было чтение. Вряд ли, этот дошкольник быстро научится читать, даже если его познавательные способности на высоком уровне. Или кто-то из родителей не питает к чтению любви, и в доме, скажем, и книг-то не видно. Так с чего же Ваш ребенок будет стремиться в этот духовный мир, когда примера рядом нету? А еще не мешало бы (если у ребенка возникли проблемы с обучением) сходить к психологу и выяснить, насколько у вашего чада адекватная самооценка, может, причины плохой адаптации к школьным требованиям, является именно это. И, скорее всего, работать психолог будет именно со взрослым. Потому что именно родители – источник самооценки своего дитя.

И еще. Готовить ребенка к поступлению в школу нужно заранее  через формирование положительного образа школы. Ну, если ваше чадо слышит, как Вы, обсуждая школьный вопрос с другими членами семьи, делитесь переживаниями, что малыш может попасть в класс к «марье петровне», которая «сущая грымза», то вряд ли он пойдет на свою первую в жизни школьную линейку с любопытством и удовольствием. В этом случае ребенок будет заранее напуган и встревожен. А вот, если Вы будете частенько говорить о «прелестях» школьной жизни, о том, что именно от учителя малыш узнает ответы на так сильно интересующие его темы, то ситуация вхождения в «новый мир» будет развиваться по положительному сценарию. Также можно устроить «увлекательное путешествие» в ту школу, в которую Вы собираетесь отдавать малыша. И, конечно, сюжетно-ролевые игры в школьную жизнь способствуют желанию ребенка туда попасть «по-настоящему». Но даже все это не поможет, если Вы будете любить не своего ребенка, а его успехи. Как часто школьник получает пятерки не оттого, что ему нравится предмет, а потому что мама его «любить больше будет». Кстати, если ситуация такова, то нередко к подростковому периоду (к 11-12 годам), все успехи школьника «летят в тартарары». Он бунтует против родителей, а учился до этого хорошо только ради них, без собственного интереса. Некоторые же, напротив, всю жизнь достигают успехов во имя  «родительского гнезда», но, если, заглянуть вглубь их внутреннего мира, то у таких внешне успешных людей, много боли и несчастья. Всю жизнь они живут по чужому сценарию и достигают успехов не для себя. Они пытаются «завоевать любовь» своими социальными взлётами. Всю жизнь они остаются теми самыми детьми, от которых ждали высоких результатов, которых всегда оценивали, но никогда по-настоящему не любили. Поэтому каждый раз, когда Ваш ребенок чего-то не может и не успевает, получает тройку, а не пятерку, задумайтесь, что конкретно тревожит Вас в этом моменте. Если Вы хотите «гордиться своими детьми», чтобы соседи, знакомые и друзья восхищались Вашей родительской стратегией воспитания, то это говорит лишь о том, что Ваш ребенок обречен на страдание, да и в Вашем психическом пространстве дисгармония и боль. Надеюсь, эта история не про Вас. А, если про Вас, и Вы хотите изменить свой «несчастный семейный сценарий», искренне хотите, то я верю, что у Вас все получится! 

Анфиса Бондаренко-Глазунова,

психолог (гештальт-подход)


Рецензии