Брат мой Саша П

Сашка,  Саня,Хрёстный, Пеле, Пеленёв,Александр Григорьевич...
Я звал его в детстве "Хрёсный" , -крестил он меня, или не знаю, как это называется -говорят . Почему то в наших краях крёстных  "Хресными -хрёснами" называли?
Вот и мама моя Сашкину мать  "Хрёсной" звала. Братом он мне приходился  сродным. "Сродными" у нас двоюродных называли?  Если уточнить то  наши бабушки были родными сёстрами, а мы с Сашей получается  не двоюродные, а троюродные братья.
Про бабушек  немного отступление  сделаю:  Сейчас модно рассуждать про репрессии, да про культ личности Сталина. Скажу вам откровенно -ни разу от своих, как сейчас принято выражаться в журналистской среде "предков" "и "родственников" не слышал дурных слов про советскую власть. Может потому, что вкусившие испытаний на своей шкуре предпочитают не вспоминать этот вкус?  Я заметил, что про  войну,репрессии, голод и прочие ужасы в основном говорят те, кто этого и не нюхивал. Основной аргумент антисоветчиков, который они могут себе в актив записать -"Меня в пионерлагере заставляли стоять в строю и петь патриотические песни"
Вот как они пострадали при "коммуняках"!!! А  в семье  моей бабушки Натальи и Сашкиной бабушки Настасьи было аж две лошади, четыре коровы,  четыре парня и две девки. Раскулачили их!  Посчитали  эксплуататорами  раз нанимали на покос соседей, а потом молоком с этими соседями расплачивались. О пошли прадед мой с сыновьями по этапу, хотя куда идти то?  Кажись Урал и так край света!? Но погнали куда то "врагов Советской власти"?  Прадед с двумя сыновьями так и сгинули где то на этапе, один сын его  Афонасий потом  обнаружился живущим в отшельничестве в землянке  под городом Первоуральском., А одного моя тётка Маруся, -мать Сашкина разыскала уже в перестроечные времена в городе Нижний Тагил.  Самое интересное, что даже  жена не знала, что у мужа есть родственники. "-Нет у него родни! -Сирота он!" -такими словами встретила она своих новоявленных родственников, нежданно -негаданно  приехавших  и потревоживших их  спокойную жизнь.
Надо сказать, что страсть к авантюрам  мне Сашка привил, а ему тётя Маруся, ей бабушка Сашкина Настасья. Всю жизнь они что то пытались, как то крутились,  куда то лезли!  И получалось вроде, но как говорят:"Откуда пришло -туда и ушло!" Бабушка лучок -морковку -крыжовник с огорода  возле магазина продавала, тётка в КПСС состояла  и между делами куплей продажей занималась на "Шувакише" -так тогда Свердловскую барахолку зазывали, по названию деревни, в которую из города эту барахолку выселили   " -Купила Валюхе (сестра Сашкина) сапоги, а ей велики, продаю -вот!" -обычные её объяснения своей торговой деятельности. Тётю Марусю менты -борцы с  спекулянтами на Шувакише не раз ловили и дело дошло до угроз в исключении из партии и уголовном деле.  Моя бабушка не в их породу была.  В жизни не рабатывала.  Сначала на шее мужа сидела, потом на шее сына, потом -после  смерти мужа и трагической гибели сына-электрика   моя мать её взяла к себе.
Да простит меня покойная бабушка, но  трудно с ней было маме. Придёт мама с работы,  а работала она в гальванике, с ног от усталости валится,а бабушка жалуется, что целый день не ела. -Так суп в холодильнике -разогрела бы!  -Да ладно, -я уж тебя дождусь.
Но семья Пеленёвых -Ямщиковых -Щепочкиных (Сашки с Валькой; Тёти Маруси; их бабушки). была с предпринимательской жилкой.
Только какая то жилка  с изподвывертом была. Крутились они вертелись -а всё сквозь пальцы утекало. Тётя маруся аж две квартиры в Свердловске умудрилась себе (вернее дочери с сыном, а точнее  своёй матери с  внуком, его женой, и их дочкой, а потом бабушке же с внучкой, её мужем и их детьми -двойняшками сделать. Двухкомнатную и трёхкомнатную. В райисполком устроилась тётка. -В отдел заведующий распределением жилья нуждающимся. Себе хотела сделать жильё, но ей сказали, что хватит наглеть. Но!!!!   Просрали дети  свои квартиры.  -Вернее сказать Сашка  просрал.  Валюха просто в связи с разводами,  обеспечением своих детей жильём осталась одна в однокомнатной, что совсем неплохо в общем то.  А вот Сашка  сначала из двухкомнатной сделал две комнаты в  разных квартирах, потом одну комнату продал и купил матери дом в деревне, потом из второй комнаты себе сделал авто "Газель" , которую "уездил-раздолбал, и остался у них только дом в деревне.
Но это всё в будущем. А вначале было так:
Мои родители переехали в город Свердловск, когда мне было  шесть лет.  Тогда был исход из деревни такой же как сейчас. Тяжко стало. Работали за копейки, и выживали только за счёт своего хозяйства. А мой отец хозяйство не любил. Ну не крестьянин он был. Пролетарий! -Гегемон!  И  меня таким же воспитал.
Вслед за моими родителями в город и тётя Маруся со своей матерью, и Сашкой с Валькой приехали. Какое то время жили у нас, в частном доме  на окраине, купленном отцом с матерью, а потом они себе полдома своих  неподалеку купили. Забыл сказать, что Саша был старше меня аж на девять лет. То есть если мне было шесть то ему аж пятнадцать! Взрослый мужик -кормилец семьи.  Устроился он коновозчиком в "военвед"  -База обслуживающая каких то вояк"  Помню приедет на лошади, с огромными, столовскими бачками и мы всей толпой перебираем содержимое этих бачков. Виноград гнилой, яблоки,  огурцы, помидоры... Столовские отходы для  военведовского свинарника.  Гниль срезали и отправляли обратно в бачок, а доброе ели, делали салаты  и варили компоты -кисели. Вкусно и сладко было!!!
Лотом Сашку в армию взяли. В Германию. Пулемётчиком он служил. Привёз  он оттуда гостинцы подарки. Наклейки-переводки девушек красивых,  мне губную гармошку, брату моему Кольке фонарик немецкий. Вот это вещь была!!!   Все завидовали!  Фонарик был с дополнительным отсеком для батареек. Можно было две батарейки вставить, а можно пять. Лампочки только разные вкручивай На два с половиной вольта или на шесть и три -кажись. Светил фонарик, как нам тогда казалост лучше любого прожектора...
Пришел Сашка из армии и пошел работать на завод "Свердмашприбор" токарем. Вернее учеником токаря сначала, а уж потом токарем стал настоящим.
"Свердмашприбор", в просторечии"свердмаш-алкаш" вообще был как бы заводом-судьбой, для нашей семьи и  многих обитателей западной окраины ВИЗа - района города Свердловска названного в честь  самого крупного предприятия в тех окрестностях "Верх -Исетский, металлургический Завод",
На "Свердмашприборе  почти всю жизнь работала моя мать немного работал отец, снстра Валюха там начинала, тётя Маруся, я ажно три раза на него устраивался-увольнялся. Смешное  вспомнилось:  Был я в колхозе на уборке -тогда заводам навязывали подшефные районы. Вот у меня местные и спрашивают, какие приборы делает наш "Свердмашприбор"?  -Да какие приборы!?  Бытовые -отвечаю. -Утюги, стиральные машины, детские велосипеды, детские же коляски, лестницы стремянки...    -Это понятно! -Это для прикрытия!  -А на самом деле то какие приборы!?   -Да ничего больше не делаем. -Понятно -секретное что-то!!!   -Ладно не будем больше спрашивать раз нельзя говорить...))))))
Пришел Сашка на "Свердмаш" и как водится принялись его двигать. Комсомольцем он был, как и все (кроме меня) тогда, сагитировали его в партию, выучили на  диковинку тогда "Координатно -расточной станок, давай грамоты давать, на доски почета его "физию" помещать, даже в депутаты райсовета выдвинули. Но Саша не из таковских был.  Не мог он  ровно сидеть на попе. Всё искал на эту попу приключений. Где то выпил, где то кого то послал,  кому то не подлизнул и  перестал он быть перспективным. С завода уволился пошел на свободную работу -весы по области в колхозах ремонтировать.
Все сокрушался Саша,что членских взносов с него, как с партийца много дерут, раз даже заявление написал: Прошу исключить меня из членов КПСС ак, как я не в состоянии платить членские взносы.  Ему и правда частенько попадало за эти взносы, он же месяцами дома не появлялся Вызвали тогда Саню в райком и таких (слово матершинное) ему навесили, что забыл он о выходе из партии. " -У нас из партии добровольно не выходят, у нас могут исключить из партии, но добровольно выйти это нонсенс.
Только раз помогло Сане его  депутатство и партийная принадлежность: Набедокурили они что то по пьяне. Ну и в "ментовку" загремели. Сидят там сотоварищи по камере и страдают-думают: Надо на воле предупредить, передать договориться... но! А саня так важно: Я могу хоть сейчас выйти отсюда!  -Как?  А я депутат...
Уголовные элементы давай ему наказы всякие давать а потом принялись долбить в дверь камеры. -Огкрывай!   -У нас тут депутат сидит" Дверь открывается  и  дежурный милиционер спрашивает: -Кто депутат?  -Я! -Как фамилия? Какой округ?  Саша ответил и уже через полчаса был на свободе...


Что то надоело по клавишам тыкать. Может потом продолжу, а  может и нет. Не люблю про одно и то-же рассказывать.


Рецензии