О подростковом и женском чтиве

В чем отличие подростковых романов от взрослых произведений? В чем отличие многочисленных "женских" произведений от другого чтива?
Наиболее распространенными произведениями (не книгами) на данный момент являются произведения, написанные подростками или довольно молодыми людьми для таких же подростков и не ушедших окончательно в мир взрослых. Конечно, стоит отметить и слабость языка, и "провалы" сюжета, и мэрисьюшность большинства героев, и откровенные ляпы . Попадаются и хорошие произведения, где все вышеперечисленные недостатки сведены к минимуму. Однако всё равно остается какое-то чувство неправильность такого произведения, что чего-то не хватает. И читатель, интуитивно или осознанно, прав. Подобные произведения отличает свобода.
Свобода в настоящее время стала настоящим камнем преткновения не только в читательско-писательской сфере. Можно, конечно, говорить, что отчасти на качество литературных произведений и самой литературы повлияло распространение всемирной сети интернет. Но раскрытие данного вопроса не является целью данной работы.
Каждый писатель понимает свободу по-своему. В этом ничего не меняется с самой зари писательского времени. Другое дело - учитывали ли писатели понятие свободы в умах читателей. Из истории видно - не всегда, поэтому некоторые произведения оставались в тени, находили своё место уже у потомков. Каждое время отличала какая-либо система правил, принятая в обществе за основу. Строгих или не очень, но в основе своей она была более-менее логична и последовательна. В литературе тоже была своя иерархия, своя радиальность, кодекс и т.п. Что-то менялось, что-то - нет. Придумывались новые правила, отвергались общепринятые истины, одно оставалось незыблемым - взаимосвязь писателя с читателем. Не будем приводить многочисленные полемики о том, как и для кого должен творить писатель, вернемся в наше время.
Количество писательских форумов и клубов в интернете поражает воображение. Вряд ли кто из классиков мог бы себе представить подобное количество литературных кружков и салонов. И говорят-то авторы вроде от тех же вещах, что и раньше: об окружающих проблемах, пороках общества и отдельных людей. Только распространение получает так называемая "массовая" литература. Произведения такого толка написаны схематично, без сложных конструкций и оборотов языка, зачастую отличаются особой эмоциональностью и экспрессивностью. Тут-то и начинают проступать признаки той самой "свободы", о которой говорилось в начале. Ругая зачастую масслит, критики упускают один важный момент: стремительное развитие общества накладывает свои отпечатки на все сферы жизни общества.
Как бы это глупо и фальшиво ни звучало, человек как никогда оказался несвободен в информационном пространстве. Порой настолько, что сам вынужден придумывать себе правила. Каждый шаг УЖЕ зафиксирован, отражен, распространен и отложен в архив. Под информационной бомбардировкой оказываются в первую очередь подростки. Любая ошибка, казус, проступок тут же отправляются гулять по электронным волнам. С учетом гипертрофированной чувствительности, это становится действительно катастрофой вселенского масштаба. И тут появляется отдушина: литературный мир, где нет ни обидчиков, ни надоевших несуразностей, где обучение в школе укладывается в "так прошел год моего первого обучения" и кучу случайностей или вовсе приятных происшествий; где самый криворукий и безнадежный в плане обучаемости (по его собственному мнению) может стать наикрутейшим волшебником и спасителем чуть ли не целого волшебного мира. А уже если и ты обладаешь толикой писательских задатков, то вполне можешь поделиться этим волшебным миром с другими.
Практически единообразным клише в подобных произведениях стали выступать вещи и люди, мешающие, по мнению автора и его читателей, свободе больше всего: школа или институт, преданные друзья и спутник жизни. В школе непременно магические предметы (порой авторы ограничиваются даже простыми названиями, не проясняя сути), друзья - непременно из близкого окружения (одноклассники или однокурскники, соседи по комнате, реже - молодые преподаватели и различный обслуживающий персонал) и никогда-никогда не смеющие даже подумать о предательстве. Спутник жизни… о, ну тут фантазия авторов поистине безгранична, единым остается взаимная симпатия, не осознаваемая обоими до момента Х, метания между статусом "друга" и "жениха", накал страстей и переживаний. Особо популярными героями произведений стали якобы циничные, уставшие от жизни и отношений, но глубоко ранимые внутри люди. Зачастую эти проявления характера так нелогично проявляются в сюжете, что всерьез опасаешься за психическое состояние героя.
Что бы ни описывалось, везде сквозит один и тот же призыв к свободе: от навязанных и непонятных уроков, от осуждения родителей, от насмешек или непонимания сверстников, от принятых правил общества ( "Так говорить нельзя - неприлично", "Что о тебе люди подумают?", "Что это на тебе /у тебя на руках /с головой?!" и т.п.). Конечно, встречаются произведения, логично выстроенные, с правильной расстановкой приоритетов, с собственными правилами (или подчинением общепринятым правилам), и читать их легко и приятно, правда, всё равно остается чувство красивой и правильной сказки. Сказки с тобой в главной роли, но только в сюжете, не наяву.
Подобные веяния касаются не только "женской" литературы, но и произведений, написанных авторами-мужчинами. У них, правда, логики куда больше, особенно в рассказах про компьютерные игры (вот уж где приходится ограничиваться рамками и правилами), однако тоже проскальзывают и желание делать и творить всё по-своему, и надежда на понимающий противоположный пол и т.п.
Да, так называемое, "женское" чтиво набирает обороты, но, если мы обратимся к истории,  женские романы вовсе не модерн, не прихоть современного контингента. По своей сути, женщина является наиболее подверженным критике субъектом общества, а вкупе с природной эмоциональностью порождает спрос и предложение на литературу особого рода. Интересный момент: некоторые критики отмечают в "женском" чтиве излишнюю простоту и клишированность выбираемого спутника жизни. Но авторы подобных романов знают: сознание женщины и так подвержено излишним переживаниям и сомнениям, чтобы помещать их ещё и в сказочную жизнь; ну а спутник… кто их, женщин, разберет?!
Подводя итог вышесказанному, можно отметить следующее: развитие различных направлений позволило не только писать свои переживания в массы, но и находить на своё творение своего читателя. Развитие литературы в подобном ключе наложило собственный отпечаток на произведения, основой которых зачастую становятся: отражение свободы в собственном понимании автора, упрощение сюжета и композиции (чтобы информативно не перегружать читателя), клишированность как совпадение представлений о свободе и идеале.
От себя хочется добавить, что подобные произведения имеют свое место в списке для чтения, но не в качестве основной литературы: после тяжелого трудового для  разгрузки мозгов или в минуты меланхолии. Авторам подобные материалы могут служить подспорьем в становлении писательского мастерства: набитие руки на клише, наблюдение за ошибками и ляпами автора шедевра (чтобы не повторить), поиск удачных оборотов и поворотов сюжета и т.п.


Рецензии