В тот год, когда полетел Гагарин, в конце лета родители взяли меня с собой на рыбалку. Вода прибывала и кипела у берега от рыбы. Мы ночевали в палатке, родители жарили лещей в жестяной плошке, а я был маленьким и всему этому радовался. Потом погода испортилась, подул резкий низовой ветер. Мы поспешили к пристани. За утесом на берегу лежали огромные валуны со старинными и непонятными рисунками. Дальше начиналась деревня. Оказалось, что пароход будет только ночью. Пошел дождь. Родители поставили палатку в тихом месте под обрывом. Вверху над деревьями ревел ветер, а у нас на берегу было тихо, и вся мошка и комары исчезли. Через раскрытый вход в палатку хорошо было видно, как бушует Амур. Широкая протока сливалась с главным руслом как раз напротив утеса, где река круто поворачивала, напирая на берег. У берега было тихо, теплая вода плавно текла вдоль песчаной косы, а метрах в ста начинались волны. Дальше все было в белых бурунах и на противоположном берегу протоки валы били в обрыв так, что пена летела на деревья, сами же деревья гнулись до земли. Ниже протоки в главном русле беспорядочно плясали огромные волны, и все было белое. Там исчезало все, что плыло по реке – коряги, бревна, копны сена и мусор. Буксир с баржой не смог пройти вверх и встал у берега ниже пристани. По берегу все время ходили люди: к камням с рисунками и обратно. В традиционной нанайской деревне не было туалетов. Обычно для этой цели использовали затапливаемую часть берега, заросшую тальником. Как минимум раз в год большая вода все смоет и очистит. Видимо, древние письмена на камнях для нанайцев не имели культурной и религиозной ценности. Утес оставил на воде протоки небольшой тихий след. В этом месте можно было даже разглядеть противоположный берег. Там было видно лодочку-плоскодонку, прятавшуюся в заливе и рядом несколько человек. Люди что-то таскали, быстро ходили вдоль берега, похоже, готовились отплыть. Старый нанаец на берегу что-то крикнул, и от ближнего дома пришли два молодых парня с веслами. На берегу стал собираться народ. Пришли две старушки в народных халатах, дети, собаки. На другой стороне лодка отошла от берега и сразу же запрыгала на волнах. Появилась, исчезла, пошла вдоль гребня волны в сторону кипящего котла главного русла. В самое страшное место. Вдруг лодка и люди исчезли в белой пене. Мама ахнула, а я подумал, что все утонули. Какое-то время там, где исчезла лодка, из пены выныривали то весла, то головы, то нос лодки. Молодые нанайцы взялись стаскивать большую плоскодонку в воду. Старик их остановил. Неожиданно, исчезнувшая лодка появилась снова. Она высоко взлетела над волной, показав плоское дно, легла вдоль гребня и понеслась вниз, как по склону горы, против течения. Лодка скатилась с волны и тут же перебралась на следующую, повторив свой удивительный маневр. Через несколько минут уже можно было разглядеть людей – один отчаянно греб, другой вычерпывал воду, а третий, весь черный, сидел на корме с веслом. Они как будто летели по вершинам волн. Маленькое узкое суденышко с тупым носом и плоским дном, сделанное для тихой и мелкой воды прошло там, где ничто пройти не может. Лодка влетела в тихую полосу за утесом и запрыгала поперек мелкой волны. Люди на берегу радостно замахали руками, а гребцы, как будто ничего не замечая, отчаянно упирались веслами, пока лодка не ткнулась в песок. Старушка в народном халате обняла двоих молодых рыбаков, а черный рулевой в телогрейке на голое тело принялся разбирать груз. Молодые надели сетчатые мешки с рыбой на весла и потащили их к дому. Черный рулевой привязывал лодку и что-то спокойно обсуждал со стариком. По их жестам можно было угадать, что это был разбор заезда. Как я оказался на пароходе, не помню. Наверное, я уснул, и отец отнес меня на руках.
Прошло время, я научился управлять лодкой, ходил в шторм по морю и по горным порогам, но такой трюк, который проделали тогда рыбаки в амурский шторм, я бы повторить не решился. Это напоминало гавайский серфинг, только не на набегающей, а на уходящей волне. Но груженая плоскодонка – это не доска для катания. Тут нужно и хладнокровие, и мастерство, и редкая слаженность. Ушло время отчаянных и умелых. Возле камней с петроглифами у экскурсантов клянчат подачки деревенские двоечники и алкоголики. Нанайцы, если и ловят рыбу, то по ночам, на мощных моторках, промышленными сетями. Не изменились, пожалуй, только древние камни с рисунками. И так же, как и раньше, никто не знает, для чего они и что с ними делать.
Приветствую, -почти земляка!
Я сам родился во Владивостоке, но студенческие годы,- закончил в 1964 году
в Хабаровске. Просто наш лесоинженерный факультет, перевели из ДВПИ, - в корпуса
Хабаровского автодорожного института. Два года прожил там.
А теперь о Вашем вопросе! Я купил этот диван, - по рекламе интернета.
Сам мебельщик! Могу сотворить любое изделие!
Очень рад появлению на Прозе, - спеца!
А то одни философы, фантазеры и поэты!
Можно обсудить любую тему!
Где сейчас проживаете! Я, - в столице! Почему? Можно узнать, прочитав "Зону".
Я живу в Хабаровске, а дача моя за Амуром, это уже Еврейская Автономия. На Проза.ру, наверное, все фантазеры. Обязательно почитаю "Зону" из сборника "Трудовые будни". Доброго Вам здоровья. Александр.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.