1974 ГОД
(Яна Джангирова)
Думаю сейчас.
Жил я жил. И никогда, до шестидесятилетнего возраста, ко мне не приходили мысли о том, что нужно взять и описать историю своей семьи.
Взять и бесстрашно (перед всеми трудностями письменной речи) начать эту необходимую, очень полезную и довольно редкостную работу.
Не надо только задумываться о наличии у себя необходимых для этой работы задатков.
Взять и начать писать о том, как сложилась твоя семья, как она обрастала своими привычками, правилами, традициями; как училась и как работала, как отдыхала, рождая творчество во всех своих делах и начинаниях.
Не получится???
Такого не может быть, если представить себе, что ты обладаешь большим богатством, которое называется ПАМЯТЬЮ.
Стоит только научиться работать с ПАМЯТЬЮ:
уметь войти в неё;
уметь проникнуть в её глубинные пласты,
уметь оживить её материал, соединив его со своей душевной чувственностью.
И дело обязательно пойдёт! Обязательно!
Хотя бы на уровне обыкновенного эпистолярного жанра.
Пиши, как пишут очень доверительные письма своим самым сокровенным друзьям!
Видимо, велика была зародившаяся во мне в своё время (после 60 лет жизни) потребность именно в такой работе, которая и привела меня к тому, что дело было начато.
«Мысли приходят не столько от ума, сколько от чувства».
(Фёдор Достоевский)
1974 год
Наша северная, колымская зима, проделав свой длинный путь длиною в восемь месяцев, завершилась.
Весь день с ясного голубого неба не сходит весёлое, яркое солнце.
Всякая человеческая душа с большим желанием и внутренним трепетом откликается на весенние приметы:
на блеск тающего снега;
на тепловатые порывы воздуха со стороны сопок, за которые уходит Колымская трасса;
на новый день с его ранними рассветами и поздними закатами;
на уличную толчею, озаренную широкими людскими улыбками и беззаботным смехом.
Днём талые снега сливаются в журчащие ручьи.
Каждый оттаявший стебелёк, каждая веточка стремятся разогнуться.
Наступают новые, светлые, пропитанные теплом весенние дни.
Вокруг вновь ожившая, возрождённая, исступленно задышавшая природа.
Всё ярче и зеленее сопки вокруг города.
На подтаявших и расколотых льдинах в бухте Нагаева восседают белоголовые чайки.
Всё это признаки нашей северной весны!
Июньской весны.
Колымской весны.
Магаданской весны.
Город проводил ЗИМУ традиционным праздником.
Кажется, все его жители побывали в этот день на главной улице Магадана – улице Ленина.
Вместе с восторгом весеннего зарождения встрепенулась и моя душа от долгой зимней бесконечности, готовая на радостях открыть новую страницу жизни!
Мне 35 лет.
35 лет жизни, переполненной событиями!
1974 год для нашей семьи не проходной, он особенный.
Есть одно веское обстоятельство, которое делает его таковым.
1 сентября оба наши сына начнут учиться в школе, пойдут в первый класс.
Школа у них будет одна - № 1 города Магадана, и класс один – несмотря на годовую разницу в их возрасте.
Этот год наша память и память наших детей будет удерживать всегда на поверхности.
Никому из нас никогда не придётся морщить лоб, вспоминая этот год и этот факт нашей родословной.
Школа!
«Наш ребенок пошел в первый класс»,- означает, что этот ребенок уже вышел из детского возраста и для него начинается отрочество.
Каждый день лично моей жизни уже давно связан со школой, независимо от того, есть у меня сегодня уроки в школе или их нет.
Связан теми мыслями, которыми я живу о ней.
Самое сильное восприятие своей школы я испытываю ранним утром,
когда первым не спеша подхожу к её зданию,
первым осторожно открываю её дверь, первым прохожу мягкими шагами по её пустым и ещё тёмным коридорам, где на стенах лежит свет уличных фонарей,
и первым зажигаю свет в своём учебном кабинете.
В такие минуты для меня весь мир поглощён тишиной.
Тишина и одиночество перед началом рабочего дня наполняют меня глубокими чувствами и прекрасными мыслями, которые дают силу и уверенность для работы и жизни на целый приходящий день.
Тишина помогает мне сосредоточиться в поиске своей собственной методики моих сегодняшних уроков.
Я люблю утреннюю школьную тишину!
Она так прекрасна и так нужна мне в начале каждого дня!
Скоро наступит сентябрь, и тогда в нашей семье уже три человека будут крепко-накрепко связаны со ШКОЛОЙ.
А пока, пользуясь моим летним учительским отпуском, мы начали своими силами домашний ремонт и перестройку в доме, в котором должны появиться вскоре два школьника, два ученика.
В связи с задуманным ремонтом, в жизни наших детей произошло незаметное на первый взгляд изменение их дневного распорядка.
Во время ремонта в квартире вся мебель и все вещи находятся в постоянном движении.
Их переносят с места на место, укладывают друг на друга, накрывают газетами и кусками материи, отчего квартира приобретает нежилой вид.
Двум детям для их игр и занятий в доме места не найти.
Как быть? Что в этом случае делать?
До лета 74-го года наши мальчики были полностью домашними детьми и без родителей никогда на улице одни не гуляли.
Они вполне удовлетворялись домашними играми вдвоём, так как разница в возрасте никак не влияла на их взаимоотношения.
В детсад они почти не ходили из-за своих постоянных болезней.
И вот, год тому назад, мы начали продуманно приучать их оставаться дома без нас. Вначале мы оставляли их одних, а сами ненадолго уходили и прохаживались возле дома, посматривая на окна.
Дети в наше отсутствие вели себя
по- разному:
младший, Женя,- спокойно;
старший, Андрей, - нервозно: пугался и плакал.
Мы неуклонно понемногу увеличивали время их одиночества и вскоре добились того, что оба сына не только оставались одни на несколько часов, но иногда, заигравшись, даже не замечали нашего возвращения.
Нас радовало, что ребятишки, оставаясь подолгу одни, вели себя спокойно, ничего в квартире не трогали, занимаясь только своими игрушками, которых у них было много.
Теперь же, на время ремонта квартиры, был поставлен вопрос об их дневном местонахождении.
И решить его можно было только одним способом – позволить им гулять одним без родителей вблизи нашего дома.
Для них начался новый отрезок жизни, в который они очень быстро обзавелись друзьями из соседних домов, стали вместе с ними посещать ближайшие дворы, постигать свободный речевой жаргон, уличные игры и запретные вещи, то есть всё то, что в детстве мы с Людмилой вкусили полной мерой.
Андрею даже удалось научиться кататься на велосипеде, который имелся в их ребячьей среде.
Через пять лет, учась уже в пятом классе, Андрей написал рассказ-воспоминание «Я, Лёшка и велосипед», который мы сохранили в своих архивах.
« До школы я не умел кататься на велосипеде. Часто смотрел на вихрем несущихся велосипедистов и с завистью думал:
- Вот бы и мне так!..
И я садился на велосипед, отталкивался ногой и…, не проехав и двух метров, валился на землю вместе с велосипедом.
Многие старались научить меня езде, но ничего не получалось. Иногда даже целая толпа пацанов толкала велосипед…
Но вот однажды в один прекрасный день (так обычно начинаются «классические» повествования), когда в ярких лучах ослепительного солнца купались белоснежные облака, я вышел во двор, и ребята наперебой закричали:
-Держи мой велик, давай я тебя научу кататься!
И под общие громогласные восклицания я снова свалился с велосипеда… Многие разочарованно махнули руками, состроили мину и отошли в сторону.
Вскоре подъехал Лёшка и сказал:
- Чего нос повесил? Садись! Может, с моей лёгкой руки ты и научишься.
Дом наш стоит в тихом широком переулке. Дорога имеет скат вниз. Самое место учиться. Я сел на велосипед, сжал руль и, усилено крутя педали, поехал вниз, а Лёшка бежал за мной и поддерживал велосипед. Так повторилось несколько раз. В конце переулка он уже дал волю мне, и я катился сам по инерции.
Лёшка устал и решил сделать передышку.
- Слезай!- решительно отрезал он.- На сегодня хватит!
Неожиданно его позвала знакомая девчонка, и у них завязался разговор.
Я сидел на «Школьнике» и ждал своего «учителя». И вдруг возникло решение:
- А что, если самому попробовать?
Я оттолкнулся и … поехал!
Ура! Я, сияющий, подъехал к Лёшке. Он как раз думал меня искать.
- А, вот ты где! Давай велик, завтра будем учиться!
- А я уже научился!- радостно крикнул я.- Смотри!
Я снова покатился на футбольную площадку, потом вернулся, объехал своего приятеля раз семь и…
- Хватит!- прервал мои «пируэты» Лёшка. А потом добавил:
- Ну, ты и даёшь! Здорово!
А теперь слазь!
Я нехотя возвратил ему велосипед…
Прошло уже несколько лет, а я до сих пор часто вспоминаю этот случай. Хотя теперь-то я катаюсь куда как хорошо!»
Жизнь сама распорядилась так, что дети наши ещё до школы узнали «улицу» и её нравы.
Это помогло им быстрей и удачней адаптироваться в школьной жизни.
Ремонт квартиры, который я решил сделать своими руками, был первым ремонтом в моей жизни.
С самого начала передо мной стали возникать один вопрос за другим, на которые нужно было в обязательном порядке знать точные ответы. Мне пришлось даже завести тонкую тетрадку для фиксирования этих вопросов и предположительных ответов на них.
С этой тетрадкой я пришёл к учителю трудового обучения своей
13-ой Магаданской школы, Афанасию Николаевичу Куртову, и просил его проконсультировать меня по этим вопросам.
Попал я к нему во время занятий в одном из 8-х классов. Все ученики были заняты делом: работали станки, повизгивали под их резцами детали, постукивали по металлу молотки.
Дисциплину на своих уроках Афанасий Николаевич устанавливал своеобразно. Сам он был из рабочих Магаданского ремонтно-механического завода, педагогического образования не имел.
Методику установления на своих уроках порядка и организованности сам он называл «кияночной» методикой.
Если очередной класс приходил на урок расхлябанным и шумным, то Афанасий Николаевич усаживал всех перед своим столом, брал в руки столярный деревянный молоток (КИЯНКУ), изображал на лице зверскую мину и со всего размаха бил КИЯНКОЙ по листу кровельного железа, который всегда держал на краю своего стола.
Одновременно со страшным железным грохотом и выдвинутой вперёд нижней челюстью преподавателя ученики слышали короткую, но чёткую и громкую фразу:
- Цыц, я сказал!!! И так чтобы всегда!
Эта методика срабатывала безупречно и надолго устанавливала на уроках труда спокойную и деловую атмосферу.
Обращение к Афанасию Николаевичу за консультацией было с моей стороны правильной мерой, так как я получил от него не только ответы на все свои вопросы, но и много дополнительных наставлений.
Первым этапом ремонта была побелка потолков в двух комнатах, кухне, ванной, туалете и коридоре.
Эта операция чревата тем, что во время побелки вниз падает много белых капель извести, и поэтому все вещи, мебель и пол должны быть застелены газетными листами.
Первая попытка начать работу специальной побелочной кистью заставила меня тут же оставить этот вариант побелки.
Я стал искать другой способ, при котором сверху известь бы не капала.
Мною была куплена плоская малярная кисть, которую я решил опробовать на побелке.
При определённой сноровке, неспешной манере самой работы, не набирая много разведённой извести на кисть, мне с первой же попытки удалось побелить потолок в основной комнате, не покрывая вещи, мебель и пол газетными листами.
Я воодушевился этим и рьяно принялся за продолжение ремонта.
Афанасий Николаевич дал мне полное представление и о процессе оклейки стен обоями.
После побелки я справился и с этой задачей.
Приятно было смотреть на белые потолки и украшенные красивыми обоями стены!
Оставались полы.
Покраска и высыхание полов заняло три дня.
Потом мы начали оборудовать детскую комнату и в ней отгородили маленький кабинетик для меня.
Дети получили новые кресла-кровати.
Для каждого ребёнка был установлен письменный стол с настольной лампой, на стены повешены полочки для учебников.
За проведение ремонта я был премирован Людмилой новым костюмом.
После окончания ремонта квартиры мы с Людмилой занялись сбором медицинских документов о состоянии здоровья наших детей, которые нужно было представить при поступлении в школу.
Главную заботу представляли Женины глаза. Начиная ещё с момента своего пребывания в Рязани у него проявилось косоглазие, которое не давало нам покоя.
Соседка наша, Неля Игнатюк, как-то сказала нам:
- Давайте я отведу его к лучшему глазнику Магадана Вере Ивановне Соколянской.
Так мы впервые услышали имя человека, который вскоре станет нашим близким другом.
Услугами Нели Игнатюк мы воспользоваться не успели.
В детской поликлинике по вопросу состояния Жениных глаз нам выдали направление в областную больницу на приём как раз к Вере Ивановне Соколянской.
Так что услуги Нели Игнатюк в этот раз нам не понадобились.
Я сопровождал сына в больницу и помню большое скопление посетителей у кабинета офтальмолога Соколянской.
Пока мы с Женей ждали своей очереди, я успел наслушаться от громко говорящих рядом женщин много лестных отзывов о Вере Ивановне.
Говорили о её высоком профессионализме, о том, что она вернула зрение многим и многим людям.
Но больше всего говорили о её чуткости;
о внимательном отношении к каждому больному
и об особом, магическом свойстве этой женщины - западать в душу каждого пациента после первого же общения с ней;
верить каждому её слову, сказанному с особой заинтересованной и проникновенной интонацией;
видеть её проницательный взгляд и мягкую дружескую улыбку.
Она была привлекательна внешне той особой красотой русской женщины, когда и рост, и фигура,
и густые волосы над чистым красивым лицом её,
и взгляд умных, всё видящих и всё понимающих глаз, -
сильным магнитом притягивали к ней взоры как мужчин, так и женщин.
Я узнал также о том, что муж её, Соколянский Анатолий Васильевич,- хирург и заведует Магаданским Облздравотделом.
Узнал и о том, что у неё есть двое сыновей, младший из которых уже несколько лет тяжело болен остеомиелитом.
Мимо нас с Женей прошла врач детской поликлиники, которая на днях выдала нам направление к Вере Ивановне.
Она, улыбнувшись, поздоровалась с нами и вошла в кабинет Веры Ивановны.
Через несколько минут дверь кабинета вновь отворилась и медицинская сестра, глядя на нас с Женей, сказала:
- Мужчина с ребёнком, пройдите в кабинет.
Так началось наше первое знакомство с Верой Ивановной Соколянской, которое вскоре будет закреплено долгой, интересной и трогательной дружбой наших семей.
Вера Ивановна осмотрела Женечку и сказала, что она на днях уходит в отпуск и займётся мальчиком после своего возвращения из отпуска. До её возвращения Женя должен находиться под наблюдением офтальмолога из детской поликлиники.
Так, за разнообразными семейными делами, подошёл день 1-го сентября, и дети наши стали учениками 1-го «Б» класса Магаданской средней школы № 1.
Их учителем стала известный педагог школы Евгения Георгиевна Ожогина.
О Евгении Ожогиной в учительском коллективе школы сложилось такое мнение:
«Яркая, красивая, справедливая».
В самом начале учебного года она спросила своих учеников:
«Кто из вас, ребята, хочет рассказать какое-нибудь стихотворение?»
Вызвался самый младший в классе ученик, Женя Крашенинников, которому было в то время только шесть с половиной лет.
Он вышел к доске и начал читать не детский стишок об осени или о школе, а громко и чётко произнёс:
- Константин Симонов.
СЫН АРТИЛЛЕРИСТА.
И после этого все ученики класса услышали чёткую и эмоциональную декламацию большого стихотворного рассказа, который начинался словами:
Был у майора Деева
Товарищ — майор Петров,
Дружили еще с гражданской,
Еще с двадцатых годов…
Класс, замерев, прослушал не восьмистишие, не стихотворение из 16 строчек, а правдоподобную жизненную версию большой человеческой жизни в целых 300 стихотворных строчек.
Когда Женя произнёс последние строчки:
«А вверху, над горами,
Все так же плыла луна,
Близко грохали взрывы,
Продолжалась война.
Трещал телефон, и, волнуясь,
Командир по землянке ходил,
И кто-то так же, как Лёнька,
Шел к немцам сегодня в тыл»,--
Евгения Георгиевна искренне расчувствовалась, подошла к рассказчику, погладила его по головке и поставила в журнал против его фамилии две пятёрки.
Женя с самого рождения отличался дисциплинированностью, самостоятельностью своих поступков, независимостью своего мнения.
И теперь, в школе, эти качества его характера были отмечены Евгенией Георгиевной, которая говорила, что это единственный ученик в классе, которому можно поставить оценку "примерное поведение".
Учебный день начинался у детей ранним утром в глубокой черноте ещё не закончившейся осенней или зимней ночи.
Вставали тогда, когда за окнами была тьма.
Шли в школу в темноте, а первые уроки проводились фактически ночью при свете электрических лампочек.
У Евгении Георгиевны существовало строгое правило: в первом учебном месяце (сентябре) ежедневно по вечерам проводить родительские собрания.
В октябре родительские собрания проводились один раз в неделю, а затем уже один раз в месяц.
Мы посещали эти собрания всегда вдвоём, вместе с Людмилой, и были в курсе всех классных дел.
От нашего дома до школы было рукой подать, не более двух минут ходьбы.
Вскоре у наших детей появилось два школьных друга:
Дима Хорин и Сергей Бижонов.
Мы решили приготовить для четырёх друзей домашний праздник по случаю посвящения их в октябрята.
Всех первоклашек обязательно принимали в октябрята.
Перед тем как надеть октябрятскую звёздочку, нужно было выучить
Правила октябрёнка:
Октябрята — будущие пионеры.
Октябрята — прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
Октябрята — правдивые и смелые, ловкие и умелые.
Октябрята — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
Всю подготовительную работу взяла на себя Людмила. Она проявила массу творческой выдумки, отдала этому делу много времени и сил.
В результате её трудов для каждого из ребят было приготовлено по красочному альбому, на обложках которых было красиво выведена аббревиатура
ДЖАС
(ДИМА+ЖЕНЯ+АНДРЕЙ+СЕРГЕЙ)
с общим названием
«В поисках золотого ключика»
(то есть ключика к получению знаний).
Мы с Людой побывали на празднике в школе.
Была общая линейка.
Был литературный монтаж, вести который было доверено нашему Жене.
Он блестяще справился с этим поручением.
А когда он в заключение громко, чётко и с глубокой душевной искренностью произнёс слова
- Будь октябрёнок всем детям примером,
Чтобы достойным стать пионером!- то многие родители, и мы в том числе, прослезились.
Мама Димы Хорина, Дина Васильевна, которая стояла рядом с нами, вытирая платком глаза, сказала:
- Какой мальчик! Ну и Женечка! До слёз довёл!
Школьный праздник имел своё продолжение у нас дома.
Каждому из четырёх ребят были подарены приготовленные Людмилой альбомы.
Первая страница была оформлена рисунками и словами:
Альбом волшебный, не простой,
В нём спрятан ключик золотой.
Отыщет ключик только тот,
Кто все вершины обойдёт.
В каждом из них она оформила
12 вершин( направлений), на которые должен взойти октябрёнок.
Взойти, выполняя указанные там задания.
Дети должны были самостоятельно заполнить такие странички, как «Поговорки, пословицы и загадки»,
«Мои любимые книги»,
«В мире интересного»,
«Спортивная вершина» и др.
И только когда октябрёнок выполнит все 12 заданий, только тогда он достигнет той странички, где хранится драгоценный ЗОЛОТОЙ КЛЮЧ ЗНАНИЙ.
Показательным для нас является тот факт, что, став уже взрослым человеком,
Дима Хорин при одной встрече с нами, сказал:
- Помните, вы в первом классе подарили нам альбомы ДЖАС. Я до сих пор храню его и даже иногда листаю и просматриваю вновь.
Наш домашний праздник проходил за накрытым столом с трапезой, конфетами, лимонадом и тортом.
Дети получили возможность показать то, на что они были способны.
Они участвовали в общей беседе, которую непринуждённо и легко вела Людмила, читали стихи, отгадывали загадки, делились своими впечатлениями о школе и школьных занятиях.
Праздник получился весёлым и интересным.
В декабре вернулась на работу из отпуска Вера Ивановна Соколянская.
Женю положили в больницу и стали готовить к операции.
Лежал он в палате на 4 койки, где, кроме него, находились на излечении одни женщины.
Женя спокойно лежал и читал свои детские книжки. Женщины присматривались к нему, а потом одна из них спросила:
- Женя, ты что делаешь?
- Читаю, - ответил он.
- А сколько тебе лет?
- Шесть.
- И ты уже читать умеешь?
- Умею.
- Ну-ка, прочти что-нибудь.
Женя совершенно по-взрослому, чётко и выразительно начал читать, но женщина остановила его и сказала:
- Этот текст ты, наверное, наизусть знаешь. А газету ты можешь прочесть?
- Могу.
- На-ка, вот, почитай! – и она дала Жене газету.
Женя взял газету и, так же по-взрослому, начал её читать.
Все женщины пришли от его чтения в восторг.
С этих пор вся палата стала относиться к нему, как к родному.
Его во всём опекали, проявляя к нему заботливое внимание.
Мы радовались этому, ежедневно посещали Женечку, а к Новому году принесли для всей палаты шампанское, конфеты, мандарины и баночку зернистой икры.
Женщины украсили, как могли, палату: разрисовали замёрзшие оконные стёкла, нарядили маленькую ёлочку.
Заканчиваю воспоминания этого года тем, что 31 декабря в Магадан прилетела
АЛЕВТИНА ТИМОФЕЕВНА ЛАВРИНЕНКО,
новый сотрудник кафедры русского языка Магаданского пединститута, на которой работала Люда.
Она прибыла в Магадан по вызову заведующего кафедрой
Геннадия Васильевича Зотова.
В первую магаданскую ночь Алевтина Тимофеевна встречала НОВЫЙ, 1975 год вместе с Геннадием Васильевичем в семье его друга ГОЛОДНЫХ Григория Андреевича, который со своей женой ЦЕПЛЯЕВОЙ Нелли Степановной и сыном Андреем жил по соседству от нас,
в квартире № 3.
А мы с Людой этот Новый Год отмечали одни, и нам через стенку были слышны голоса пирующих соседей.
Свидетельство о публикации №217110500952