13. Осуждение - рассуждение

О тему осуждения сломано много копий, ибо сказано: "каким судом судишь - таким и тебя осудят".
Возможно, где-то сказано и "не судите, да не судимы будете", но я дотудова еще не дочитала, поскольку удобнее первое: если всех полагать "лапусями", то и тебя будут почитать "мимишкой", это дает жизнь, и жизнь вечную, нужно только тщательно продумать свои загробные перспективы - будет ли там вакансия "на мимишность"? Иначе можно пролететь...

Если серьезно (вот вопрос - можно ли рассуждать о страшном серьезно?):
- осуждение - это сцепка по негативу, по злобе, по "я не такой, как вот это", отрицание и человека, и явления, которое вызывает негатив, целиком и полностью, не разделяя на "вот это - человек. Вот это - очень плохое явление. Вот это - причины, которые довели человека до того, что он вляпался. Вот это - промысел Божий, исходя из Закона Божиего. Вот это - выход для человека, он всегда в Новом Завете".
Осуждение - это слепление намертво человека и греха, оставление его наедине - с грехом. Отсутствие желания разобрать СИТУАЦИЮ, а не человека - по косточкам.

- рассуждение - это всегда страх Божий: "Господи, я вот об этом человеке подумаю, и - обязательно плохое, потому что он самоочевидно ведет себя плохо, а Ты мне потом устроишь "темную"! Я не хочу, я хочу Твоей милости, можно я не буду об этом человеке думать вообще?" - это первый шаг. Господь соотносит силы молящегося с реальностью, которую, в общем-то, только Он Один и знает, и решает: "Думай об этом человеке! Я помогу думать правильно!", или: "Не думай о нем! Я помогу тебе отвлечься!". То есть - непременным элементом рассуждения является Господь, как Личность: Здравомыслящая, Разумная, Адекватная и Милостивая, не возлагающая лишнего на людей. Как ни скорбно об этом писать - в наше время отношение к Господу хуже, чем к шарлатанам: "Врачи не помогли, колдуны не помогли, ну, схожу уж в церковь, что там. Все равно терять уж нечего..."
Итак, третий шаг - индивидуален у каждого, но в базисе всегда страх слепить человека с грехом в своем представлении намертво, потому что в этом случае и Господь слепит тебя с твоим грехом - намертво. Ты безгрешен? Кидай первый камень.

Примеры рассуждения, как ни странно, удобнее искать в животных. Ну, городским - в домашних, деревенским - в "дворовых"(тех, что не в доме, а во дворе живет).
К животным принято относиться странно, это, наверное, главная мимишность нашего мироздания, после деток, закончивших пачкать пеленки, но еще не умеющих критиковать родителей. Мимишкать, периодически пинная ногой "от души", и еще более редко - отвозя к ветеринарам, на дрессировочные площадки и в гости к родственникам, потому что "возлюби ближнего, как себя" в наше время начинается с: "Вот так всю жизнь и проживешь - без собаки" (Малыш и Карлсон. И поди, докажи, что "но я же лучше, лучше собаки!" растет из "коль вы ценнее в глазах Господа, нежели птицы!" "Да неужели? Можно мне тогда получить немного наличными?").

Помимо мимишности, животные имеют душу, как и всё, сотворенное Господом. Бессловесностью они, кстати, ближе к Богу, чем мы, ибо нерассудительно поступают, улавливая Его Промысел, в отличие от нас: озлобляют, скажем, меня соседи, а моя собака из всех жил рвется, чтобы на лестничной площадке на коврик их нагадить. А я - старательно луплю ее поводком, завывая: "Нельзя!", тогда как она всего-навсего пытается меня свести с соседями в Господе: "Либо перестань ненавидеть соседей, либо дай мне нагадить им на коврик, и можешь тогда отлупить. Потому что я чувствую твою ненависть, я - твоя собака, и служу - тебе. И я не в состоянии удержаться, чтобы не нагадить им на коврик!".

То есть - это базовая схема взаимодействия "ангел-архангел", духовного соподчинения, в Евангелии высказанного так: "Меня гнали - и вас погонят". Если целиком и полностью одна душа принадлежит другой душе, она всячески ненавидит то, что ненавидит "вышний", это касается как собак и прочих животных, так и людей.

Рассуждение - это всегда в первую очередь выяснение вот этих связей-влияний:
- человек гадит Господу и не в состоянии справиться с собой;
- это всегда из-за отсутствия молитвенной богоустремленности, потому что тем, кто хочет справляться с собой против греха - Бог помогает. Значит, нужно искать не причину именно греха (ворует от того, что есть хочет, а на работу не берут. Это - причина греха? Отнюдь, это - следствие греха, наказание Божие), а причину нежелания идти к Богу;
- Это всегда - влияния. Предков, живых и усопших, родственников, с которыми есть душевные (в радости. Каждый радуется своему) связи, прочего окружения. Наблюдая за этими влияниями - уже исключаешь для себя осуждение, значит, и Бог будет к тебе внимательнее, а, помолившись за грешника - стяжаешь и себе благорасположение: тезоименитого святого, Пречистой Девы, Ангела-Хранителя. Ты помолился за грешника - Они помолятся за тебя перед Господом. Это - представление о том, что же такое "духовное наемничество", в отличие от духовного рабства. Рабство - это осуждение. И - покаяние в осуждении, подгоняемое страхом Божиим.
Наемничество - это рассуждение в диалоге с Господом. Наблюдательность, внимательность, терпение и кротость - короткий шаг на злобу, которая тормозит "заклеймить! побить камнями!".

Сыновство - это вывернутая наизнанку заповедь осуждения: "оправдывайте, и оправданы будете". Результат рассуждения. Когда сам что-то увидел, что-то Бог подсказал, и ты уже обращаешься к Нему с осознанной молитвой: "Господи, а давай сделаем вот так и так, тогда на этого грешника влияние изменится, а я попробую втюхнуть ему про Тебя, может, поможет?". Но надо понимать, что сыновство это - младенческое, неразумное (а и Господь был ребенком, чего тут стыдного?), потому что - ну, кто лезет к Господу с предложениями? Он Сам знает, кому и что полезно... Но в качестве "исполнение заповеди неосуждения" - может вменить в праведность и это, но аккуратно поправит: о себе думай. Увидел грех? Увидел. Разобрался в связях-причинах? разобрался. Теперь отстань от этого человека (помолился за него - ну, Я по твоей молитве с ним поработаю, так и быть) и ищи все то же самое - в себе. Я ж тебе не просто так это все показал. Я же - тебя люблю. Ты мой сын в первую очередь, а не тот грешник. Ты же - первый ко мне пришел.

Это - притча о блудном сыне "глазами старшего". Господь всех любит одинаково, и всем желает одного - Себя. Только Себя. И какими путями кого к Себе приблизить - только Он знает...

Сучки и бревна...


Рецензии