Развитие речи. Второе семилетие
Ведущая роль неосознанного подражания, свойственная первому семилетию, во втором семилетии сменяется стремлением ребенка следовать выбранному им авторитету, а главное внимание на этом этапе отводится развитию и воспитанию сферы чувств.
Второе семилетие – это переход от детского возраста к возрасту взрослости, и, как и всякий переходный период, очень разнообразно по содержанию и проявлениям. В течение этого времени в связи с речевым развитием можно выделить следующие промежуточные этапы: 7 лет, 9 лет, 12 лет и 14 лет (для каждого ребенка эти границы индивидуальны).
В 6-7 лет, когда ребенок начинает обучение в школе, в его мышлении и речи еще сильно ощущаются черты, свойственные первому семилетию, а многие из них сохраняются и до 9 лет.
Лишь к 9 годам формируется способность анализировать, и это изменение легко заметить по нарастающей критичности высказываний по отношению ко всему, что ребенок видит и слышит в своем окружении.
К 12 годам постепенно развивается способность к усвоению абстрактных понятий и обобщений, осознанию процесса собственного мышления, логике, и это позволяет ввести в число школьных предметов алгебру и другие дисциплины, требующие абстрагирования и умения делать выводы.
Позднее, с наступлением половой зрелости подросток уже способен осознанно и целенаправленно работать над усовершенствованием заложенных навыков речевого общения, самостоятельно ставя цели и стремясь к их достижению.
Рассмотрим некоторые особенности речевого развития ребенка, связанные с началом обучения в школе. В это время темпы развития устной речи у детей значительно снижаются. И это не удивительно, ведь школьник вынужден уделять довольно много времени деятельности, не требующей говорения вслух: он слушает объяснения учителя, пишет, читает про себя, размышляет.
В данном случае мы сталкиваемся с теми же процессами, которые часто мешают изучающим иностранный язык свободно на нем общаться. Погруженность в изучение грамматики и выполнение различных письменных заданий нередко приводят к состоянию, охарактеризованному фразой «читаю и перевожу со словарем».
Не секрет, что для успешного написания тестов по иностранному языку требуется логика, знание грамматики и лексики. Но человек, способный грамотно писать на иностранном языке, делать письменные переводы, вовсе не обязательно может говорить на этом языке.
В устной речи важное значение имеет память мышц. Речь, равно как и занятия музыкой или спортом (эти виды деятельности не терпят перерывов!), основана именно на мышечной памяти и базируется на рутинированных навыках, а, следовательно, напрямую зависит от регулярного тренинга. Иными словами, чтобы научиться говорить, надо регулярно в этом упражняться.
В тот момент, когда обычно многословный почемучка-дошкольник превращается в серьезного первоклашку, развитие его устной речи подвергается большой опасности. Особенно это актуально для нынешнего, экранного периода, когда множество повседневных задач решаются путем нажатия необходимой кнопки, а формулировать мысль, и тем более произносить фразу вслух – не требуется.
Помимо «замолкания», связанного с переходом значительных объемов внешней речи в речь внутреннюю, для снижения темпов речевого развития школьника существует еще одна причина. С началом обучения у ребенка возникает отчетливое разделение речи на «школьную» и «домашнюю».
Школьная речь по содержанию и форме напрямую связана с изучаемыми предметами. Например, ученик средней школы на уроке может рассказать о процессе фотосинтеза, о климатических зонах, о проблемах Печорина или Чичикова (по крайней мере, от него это ожидается). И такие ответы подразумевают полные предложения, насыщенные специальной лексикой.
В домашней же обстановке таких полных, развернутых фраз от школьника не требуется, да и бытовая лексика сильно отличается от той, которая используется в процессе обучения. Домашние фразы в подавляющем большинстве эллиптичны, поскольку собеседники, как правило, погружены в общую экстралингвистическую ситуацию: «Ты уже? – Сейчас! – Ну давай!»
Да и на уроках (по причине дефицита времени) часто можно услышать подобный диалог между преподавателем и учениками: «Сколько в шестом? – Два корня из трех. – А в восьмом? – Бэ». Только присутствующие поймут, что речь идет об ответах в шестом и восьмом номерах заданий, причем в последнем правильным является, вероятно, вариант обозначенный буквой «б».
Такую речь специалисты называют ситуативной. В общей для собеседников ситуации общения предмет коммуникации и многие детали известны, поэтому полных высказываний не требуется.
Современная внешкольная жизнь крайне редко требует от ребенка завершенных формулировок (если, конечно, речь не идет о пересказе школьного материала; но так ли часто в обычной жизни, за порогом школы, среднестатистический человек рассуждает о фотосинтезе, Печорине или Чичикове?). Дети крайне редко сталкиваются с необходимостью развернуто формулировать, например, заинтересованность, сомнение, восхищение, неприязнь, обосновывать свое мнение или аргументированно возражать собеседнику. Для домашнего общения вполне подойдут такие слова, как «классно», «супер», «чушь», а то и вовсе будет достаточно выбрать подходящий смайлик на экране телефона.
Не только формат школьного обучения, но и вся современная жизнь мало способствуют развитию у ребенка так называемой контекстной речи – такой речи, смысл которой понимается собеседником на основании сказанного, без опоры на конкретную коммуникативную ситуацию.
Получается, что коммуникативная сфера (за исключением той ее части, которая обслуживает школьную тематику), оказывается несформированной и неразвитой настолько, чтобы стать навыком. А ведь именно навыки дают человеку надежную опору в ситуации стресса, позволяя успешно решать различные задачи в непредвиденных ситуациях.
Как спортсмен или танцор не задумываясь выполняет многократно отработанное движение, как музыкант способен исполнить выученное произведение с закрытыми глазами, – так и школьник должен научиться легко пользоваться речевыми средствами в различных коммуникативных ситуациях. А чтобы добиться такого результата, нужна практика, которой, как раз и не хватает людям в современном компьютеризированном мире.
В письменной речи почти всегда есть возможность остановиться, подумать, вернуться к предыдущей фразе, чтобы исправить или изменить формулировку. Для устной же речи во время диалога важна быстрая адекватная реакция на речевой стимул – предыдущее высказывание собеседника или изменение экстралингвистических факторов.
Для успешной коммуникации в момент речи важно думать именно о содержании высказывания, а речевые инструменты желательно подготовить заранее.
А теперь остановимся на некоторых простых приемах, призванных помочь школьнику продолжить формирование и развитие навыков речевого общения.
Для любой деятельности, в том числе и речевой, важно создать мотивацию. В большинстве случаев устная речь – это диалог, и степень развития навыков устной речи ребенка во многом определяется богатством его общения и разнообразием деятельности, в которую он вовлечен.
Именно поэтому для развития речи полезно вовлекать ребенка в самые разные ситуации, предполагающие обязательное речевое общение (диалоги с продавцом на рынке, консультация с провизором при покупке лекарства, обсуждение с парикмахером будущей стрижки или прически). Эта же рекомендация справедлива и для первого семилетия, однако в начале второго семилетия, до 9 лет, ребенок многому может научиться неосознанно, путем простого подражания.
Поскольку для «внешкольного» развития речи используется внешкольное время, именно родители (или другие члены семьи) должны стать для школьника образцом речевого поведения. Именно родители должны и могут создать в повседневной жизни условия, необходимые для развития навыков речевого общения.
Как правило, хорошая мама старается, например, «не таскать ребенка по магазинам». Но давайте подумаем, каким прекрасным и разнообразным коммуникативным опытом можно обогатить ребенка, если он будет присутствовать при разговоре родителей с работниками почты, прачечной, ателье, ремонтной мастерской, магазина и других общественных заведений (разумеется, при условии, что эти диалоги не сводятся к взаимным обвинениям, хотя и такой опыт, возможно, не будет лишним).
Если дети многократно слышат, как родители любое подобное общение начинают с приветствия, а затем стараются вежливо и четко изложить свои вопросы или проблемы, как они реагируют на реплики собеседников, – это, несомненно, поможет им впоследствии вступить в первую самостоятельную речевую коммуникацию в аналогичных условиях.
Едва ли возможно освоить все это заочно, не выходя из дома и не отрываясь от экрана. Не будем забывать о том, что речь – это память мышц, и научиться речевому общению заочно ничуть не проще, чем овладеть игрой на музыкальном инструменте, не прикасаясь к нему.
Важно помочь ребенку научиться решать различные бытовые задачи в повседневной жизни, используя речевую коммуникацию: вызвать врача, сантехника, запросить информацию о наличии и цене товара или услуги, расписании работы учреждения. В этом отношении интернет оказывает нам медвежью услугу! Магазины самообслуживания и прочие услуги, призванные облегчить человеку повседневную жизнь, никак не способствуют развитию навыков устной речи.
Речь непосредственно связана с мышлением и как способ деятельности общения пронизывает и во многом определяет психическое и умственное развитие ребенка. Развивая речь, мы можем благотворно воздействовать на общее психологическое и интеллектуальное развитие детей. Так, до 9 лет мы не вправе ожидать от ребенка анализа собственного поведения, однако можем давать ему речевые образцы, отражающие такой анализ. Если вместо эмоционального выражения досады по поводу какой-либо неудачи ребенок слышит, как мама или папа пытаются осознать произошедшее, рассуждая вслух: «Почему же все так получилось? Где была допущена ошибка? Наверное, надо было…. В следующий раз надо попробовать…», – это даст ему хороший образец рефлексии. Взрослый должен показать ребенку путь от совершенной ошибки через анализ к выводам, дать необходимые для этого речевые средства.
Обычно до 9 лет дети испытывают сложности в построении различных сложноподчиненных предложений (противительных, уступительных, придаточных причины, следствия). До определенного возраста осознание таких связей невозможно, однако взрослым следует использовать их в общении с детьми в подходящих ситуациях. Хорошо, если в своих разговорах родители регулярно будут употреблять конструкции с «Хотя…», «Несмотря на то, что…», «Поскольку…» и т.п.
Обсуждая вслух в присутствии ребенка планы на выходные, можно дать ему наглядный пример того, как можно формулировать и обосновывать свое мнение, приводить контраргументы, искать и находить устраивающее всех решение. Ради этого родителям, конечно, придется временно отказаться от взаимопонимания с полуслова и заменить короткий диалог «Может, в кафе?» – «Да ну!..» целым рядом соответствующих развернутых фраз.
Такие ситуации неразрывно связаны с повседневной жизнью семьи, здесь не надо ничего придумывать специально. Единственное, что требуется от родителей – это осознанно формулировать и озвучивать свои мысли.
Если ребенок принимает участие в общем разговоре, взрослым следует помочь ему подыскать нужное слово или выражение, однако не говорить за него (чтобы не получилось, что ребенку останется лишь согласиться или не согласиться с тем, что сказал родитель).
Взрослый может попросить ребенка рассказать содержание фильма, события, объяснить суть компьютерной игры. Стимулом к речевой активности школьника должен стать искренний интерес взрослого. Слушая ребенка, взрослый может переспросить, попросить объяснить другими словами, задать уточняющие вопросы. Вообще, если это уместно (если ситуация не требует экстренных действий), родители могут «не сразу понять», чего хочет ребенок, вынуждая его более подробно описывать свои проблемы, переформулировать, аргументировать, отстаивать свою позицию.
Важно развить в ребенке способность в процессе речевого общения планировать, систематизировать, анализировать другие виды деятельности, взаимодействовать со сверстниками, а также со взрослыми знакомыми и незнакомыми людьми (обсуждать, договариваться, сотрудничать).
Взрослый может предложить ребенку объяснить, как пройти или проехать к дому (нужному магазину, кинотеатру, входу в парк) в зависимости от того, как и откуда человек – например, гость – поедет (на машине, пешком, общественным транспортом). Для этого ему придется мысленно увидеть знакомую местность глазами приезжего, выбрать и обозначить надежные ориентиры. Такое простое упражнение не только способствует развитию речи в ситуации реального общения, но и помогает осознать свою речь (скорректировать описание в зависимости от уточняющих вопросов собеседника), пространство, научиться ставать на позицию другого человека. Разумеется, для этого на время нужно будет выключить навигатор.
Хорошо способствуют развитию речи и речевого мышления различные речевые игры, задачи на логику (например, «данетки» развивают способность формулировать вопросы).
Важно дать школьнику безупречные в языковом отношении образцы диалогической и монологической речи, и здесь большую помощь оказывает чтение. О пользе чтения сказано достаточно, однако один аспект часто упускается. Нельзя забывать, что речь – это движение, а навык речевого общения связан с мышечной памятью. Читая вслух, озвучивая образцовую литературную речь, мы рутинируем этот навык. Чтение про себя дает пищу для мышления, расширяет кругозор, а чтение вслух развивает способность говорить.
Как правило, чтение вслух широко практикуется лишь в начальных классах. Как только школьник научился читать, этот вид деятельности уходит на задний план. Если во время урока требуется ознакомиться с текстом, его, как правило, читают про себя, а «озвучиваются» лишь выученные наизусть стихотворения, определения и правила.
Чтение вслух – это простой, доступный и очень эффективный тренажер для развития навыков устной речи. При проблемах с устной речью следует использовать любую возможность озвучить хорошо составленный текст: читать вслух заданные на дом тексты по биологии, географии, обществознанию, организовать регулярное домашнее чтение, когда все члены семьи читают вслух по очереди, поощрять чтение вслух для младших братьев и сестер, бабушек и дедушек, устраивать домашние спектакли и т.д.
При выборе текстов для чтения следует помнить, что второе семилетие посвящено развитию сферы чувств, и это время нельзя упустить. В этом возрасте любое литературное произведение должно давать пищу не только для размышлений и анализа, но и воспитывать нравственные качества.
Жизнь человеческой души – это богатая палитра красок в широком диапазоне между контрастами, подобными вдоху и выходу (радость и печаль, свет и тьма, уединенность и общество, неподвижность и движение). Растущий человек должен иметь возможность пережить и эти контрасты, ярко выраженные крайности, и полутона. Во втором семилетии особенно важно показать детям красоту языка, его широкие возможности.
Замечено, что в возрасте 8-9 лет дети, особенно мальчики, начинают употреблять «крепкие» выражения. Обычная повседневная речь как будто становится для ребенка слишком пресной, и он начинает искать яркие, выразительные формулировки для своих мыслей и чувств.
Второе семилетие – это время поиска авторитета, которому растущий человек готов следовать. Таким авторитетом может стать реальный человек (современник или историческая личность), герой фильма или книги, и очень часто подростки копируют речевое поведение тех, на кого хотят походить.
Литературный материал для второго семилетия должен быть ярким, интересным и настолько увлекательным, чтобы «сосало под ложечкой сладко от фраз». Не только прозаические и стихотворные произведения лучших отечественных и зарубежных авторов, но и классические афоризмы, высказывания великих людей, удачные «статусы» из интернета, тексты песен и вообще произведения самых разных стилей и жанров – все это может дать необходимую пищу для душевного развития школьника.
Желательно обсуждать с ребенком прочитанное, услышанное, просмотренное, вызывать его на дискуссию, поощряя отстаивание своей позиции, демонстрируя право на существование различных взглядов и оценок. Для этой цели отлично подходят произведения, не дающие однозначного ответа на вопрос, «как надо поступить», «кто прав, кто виноват», произведения, заставляющие читателя задуматься, осознать, а потом – обязательно! – сформулировать и озвучить свою точку зрения.
Помимо этого, необходимо постоянно обращать внимание подростка на важность интонации в процессе устной коммуникации. Одни и те же слова, произнесенные с разным выражением, с разными акцентами звучат и воспринимаются совершенно по-разному. Словами «Солнышко ты мое!» можно выразить не только нежную симпатию, но и насмешку, осуждение, сожаление.
Отдельного внимания заслуживает вопрос уместности того или иного высказывания в конкретной ситуации, данной обстановке, при данных обстоятельствах, с данным собеседником (здороваются и прощаются по-разному со знакомыми и незнакомыми, с ровесниками или старшими). В этом случае ребенку также поможет пример, подаваемый взрослым человеком: «Папа устал после работы, не будем обсуждать это сегодня вечером. Давай подождем утра, и тогда поговорим обо всем обстоятельно».
Как правило, подобные навыки речевого общения закладываются уже в первом семилетии, но и в школьном возрасте необходимо поддерживать и развивать в ребенке, например, умение поддержать беседу или корректно прервать ее, способность вежливо, но однозначно отказаться от сомнительного предложения. В современном небезопасном мире большую помощь ребенку оказала бы ситуация, когда в его присутствии родители обращаются за помощью к незнакомым людям, к сотрудникам полиции. Последовать примеру близкого человека всегда проще, чем сделать что-то новое впервые, тем более – в экстренной ситуации.
Общаясь с детьми важно помнить, что они воспринимают и осмысливают окружающую действительность иначе, чем взрослый человек. Дети и взрослые употребляют в речи одни и те же слова и выражения, но часто вкладывают в них разный смысл. Если взрослый сообщает ребенку нечто важное, следует обязательно дождаться «обратной связи», убедиться, что ребенок понял вас так, как вы этого хотите. Для этого можно поиграть в командира и солдата, получившего приказ, как в армии: «Подготовиться к выходу из дома в 12.00!» – «Есть подготовиться к выходу в 12.00!» – «До выхода осталось 45 минут! Как понял меня, повтори!» – «Вас понял, 45 минут до выхода!» Вопрос понимания между взрослым и ребенком в процессе речевого общения – важная тема, заслуживающего отдельного рассмотрения.
Итак, с началом школьной жизни ребенок знакомится с новым для себя видом речевой деятельности – письменной речью. Речь и язык становятся предметом осознанного изучения. Темпы развития устной речи замедляются в связи с особенностями школьного обучения (чтение про себя, письмо и др.). На этом этапе важно поддержать развитие навыков устной речи, расширить речевые возможности ребенка, обслуживающие учебную деятельность и повседневное внешкольное общение (планирование, систематизация и др.).
Речь взрослого в общении с ребенком и литературный материал для чтения должны быть яркими, выразительными, чтобы обеспечить потребность ребенка в прекрасном, показать ему силу и широкие возможности языка, дать необходимые образцы речевого поведения.
Свидетельство о публикации №217110601213