Православный детерминизм

Эта история случилась по моим меркам достаточно давно. Был у меня настоятель довольно непростой в общении. Но поговорить с ним было интересно. И вот однажды он мне говорит, что разбирал старые журналы "Нива" и наткнулся там на человека по фамилии Сибиряков, который был благотворителем и помогал в частности Афона. Я не так давно впервые побывал на Афоне, и мне было интересно все связанное с этим святым местом. Так и потянулась ниточка к схимонаху Иннокентию. Потом я нашел скудные современные материалы о нем, затем стал углубляться в историю. Затем нашел некролог, написанный значительно позже его смерти в журнале "Наставления и утешения православной веры" Андреевского скита, где почил в достаточно молодом возрасте схимонах Иннокентий. Там прочел слова этого "богатыря духа"  (так называл его  автор некролога монах Климент). «Как человек пуст в своей жизни, как ничтожны все его потребности, обусловленные одной наживой: как жадно всё человечество в своём стремлении к богатству! Но что оно нам приносит… Одно грустное разочарование. Вот я – миллионер, моё «счастье» должно быть вполне закончено. Но счастлив ли я? Нет. Всё моё богатство в сравнении с тем, чего жаждет душа моя, есть ничто, пыль, прах…»,   так говорил Сибиряков после своего возвращения  из Европы. «Как человек пуст в своей жизни, как ничтожны все его потребности, обусловленные одной наживой: как жадно всё человечество в своём стремлении к богатству! Но что оно нам приносит… Одно грустное разочарование. Вот я – миллионер, моё «счастье» должно быть вполне закончено. Но счастлив ли я? Нет. Всё моё богатство в сравнении с тем, чего жаждет душа моя, есть ничто, пыль, прах…»,   так говорил Сибиряков после своего возвращения  из Европы.
И добавил от сердца: «И я им не могу не восхищаться теперь так же, как восхищался некогда, во время его жизни, как когда-то, в детские свои годы, восхищался я  героями Четий-миней». И сейчас мы бессердечные, неспособные написать ничего светлого и искреннего, без конца цитируем эти слова, сказанные его современником.
 Затем появилась первая глава в брошюре Свято-Андреевский скит и русские келлии на Афоне о схимонахе Иннокентии. Затем через некоторое время я узнал, что в Петербурге возникло общество памяти Иннокентия Сибирякова и поэт Татьяна Шорохова активно занимается этой темой, собирает материалы о деятельности в России этого великого благотворителя. Честь ей и хвала и пошло все больше и больше. Уже и сам Президент упомянул на Валааме Иннокентия Михайловича, вот уже появилось общество Иннокентия Сибирякова в России, которое своей целью восстановление афонской келлии на Каруле... Тут я им, не скрою, подпортил картинку: вдруг нашел в архиве Пантелеймонова монастыря запрос о высылке Иннокентия Михайловича обратно в России. Против него возбуждает дело женщина, которой еще совсем недавно Сибиряков предлагал руку и сердце. В истории Православной Церкви есть люди, которые были праведники от чрева матери. Но для нас важней узнать о пройденном пути покаяния, чтобы пройти подобным.
К сожалению, тот круг общества, к которому по происхождению принадлежал Иннокентий Михайлович, не всегда соблюдал правила христианской нравственности и Сибиряков имел двоих детей от некоей прусской подданной Марии Михайловны Иотцат. От связи с этой женщиной родились сын, вскоре умерший, и дочь Елена. После обращения к Богу Иннокентий Михайлович, возможно под влиянием отца Давида, предложил ей руку и сердце. И как всегда и везде открыто и нелицемерно предлагал помощь, но брак так и не состоялся и, вероятнее всего, по причине несогласия его бывшей любовницы. 3 июня 1894 года он пишет ей письмо и просит простить его за все то зло, которое он, по его мнению, причинил женщине. Он был готов заботиться о дочери и жене (предлагает купить или снять для нее дом в Петербурге, отправить ее сестру на юг для лечения) и вообще и дальше помогать Марии Михайловне. В конце письма он пишет проникновенные слова истинного христианина: «Плохо, когда живешь без Бога, ходишь, как в темноте, и творишь самые безобразные поступки и даже считаешь их при этом за хорошие. Искренно Вам преданный и желающий Вам здоровья и всего хорошего И. Сибиряков». Настолько сильно было его раскаяние, что в этот же день он пишет еще одно письмо, в котором говорит: «Диавол был в моей душе и заслонял от меня истину. Слава Богу, я очень рад, теперь я могу сообщить Вам, что я с радостью желаю исправить свой грех относительно Вас вполне, именно, позвольте мне просить Вас быть моей законной женой». И приглашает ее тотчас приехать в Петербург и обвенчаться. Но, брачный союз так и не был заключен. Когда же Иннокентий Михайлович встает на монашеский путь, это вызывает бурную реакцию у означенной особы: она подает в суд и просит привлечь к ответственности Сибирякова, якобы бежавшего по совету о. Давида на Афон. Читая это письмо, представляешь, насколько люди подобные о. Иннокентию беззащитны от аферисток. «Несколько лет тому назад совратил он меня от трудолюбивой жизни и, клятвенно обещав на мне жениться, прижил со мною сначала сына, который, а потом дочь. Теперь же бросил нас, не обеспечив как следует по его состоянию. Такой бесчестный поступок Сибирякова вынудил меня, в защиту попранных прав наших, обратиться к Санкт-Петербургскому Судебному следователю, который производит по этому делу следствие, остановившееся теперь за побегом Сибирякова в Вашу честную Афонскую Гору. Неужели вы потерпите, в посрамление Святого Афона, пребывание среди себя такого безнравственного человека, который не исполняет своих прямых человеческих обязанностей, а между тем, разными денежными пожертвованиями старается приобрести славу благотворителя. И подумать, что все это Иннокентий Сибиряков делает с благословения также вызываемого Судом по этому делу монаха Давида, который неотступно за ним следует и содействовал вероятно, ему советами своими постыдно бежать из России...» Звучит  клевета на Сибирякова, что он бросил ее и ребенка и бежал от суда, и что он будто бы только претворяется благотворителем. Неизвестно перед кем и для чего. И эта история, неприятная  для ревнителей белого и черного, сделал схимонаха Иннокентия для меня еще ближе, он стал как бы живым святым человеком, а невычитанны у святителя Димитрия Ростовского.
Начали собирать какие-то сибиряковские конференции, сняли фильм о Сибирякове, почему-то в название, поставив красивые слова,  сказанные его братом Константином Льву Николаевичу Толстому, люди начали готовить канонизацию активно собирать  несуществующие сведения, получать гранты и так далее и тому подобное. Кстати, хотелось бы, всем кто ищет благотворителей посоветовать помочь искателям канонизации, обратиться к этому святому человеку в трудный момент и попросить у него помощи, когда помощь придет, зафиксировать это и передать любителям. Это так к слову
Словом все пошло и поехало, а началось с того, что один нелюдимый настоятель, решил покопаться в старых журналах на чердаке или в кладовке. И я ему за это чрезвычайно благодарен. Думаю, что и все упомянутые здесь люди, включая Президента.


Рецензии