4. Святой и клятый. Святой
- Собеседник мой замолчал,приятно улыбнулся и прикрыл глаза, словно вспомнил что-то очень хорошее. Он был настолько доволен воспоминаниями, что торопить его не хотелось.
В 1896 году, отец Иоанн (Иван Ильич Сергиев), настоятель Андреевского собора в Кронштадте, благословил открытие "Дома трудолюбия". Четырёх этажное здание, где люди могли трудиться за сносную плату, учиться ремёслам, питаться в дешёвой столовой, где часть обедов была бесплатной для нуждающихся. И особенно в пору прекращения навигации, когда народ начинал голодать. Была там и бесплатная амбулаторная лечебница и ночлежный приют, в котором более половины людей ночевали бесплатно. А в доходных домах-то даже квадратный метр человеку, хоть и за копейку, но продавали. Бесплатным было и обучение в народном училище (300 мест!!!). Были открыты детская библиотека, народная читальня, рисовальные классы, воскресная школа. В Доме трудолюбия работали приют для мальчиков и девочек и дневное «пристанище» для приходящих детей, Это сейчас детским садом называется. Всё, как мечтал отец Иоанн.
Не понаслышке знал он какую нужду переживают жители Кронштадта каждый год с окончанием навигации. Он тогда был рядовым священником, начавшим служение в Андреевском соборе. И прослужил он верой и правдой Богу и людям на этом месте аж 53 года!!! Вся работа кронштадтцев связана была с морем, и как только оно замерзало, у людей исчезала и работа, и деньги. А зИмы-то у нас длинные, да холодные. Понятно люди начинали голодать. Наиболее отчаяные бросались грабить, громить продовольственные лавки. Кто и попрошайничать. Положение их было безнадёжным. В церковь люди ходить переставали. А как пойдёшь, когда и копейки нет на тарелку положить? Отец Иоанн стал собирать детей и проводить с ними занятия. Через некоторое время дети стали приводить в церковь своих отчаявшихся родителей. Вот тогда и родилась идея создать "Дом трудолюбия". После его строительства, жителям Кронштадта стало гораздо легче переносить зиму, да и жить стало легче. У людей появилась работа и средства к существованию. Кому-то любая плата малой кажется, а сколько таких случаев, когда человеку и не до богатства, лишь бы поесть хотя бы один раз в день. В Кронштадте такая нищета была делом обычным. Кронштадт по тем временам был местом для изгнания. Власти отправляли туда всех неугодных. Не очень больших преступников. Своего рода недалёкая, но суровая, ссылка.
Нужно сказать, что святой преподобный отец Иоанн Кронштадтский был человеком очень уважаемым и любимым. Были годы, когда он раздавал милостыни и благотворительных пожертвований от 150 тысяч до одного миллиона рублей в год!!!
- Собеседник мой схватился руками за голову.
Всё это были пожертвования разных людей. ( Сравните со среднемесячной зарплатой рабочего в 20 рублей) Его уважали очень многие богатые люди. К нему ездили за благословением, или просто постоять на его службе в Андреевском храме. С тех пор, как отец Иоанн прославился среди жителей Кронштадта, Андреевский собор, где он служил, всегда был заполнен прихожанами так, что в самом соборе места для всех не хватало. Нередко отец Иоанн сразу исповедовал до 5000!!! человек, проводя общую исповедь. И люди стремились попасть к нему на исповедь. В такие дни, на причастие священники выносили по 12 чаш со святыми дарами и только причащение исповедовавшихся длилось не менее двух часов. Многочисленные гостиницы в Кронштадте, порой, не в состоянии были принять всех паломников из разных мест Российской империи. Кронштадт стал процветать.
Удивительным человеком был отец Иоанн. По молитвам его люди выздоравливали. Многие даже обращались к нему с просьбой о молитве в телеграммах из далёких мест России. Будучи человеком очень отзывчивым, он почти всегда отвечал на просьбы положительно. Сказывают, был случай, когда отцу Иоанну принесли телеграмму с просьбой помолиться и он отверг её, сказав, что телеграмма была написана на карточном столе во время игры в карты. Между делом. Понятно, что у таких телеграмм ответ был оплачен и в обратной телеграмме адресату объяснили суть ответа отца Иоанна. Многие думали, откуда, мол, известно? Может быть привиделось старцу? Но от адресата пришла телеграмма с извинениями, в которых подтверждалась прозорливость отца Иоанна.
Известен случай, когда отец Иоанн приехал погостить в родную деревню. Ну сказано же, что нет пророка в своём отечестве, вот и к нему один его однокашник отнёсся с иронией. Обмануть решил прозорливца. Как встретил его так и стал жаловаться о том, что кобыла у него, дескать, заболела, а лечить не на что. Батюшка тут же достал бумажник и вытащил изрядно денег. Рублей до двадцати. Немалые деньги. Лошадь 70 рублей стоила, а он спокойно так отдаёт и сочувствует. Откровенно, как умеет. И что? Шутник с деньгами тут же в кабак и давай хвастать, как он батюшку вокруг пальца обвёл. Часть денег, понятно, пропили, а ввечеру, когда однокашник батюшки домой пришёл навеселе, жена встретила его нехорошей новостью. Их кобыла сдохла. И с чего? Ведь не болела.
Но сколько случаев оказания реальной молитвенной помощи святым отцом помнят люди. Однажды в его купе в поезде ворвался станционный смотритель с подушкой. Он вкратце объяснил, что его супруга не может разродиться уже третий день. Уж не знаю, что с подушкой сделал отец Иоанн, может водичкой святой окропил, может просто подушку в руках подержал, но смотритель тут же убежал. Поезд на этом перегоне стоял только одну минуту. Сказывают, женщина разродилась, как только эту подушку ей под голову подложили. Смотритель на обратном пути батюшку благодарил. Тоже за минуту. К отцу Иоанну ехали со всех концов страны и из-за рубежа. Люди доверяли ему и свои заботы, и свои пожертвования. У отца Иоанна бывали в руках большие деньги, а он вёл жизнь очень скромную. За своими пастырскими делами он не успевал, порой, даже и поесть. В свою скромную квартиру святой, преподобный Иоанн Кронштадтский попадал аж 3-4 раза в год!!! И так 53 года служения. Письма приносили к нему платяными корзинами, и он вынужден был завести себе секретариат для обработки корреспонденции. Всё равно, удавалось прочитать не все письма, но секретари ежедневно докладывали ему о количестве непрочитанных писем. О прочитанных составлялся отчёт по темам.
Бывали времена,(видимо зимние) когда отец Иоанн каждый день кормил до тысячи нищих. Они выстраивались во дворе Андреевского собора по 10 человек и каждому десятнику отец Иоанн давал 1 рубль. По 10 копеек на человека. После этого, десятники-нищие вели людей кушать. Для многих это был шанс прокормиться. Для владельцев харчевен, возможность заработать.
- Тут мой собеседник заулыбался, как-то по особенному.
Сказывают был случай с одним лавочником в Кронштадте. Зашёл к нему как-то отец Иоанн, чтобы деньги разменять. Может в аккурат для раздачи нищим. Лавочник был не богатый. Не шло дело у него. И лавка не на главной улице, да и полно лавок кругом. Вытащил лавочник тот всю мелочь свою и разменял батюшке сколько смог. Поблагодарил батюшка и стал туда захаживать время от времени. После того, откуда только покупатели повалили в эту лавку. Прошло немного времени, стал лавочник процветать, да так возгордился, что однажды показалось ему несерьёзным мелочь для батюшки запасать. Он ведь не покупает ничего. Только разменивает. Ничего он даже и не сказал отцу Иоанну, а тот ходить к нему перестал. Ну, перестал и перестал, только торговля сразу упала. В каждый батюшкин заход за ним толпа прихожан вваливалась и чего только не покупала. Местные знали эту лавку. А теперь перестали ходить туда, куда батюшка не ходок. А может и почему другому. Иди знай. Однако лавочник тот понял это и устыдился. Собрал он денег изрядно и пошёл к батюшке прощенья просить. А деньги он так пожертвовал. Для помощи. Простил его батюшка и дела его поправились, хотя и не заходил он больше в эту лавку. Отец Иоанн везде нужен был.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
Начинание отца Иоанна получило продолжение. С 1886 по 1894 годы, при Александре 3м, в Российской империи были открыты ещё 33 дома трудолюбия. Это была не просто благотворительность. Такие организации объединяли людей в своеобразные общины, что было естественно для крестьян пришедших в города на заработки. Общинная жизнь для любого крестьянина была делом знакомым и сподручным. Это была пока ещё маленькая отдушина для тех, кто лишился работы и был не в состоянии снимать угол и как-то кормиться. Для тех, кто упал и не смог подняться. Скольким таким людям за свою жизнь подал руку помощи преподобный Иоанн Кронштадтский, знает только Бог. Нельзя сказать, что такая доброта святого, праведного отца Иоанна помогала только бедным. Она укрепляла души людей. Их любовь к Родине. Возможность людей чувствовать себя не просто отдельными людьми, но и участниками благого дела, частью собственной нации, российского общества в целом, чем хотелось не только гордиться. Что многим людям помогало ставить перед собой благородные и полезные цели. Не случайно же остальные Дома трудолюбия были открыты людьми, последовавшими примеру отца Иоанна.
Нужно сказать, что со стороны священства и раньше, делалось добро для бедных. При монастырях открывались богадельни, где принимали на доживАние престарелых и немощных людей. Начало было положено специальным указом Петра 1. Его инициатива была поддержана Екатериной 2. Но сравнивать монастырские богадельни с домами трудолюбия невозможно. В последних помощь оказывалась самым разным людям. Им давали не хлеб, а работу. Эти люди зарабатывали хорошие деньги, а произведённые в домах трудолюбия товары были хорошего качества. Они хорошо продавались на рынках. Их спрашивали покупатели.
ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА:
Сколько невероятных чудесных историй было в жизни нашего святого. Их все и не упомнить. Он мог взять конверт с деньгами у одного человека и тут же передать его другому, который нуждался в деньгах и которого он первый раз в жизни видел. Делал он это даже не заглянув в содержимое конверта. Он будто знал сколько там денег, и сколько нужно нуждающемуся. Так было много раз. Однажды он предложил женщине, которая принесла ему конверт с деньгами, забрать его назад домой и отдать его наутро первому встречному прохожему. Та попыталась в точности исполнить просьбу отца Иоанна, но, первый, кого она встретила оказался молодым красавцев офицером, который никак не выглядел нуждающимся. Оторопев, женщина сначала пропустила его мимо, но, усовестившись, догнала и отдала ему конверт. Когда она объяснила ему, что это за деньги, боевой офицер, который привык смотреть смерти в глаза, прямо на глазах у женщины прослезился. Оказывается он шёл заложить в ломбард последнюю семейную ценную побрякушку, серебряный портсигар, чтобы продолжить лечение давно занемогшей жены. Деньги им оказались ой как кстати.
Сказывают, что отца Иоанна, как-то окружили прихожане, когда он подъехал на коляске, где-то на набережной. Среди людей поднялся один с конвертом. С деньгами, понятно. Отец Иоанн, даже не взглянув на них, указал на женщину стоявшую на значительном отдалении, перед самым парапетом набережной и попросил отдать конверт ей. Когда пожелание батюшки было исполнено, оказалось, что несчастная вдова, не имея средств вернуть долг, стояла и думала о самоубийстве. Покончила бы она с собой, или нет, неизвестно, однако после батюшкиной помощи всё в её жизни изменилось к лучшему. Подобных чудес отец Иоанн совершал столько, что по словам очевидцев о них можно написать отдельную книгу. Да поди написаны уже.
В 1908 году отца Иоанна не стало. Проститься с ним пришли десятки тысяч людей. Многие толпы людей просто стояли у дороги, провожая в последний путь своего великого пастыря, скромность и смирение которого были известны всем. Память о нём осталась не только в созданных по стране домах трудолюбия, построенных с его участием церквях и монастырях,но и в его праведности и бескомпромиссности. После его смерти, паства Андреевского собора очень сильно поредела. Странноприимные дома (гостиницы) стали закрываться. Без отца Иоанна не стало в них необходимости. Но дома трудолюбия продолжали свою деятельность в разных частях страны.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
После октябрьской революции 1917 года "Дом трудолюбия" в Кронштадте был закрыт, а храм, построенный при нем ( при доме трудолюбия), разорен. Позже в этом здании разместилось профессионально-техническое училище. Схожая судьба постигла все другие Дома трудолюбия на территории страны. Каков смысл был в закрытии этих домов? А очень простой. Нельзя было богоотступнической власти оставлять действующими заведения, которые были ярким примером доброделания представителей священства. Нужно закрыть, а потом открыть, как свои учреждения.
А.С. Макаренко, в трудную для родины годину, создал первые советские детские учреждения для сирот. В угоду коммунистической идеологии их называли коммунами. Обсуждение эффективности их работы, дело совершенно отдельное, но необходимость в них была невероятно высокой. Одно можно сказать совершенно точно, сам Антон Семёнович не мог не слышать об отце Иоанне и его доме трудолюбия. Слишком известен был отец Иоанн. Тем не менее, в СССР было принято считать, что А.С. Макаренко создавал детские коммуны сам, не основываясь ни на чьём положительном опыте. С учётом того, что этот опыт был гораздо более богатым, чем деятельность коммун Макаренко, можно сказать, что упоминать о деятельности отца Иоанна советским властям было не выгодно ни по идеологическим причинам, ни по оценкам эффективности работы их коммун. Хотя и коммуны Макаренко впоследствии превратились в исправительно-трудовые учреждения. По этой причине о них тоже не особо говорили в советское время.
Чтобы стереть память о святом, праведном отце Иоанне, советская власть разрушила Андреевский собор. Могила отца Иоанна была скрыта до времени верующими людьми и только много лет спустя была указана людям.В 1991 году Русская Православная Церковь канонизировала святого преподобного отца Иоанна Кронштадтского. Его прах покоится в Ионьевском монастыре, что на Карповской набережной в Санкт Петербурге. К нему постоянно идут паломники. На месте Андреевского собора восстановлена часовня. Там проходят службы. Андреевский храм пока не восстановлен.
Свидетельство о публикации №217110601702
С ув. Михаил
Михаил Илекский 22.07.2023 22:34 Заявить о нарушении
Юрий Лазин 23.07.2023 10:33 Заявить о нарушении
Почему бы Вам о нём не написать?
С миром - Татьяна.
Татьяна Бекрина 28.02.2024 11:00 Заявить о нарушении