5. Святой и клятый. Государственый лидер рабочих
Дед улыбнулся, словно он опять разгадал мою мысль.
Да. Времена были интересные, но трудные. И с каждым годом всё труднее и труднее. Но как-то пережили их. Рабочих никогда не уважали по их достоинству, но считаться уже приходилось. Не зря же в 1902 году, должность начальника Особого отдела Департамента полиции в Санкт- Петербурге получил, создатель идеи «полицейского социализма», полковник Зубатов Сергей Васильевич. Интересный человек оказался. Хотел в доверие к рабочим втереться, чтобы не выходили они на забастовки, как на обуховском заводе.
Полицейский социализм придумал. Мол зачем вам бороться за права самим, когда мы это организовано сделаем.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
"Полицейский социализм".
1. Отрицание насилия, замена революционного движения эволюционным
2. Содействие сохранению самодержавия, «внеклассовой» силы, «третейского начала, склонного к справедливости»
3. Противопоставление сугубо профессионального движения рабочему движению, исходящему из социалистических начал
4. Строгое наказание попыткам социальной «самодеятельности»: все должно быть подконтрольно властям и ими направляться.
ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА:
Господин Зубатов, как человек не глупый, понял две вещи: Первое, это то, что рабочих становится всё больше и не считаться с ними нельзя. Опять же, опыт профсоюзного движения в Европе, рано или поздно, а русский рабочий начнёт требовать своё. Лучше заранее возглавить это движение, чем потом с ним воевать.
Вторая вещь была его навязчивая идея о том, что рабочее движение можно и нужно подчинить правительству. Для этого он предлагал создавать легальные организации рабочих с тем, чтобы держать их под контролем полиции и иметь возможность направлять движение рабочих с помощью лидеров- провокаторов, внедрённых в их среду, и бесполезных обещаний.
Откуда такое подлое отношение к людям у образованного человека? Сказывали Сергей Васильевич в юности был народовольцем, но предал их. В 1886 году он стал самым лучшим осведомителем царской охранки. За год его работы в Москве, охранное отделение знало о всех кружках народовольцев с их адресами и адресами их типографий. А почему бы не купить этих народовольцев, которые в 1881 году убили царя освободителя. В 1887 году он, как агент, был раскрыт народовольцами и тогда просто поступил на официальную службу, где за 9 лет дослужился до начальника Московского охранного отделения. Хорошая карьера для предателя. Обычно доносчиков не любят ни те на кого они доносят, ните, кому они доносят. Даже трудно сказать, кто больше. А то, что народовольцы в убийстве царя проявили небывалое упорство, а Зубатова оставили жить, так и осталось загадкой.
В 1902 году его перевели в Санкт-Петербург и начал он заниматься профсоюзным движением . Профсоюзное движение в России только начиналось. Ещё не было грамотных профсоюзных лидеров, да и самих профсоюзов. Русские рабочие не знали о том, как можно бороться за свои права, а Зубатов знал. Наслышан был и про Англию, и про Германию, поди. Он стал создавать легальные профсоюзные организации, куда внедрял своих людей с тем, чтобы этими профсоюзами и руководить.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
Нужно заметить, что идеями Зубатова воспользовались коммунисты, когда пришли к власти и создали СССР. Зубатова они не любили и всячески унижали в своих оценках, но они пошли ещё дальше него. Если Зубатов стремился подчинить правительству все создаваемые профсоюзы, то большевики создали один общий профсоюз ВЦСПС и строго подчинили его своему правительству. И эти большевики ругают Зубатова. Мол нехороший он был человек.Предатель. Но как тогда оценивать тех, кто воплотил его идеи в жизнь? Причём гораздо более изощрённо.
В 1902 году Зубатов познакомился со священником Гапоном. Георгий Аполлонович Гапон уже давно стремился к тому, чтобы помочь обездоленным людям. Для этого он в 1889 году составил устав «Общества ревнителей разумного-христианского проведения праздничных дней». Эта организация должна была сплотить людей в подобие христианского братства. Но устав не был одобрен церковным начальством. Если бы этот устав был утверждён, в среде профсоюзных лидеров России, человека с фамилией Гапон, мы могли бы и не увидеть. Возможно, ему было бы чем заняться.
В 1902 году Гапон составил новый проект системы благотворительных учреждений. Проект предусматривал создание трудовых колоний для реабилитации безработных босяков, образцом для которых послужил Кронштадтский Дом трудолюбия. (Гапон лично знал преподобного отца Иоанна и даже служил с ним вместе несколько служб. Очень его уважал.) По этому поводу был подан специальный доклад императрице. Доклад понравился градоначальнику Николаю Клейгельсу, но хода этому делу не дали. А жаль. Был бы ещё один дом трудолюбия. Как минимум. Но энергия Георгия Аполоновича была оставлена без внимания и он прислушался к обещаниям Зубатова.
ПРОДОЛЖЕНИЕ:
- К Зубатову я попал не случайно. На хорошем счету был у начальства, да и рабочие меня уважали. Первым делом к Зубатову отправляли надёжных людей с каждого завода. Потом мы, узнав, что обещает Зубатов, рассказывали другим рабочим и уже они сами туда шли. А он золотые горы обещал, но ничего не делал. Многие верили. Хотелось людям в лучшее верить, вот и верили. Когда Гапон появился у Зубатова на собрании, то сразу увидел то, что было на самом деле. Зубатов предложил ему создать подконтрольную полиции рабочую организацию. А Гапон не стал сразу вступать в организацию Зубатова. Он решил ознакомиться с работой зубатовских профсоюзов в Москве и Санкт-Петербурге. Несколько месяцев ездил он по разным профсоюзам и в итоге написал доклад, копии которого отдал для ознакомления градоначальнику Клейгельсу, митрополиту Антонию и Зубатову. Об этом на собрании тогда сильный скандал случился. Хорошо его помню. Открыто Гапон высказал своё плохое мнение о С.Зубатове. Гапон считал, что профсоюзы не должны быть связаны с полицией. Такие организации не могут привлечь много народа. И он прав был. Тот кто уходил с собрания, назад уже не возвращался.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
«В докладе на имя директора Департамента полиции Алексея Лопухина Гапон писал, что не дело полиции — заниматься созданием рабочих организаций, «когда у неё и своего непосредственного дела по горло», и указывал на неудачные зубатовские опыты такого рода в Москве, Одессе и Санкт-Петербурге. Далее Гапон указывал, что «в обществе существует облако предубеждений против полиции», и поэтому полиция должна «как бы отойти в сторону и уступить место общественной самодеятельности». Залогом успеха новой организации Гапон считал принцип рабочей самодеятельности, когда дело ведётся не чинами полиции, а кружком рабочих, проникшихся сознанием собственных интересов. Доклад Гапона был сочувственно встречен в министерстве внутренних дел, и 15 февраля 1904 года новый устав общества был утверждён заместителем министра Петром Дурново.» В общем, власть поверила Гапону, потому что очень хотелось контролировать профсоюзные движения в стране. Любой ценой. Пролетариев начинали побаиваться. Знала кошка чьё мясо ест.
ПРОДОЛЖЕНИЕ:
- Сказывали, мол Гапон тайный агент, непонятно чей. Только глупо это. Он открыто говорил об интересах рабочих и там наверху, и внизу. Гапон добился того, чтобы членов профсоюза не арестовывали за выступления на собраниях. Даже тогда, когда на собраниях выступали агитаторы из других политических партий, аресты не следовали. Ожидания Зубатова относительно Гапона не оправдались. Он оказался слишком честен для него. А как не поставить полицию в известность о начале работы организапции, если по закону так положено? Гапон стал официальным профсоюзным лидером. Он был прекрасным оратором и образованным человеком с совестью и справедливостью.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
Во время учёбы в духовном училище и семинарии на мировоззрение Гапона оказали влияние толстовцы Иван Трегубов и Исаак Фейнерман.
Кто такие толстовцы, сам Лев Николаевич объяснить не мог. Не понимал. Но то, что они опирались на его труды, это факт. Как известно, Лев Николаевич был отлучён от церкви. Чрезвычайно редкий случай в православной церкви. Чтобы человек был отлучён от церкви, должны быть исчерпаны все возможности к улаживанию дела. Лев Николаевич не просто не шёл навстречу церкви, но и представил своё отлучение, как публичное событие. Отпиарился. Самоутвердился в собственных убеждениях. Конечно, все те, кто последовал его идеям, противостоял православной церкви. То, что Гапон строил свои убеждения священника под воздействием двух известных толстовцев, настораживает. Ни один священник не имеет права использовать идеи противоречащие церкви, поскольку каждый священник посвящает свою жизнь служению Богу в стенах этой церкви.
Гапон был не чета Сергею Зубатову, который в своей карьере «шёл по головам». В 1902 году председатель попечительского совета приюта Синего креста Николай Аничков, где Гапон служил, написал на него донос в охранное отделение. Это случилось после ухода Гапона из приюта. По этому доносу его на допрос и вызвали. Там Георгий Аполонович познакомился с Сергеем Зубатовым. Спустя время всё официальное рабочее движение из рук Зубатова перешло в руки Гапона. А что было делать Зубатову? Пришлось уступить. Большевики называли идеи Гапона «христианским социализмом». (Сегодня в некоторых странах существуют и действуют политические партии христианской направленности.) Наверное, это правильно. Что общего могло быть между создателем «полицейского социализма» и проповедником социализма христианского, сказать трудно, но сотрудничество состоялось.
ПРОДОЛЖЕНИЕ:
- После того, как я узнал, что Зубатова убрали, стал приходить на собрания Гапона. Да и многие стали. Говорил он толково и грамотно. Понять его было просто. Главное не звал он к войне с владельцами заводов. Всё предлагал полюбовно решать. И говорил как именно. Всё это нравилось людям. А как иначе? Ведь среди тех, кто ищет как заработать, а не украсть, нет кровожадных. Те собрания, на которых я был, проходили на одном дыхании. Будто люди собрались всем миром потолковать и толковали о насущном. Всем миром. Как принято было в деревне, а ведь почитай все рабочие родом из деревни в первом поколении. При Зубатове так не было.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
В 1903 году Зубатов был уволен с занимаемой должности по инициативе Министра внутренних дел Плеве В.К. Не понравилось Плеве, что Зубатов стал искать против него поддержку у Министра финансов Витте С.Ю. Плеве это так сильно не понравилось, что он не только выгнал Зубатова с должности без выходного пособия, но и выслал его во Владимир под гласный надзор полиции. Для Зубатова это был крах.
Через год, после убийства Плеве, Зубатову разрешили вернуться, и он даже стал получать пенсию, но в должности его не восстановили. В марте 1917 года, узнав об отречении Николая 2го, Сергей Зубатов застрелился. Считается, что он испугался судебного преследования за старые грехи. Начинал жизнь как провокатор. Когда стал большим чиновником, занимался организацией провокаций на официальном, государственном уровне. Делал всё, чтобы рабочие доверились ему, и обманул их ожидания. С самого начала знал, что обманет. Но о нём вспоминают только тогда, когда хотят очернить единственного реального рабочего лидера того времени. Георгия Гапона. А о Зубатове особо и нечего вспоминать, ведь идея полицейского социализма хорошо прижилась в СССР. В СССР вся идеология была марксистской и ленинской. Нельзя было изучать идеи полицейского социализма С.Зубатова, для того, чтобы граждане страны не увидели его черты в том социализме, в котором они воспитывались.Нет, на идеологию полицейский социализм явно не дотягивал, но его основная идея была применена в советской стране. Тихо и ненавязчиво. И совсем даже незаметно. А о Зубатове и нечего вспоминать. Зачем включать в учебники истории проклятого людьми провокатора.Узнают правду, станут сомневаться в социализме. А социализм ли это? За что кровь проливали?
Свидетельство о публикации №217110601704