10. Святой и клятый. После манифеста

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

После издания Манифеста 17 октября полноценной свободы собраний не получилось. Революционные организации подверглись репрессиям. Их активистов арестовывали. А как же иначе? Восстание-то вооружённое подняли поди. Люди погибли. Представители власти. А в стране так нельзя. Если хочешь своей стране добра, то добивайся мирными способами, а если взялся ты за оружие, то ничего хорошего от этого не жди. Вот и полетели головы революционеров. Кого расстреляли, а кого и в ссылку отправили. Это не считая тех, кто в бега за границу подался. Тоже хорошая тактика. Главное, заранее предусмотренная. На всякий случай. Только люди, пережившие расстрел 9 января как свою беду, стали пополнять число революционеров. Больше их стало, не смотря на потери.

 Те партии, которые возникли после издания Манифеста, а это партии: Конституционных демократов (кадеты), Союз 17 октября (октябристы),  Союз русского народа и некоторые другие, в число преследуемых, естественно не попали.Октябристы и Союз русского народа вообще были монархическими. Просто в Союз русского народа вступали люди победнее и попроще, а в Союз 17 октября, аристократы. Вскоре правительство разрешило деятельность и «Собранию русских фабрично-заводских рабочих». Георгию Гапону разрешили вернуться. Он же к вооружённому восстанию не призывал. Не то, что большевики, или ЭСЭРы (ЭС- социалисты ЭР- революционеры).

А жизнь у  рабочих на фабриках и заводах ухудшилась. Если до 9 января профсоюзным активистам удалось добиться каких-то хороших изменений в условиях труда, то теперь хозяева предприятий «затянули гайки» насколько было возможно. Рабочий день был удлинён с 10,5 часов, до 13ч. Отменённая в 1905 году система штрафов была введена вновь. Сумма штрафа могла достигать двухдневного заработка. Оштрафовать могли за что угодно. За курение, за уход в туалет более чем на 5 минут, за мытьё рук за 5 минут до окончания рабочего дня... Предприниматели старались сорвать с рабочих три шкуры, понимая, что долго так продолжаться не будет.  Как чувствовали. Их издевательства толкнули работяг в профсоюзы, хотя они и действовали полулегально, а где-то и нелегально. В профсоюзы вступило в 1907 году более 650 тысяч человек. Свои профсоюзы имели ткачи, железнодорожники, коммунальные работники, типографы, булочники итд. Не считаться с ними всё равно не получалось. Если они и не могли в 1907 году людей на улицы вывести, то могли и тихий саботаж организовать, а это убытки, которые штрафами не покроешь. Вот и призадумались капиталисты.

10 мая 1907 года Департамент полиции  издал циркуляр, который обязывал профсоюзных лидеров заявить о своём подчинении руководству предприятий. Только про Зубатова там не помянули, а так всё то же, что и у него. Ну что, пролетарии, хотите объединяться в профсоюзы? Объединяйтесь, но только с нашего разрешения. Уж очень хотелось сделать профсоюзы бессмысленными организациями, подчинённых  руководству предприятий. А полиция свирепствовала необычайно. Всё искали недобитых бунтарей.

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА:

- Дед снова закурил свою козью ножку. Да хитро так сворачивал он её, что любо дорого поглядеть. Он пыхнул пару раз и продолжил:

В 1908 году стали возвращаться переселенцы. Не все, а некоторые. Не поодиночке, а семьями. В нашу деревню не вернулся никто. Наши уехали большим обществом и всем миром бедовали на новом месте. Там дед Устин за старшего поехал, а он человек с характером. И не было ему нужды ехать, потому как его семья отруб имела, но его руки в хозяйстве уже не были в надобности и он поехал на два года с односельчанами, как старший. Попросили его наши переселенцы всем обществом. Ждали его домой этой осенью. Новости оттуда хорошие были. Землю дали, как обещали. Дали несколько изб, хотя и в тесноте, да не в обиде. На следующее лето  стали 5 новых изб рубить. Всем миром купили ещё трёх лошадей, плуги и провиант на зиму. Перезимовали, даже к местным на поклон не пошли. Ни дня не батрачили на казаков. Свою деревню стали строить. А ну ка 22 семьи. Стали подумывать о строительстве церкви лет через десять. И выделили им аж 300 десятин земли. Работали от зари и до зари, но ни оброка, ни барщины, ни платежей по кредитам. Дед Устин должен был перед отъездом землю разделить между всеми, по справедливости и оставить всё обществу. Там дальше и свои старшие справятся.

А вот в соседних деревнях появились уехавшие. Уезжали они порознь и не было у них деда Устина. На новом месте землю им дали, да все на поклон к казакам пошли. А что? Засеять они не успели, а жить как-то надо. Вот и батрачили. С весны 1907 вспахали свою пашню, да многим жить в землянках пришлось. Одной семье не подняться, а если ещё и урожай плохой, то зимовать опять к местным, а те уже условия ставят землю им в пользование отдать на несколько лет. Земля государственная. Налогом не обложенная. Вот так, помыкаются, помыкаются переселенцы и так захочется им домой, что продадут они всю свою скотину и плуги за пол цены, да поедут домой. А дома их никто не ждёт. Дома они не нужны. Там вся земля поделена и никто не станет уступать свой удел, хоть бы и родственнику. Так и было у соседей. Там вернулись люди и сели на помещичьих землях. Думали помещик сжалится и выделит им земли. Да не тут-то было. Тот за солдатами послал и начались экзекуции. Сказывали, что и до виселиц доходило. Понятно, кто-то сразу в город уехал, но злобу затаил.  На помещика, на односельчан. А что говорить о переселенцах, если и односельчане стали разоряться. Некоторые сразу свою землю продали и в город уехали. Потом все пожалели, потому как цена на землю сразу поднялась чуть не вдвое. Кто купил, стал вдвое богаче. В деревне трое крестьян таких сильно приподнялись. Стали односельчан нанимать батрачить. Сильно изменились они. Загордились неимоверно. Зато те, кто при своей земле остался ничего не выиграл. Мало оказалось одного надела для обогащения. Пришлось и батрачить. Кто кредит в банке взял и платить не смог, земли лишился. Не стало больше мира в деревне. Если и собирались всем миром, то только на свадьбы, да похороны.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

 Столыпин ввёл военно-окружные и военно-полевые суды, запретив в них участие юристов. Это он для крестьян переселенцев вводил. Для острастки, но и горожанам от этого доставалось. Это был пример наказания без суда и следствия, который впоследствии с успехом использовали большевики. В период с 1906 по 1909 годы этими судами на местах было казнено более 6000 человек. Отправлено на каторгу более 66 тысяч крестьян, чьи политические требования представлялись как уголовные преступления. Само собой разумеется, большинство этих крестьян были из числа тех, кто вернулся после неудачного переселения. Все эти события, в особенности повешение 12 крестьян в Херсонской губернии, настолько возмутили Л.Н.Толстого, что он написал статью, «Не могу молчать». Он ужасался – «до чего дошла Россия, еще в 80-х годах прошлого века на Россию был всего один палач, и по всей стране не смогли найти на эту должность второго. За 80 лет после 1825 г. в России казнили в среднем 9 человек в год.»
"Теперь не то, - пишет Толстой в 1908 г. - В Москве торговец-лавочник, расстроив свои дела, предложил свои услуги для исполнения убийств, совершаемых правительством, и, получая по 100 рублей с повешенного, в короткое время так поправил свои дела, что скоро перестал нуждаться в этом побочном промысле, и теперь ведет по-прежнему торговлю".

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА:

- Дед плюнул в ладонь и загасил окурок медленно и обстоятельно. Немного помолчал и снова заговорил.
 
Наши семьи жили и работали сообща. Боялись мы делиться и всё делали, чтобы укрупняться и не прогадали. В 1910 году у нас уже было 27 десятин собственной земли и ещё 10 десятин арендовали у помещика. Больше не стали, потому как сосед отдал свою землю  нам  в аренду вдвое дешевле. Всего 43 десятины. Скота было 12 лошадей, да 14 коров не считая бычков, свиней, овец и всякой другой живности. Жить стали сытно. Никогда так не жили. Деньги имелись. Мы сеялку купили. Нужная в хозяйстве вещь. Это не руками зерно в землю бросать. Где густо, а где пусто. Урожайность выше стала, да и в аренду постоянно сеялку просили. Опять же за деньги. Все женщины и девушки из наших обуты были в красные кожаные сапожки и одеты в овчинные полушубки хорошей выделки. Мужчины, понятно в яловых, чёрных сапогах и одежда по нашему крестьянскому чину. Только для церкви уже не сермяжная, а выходная. Для молодых девушек копилось приданное и наши невесты были в спросе. С нами хотели родниться, а нам-то что? Лишь бы женихи были работящие и честные. Отец мой бросил извозом заниматься и вернулся в деревню. Ему уже под семьдесят было, но он любил за рукоятки плуга подержаться. Вместо мамы на рынке торговала моя жена, да так, что я ушёл с завода на рынок. Там было интереснее. Я привозил, жена торговала. Свою бакалейную лавку купили, да не маленькую. Понятно, что не сами. Семья помогла. Когда свои продукты заканчивались, скупали у односельчан. Мы не жульничали. Цену хорошую давали и люди сами нас находили. Стали думать как ещё одну лавку бакалейную прикупить. К 1910 году у нас уже было не 25 работников в семье, а почитай 32. Поднялись малолетние на смену старшим. Другая стала жизнь. Дед мой о такой и не мечтал. Даже думать боязно было, что такое возможно.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Партий стало больше и люди поняли, что кроме революционеров есть и не агрессивные партии. Партия Кадетов, сплотила буржуазию. И ведь влиятельная получилась организация. Много появилось у них сторонников.  Многие из кадетов хотели конституционную монархию, но многие начинали мечтать и о власти демократической без монархии вообще. Союз русского народа объединял только  монархистов. Это были люди из самых различных слоёв населения, но очень много мещан, лавочников, интеллигенции. В ряды «Союза русского народа» вступил даже преподобный Иоанн Кронштадтский.  Он умер в 1908 году. Его вступление в союз, который впоследствии получил у большевиков  название «чёрная сотня», был скорее символическим. Известно, что РПЦ всегда придерживалась тактики последовательной и безоговорочной поддержки законной  власти. В самые трудные времена церковь всегда становилась на защиту самодержавия и даже и советской власти, памятуя слова апостола Петра: «Всякая власть от Бога». Очевидно, отец Иоанн, таким образом, оказал поддержку Николаю 2. Случившиеся впоследствии еврейские погромы, самостоятельно организованные некоторыми отделениями СРН, не могут коснуться  имени отца Иоанна, поскольку при жизни он оказывал  материальную помощь инородцам, и еврейской общине тоже. При этом нельзя говорить о том, что СРН ставил перед собой цели совершения еврейских погромов. Председатель СРН Дубровин ясно сказал об этом: "Погромы противны нам уже одной своей бессмысленностью, не говоря про дикую, бесцельную жестокость и разнузданность низменной страсти. Во всех погромах расплачиваются сами же погромщики (русские или вообще христиане), да и жалкие полуодетые, голодные бедняки-евреи. Богатое и всемогущее еврейство, почти без исключений, остается невредимым. «Союз русского народа» употреблял и будет употреблять все усилия не допускать погромов."

 К слову сказать, эпизоды с еврейскими погромами были менее многочисленными,  чем террористические акции против членов Союза русского народа. По всей Российской империи было осуществлено  их более 3 тысяч. Сжигались дома активистов СРН, были случаи забрасывания в окна домов гранат. Скорее всего это были не евреи а главные конкуренты СРН революционеры разных мастей. Хотя, кто знает национальную принадлежность этих революционеров?  Различные акции «Союза русского народа» связанные с манифестациями в поддержку самодержавия, столкновением с манифестациями рабочих, осуществлением контроля на улицах городов, помощь полиции, создавали жестокое сопротивление революционерам. Они же не вели террористическую деятельность. Оправданы ли были чем нибудь еврейские погромы? Нет, конечно. Просто многочисленные отделения СРН порой вели собственную самостоятельную деятельность. Не смотря на то, что партия СРН была одной из самых многочисленных, достаточно строгой дисциплины в ней не было. Постоянные расколы внутри партии и появление аналогичных организаций, сводили на нет все имеющиеся возможности. А тут ещё и кто-то начинал еврейские погромы.

 Если же говорить  об участии евреев в деятельности революционных партий, то их там было много. Почему? Всё очень просто. В России еврею трудно было подняться по социальной лестнице выше купца 3 гильдии. И не важно, что купец 3 гильдии мог реально быть богаче купца первой гильдии. Они признавались инородцами и во многих случаях были ущемлены в правах. Ничего удивительного в этом нет. В России (и не только),  для того, чтобы получить какие-то права, которые были далеко не у всех русских, нужно было адаптироваться и принять русские обычаи и традиции. Вступить в сообщество, как говорится. Такие порядки есть в любой стране. Евреи же народ очень сплочённый и, в силу сложившихся обстоятельств в их истории, вынужденный создавать крепкую диаспору, по принципу круговой поруки, везде, где бы они не жили. По сути, они везде жили в изгнании, поскольку государства Израиль тогда не существовало. Такая диаспора эффективно работает над обучением еврейских детей и их обустройством в обществе. Само по себе это хорошо, но при таком коллективном напоре, еврейские дети оказываются вне конкуренции в любом из общественных конкурсов на места в обществе, даже и сегодня. В России того времени такие конкурсы для евреев были попросту недоступны. Вот евреи и создавали себе, или  рабочие места, или устраивались на существующие доступные места. Доступны, в числе всего прочего,  были политические партии, чья перспектива прихода к власти была, поначалу, очень и очень сомнительной.  Кроме евреев в этих партиях участвовали люди самых различных национальностей. Это и финны, и прибалты, очень много поляков. Все, кто стремился получить для своей родины самостоятельность и вывести её из состава Российской империи. Было там много и русских. Но активное участие евреев в таких партиях не могло не оставаться незамеченным. Если обществу становились известны факты финансирования революционных партий из-за рубежа, в том числе из еврейских диаспор, то это раздражало. Именно поэтому, очевидно, некоторые отделения СРН и обрушивали своё негодование на простых евреев. По всей России погибли тогда сотни человек.   Оправдано ли это было? Я считаю, что нет. Такая влиятельная партия, как «Союз русского народа», благодаря этому, дискредитировала себя, едва появившись. А жаль. Национальная полноценная партия была необходима русской жизни для выражения интересов нации  в то время. Она и сегодня нужна. Для сплочения нации с целью повышения национального самосознания. К слову сказать, в СРН вступали не только русские. Белоруссов, украинцев, молдаван вместе взятых, было там поболее, чем русских. Они, в то время, причисляли себя к русским и к российской государственности. Но все эти силы существовали в городах. В среде крестьянства вся эта политика была не интересна.

А евреи создали свою национальную, социалистическую партию под названием БУНД (союз), и эта партия  была международной. Она объединяла только евреев России, Польши, Прибалтики, Германии, Австро-Венгрии итд. Сказать, что сторонники этой партии вступали в революционные политические партии большевиков, эсеров, анархистов, это всё равно, что ничего не сказать. БУНД не только участвовал на 1 съезде РСДРП, но и вступил в РСДРП в полном составе. На 2 съезде РСДРП БУНД вышел из состава РСДРП, но вошёл в состав меньшевиков и таким образом эта партия постоянно перемещалась из одной партии в другую. В целом идеи БУНДа строились на социалистических преобразованиях в обществе, созданием еврейской автономии, но главным была отмена всех российских законов и распоряжений, которые ущемляли права и возможности евреев в России. И за что их винить? За то, что они воспользовались ситуацией? Но кто эту ситуацию создал? Русская аристократия, которая всячески стремилась расслоить нацию на рабов и господ. Шёл передел собственности внутри страны по сословному принципу, а не по национальной принадлежности. В 1917 году БУНД в полном составе оказал поддержку Временному правительству и Керенский отменил около 140 законов и распоряжений русского правительства, ущемляющих права евреев. Уж очень нужна была ему поддержка БУНДа.


Рецензии