Яшар

  В дверь реанимационного отделения осторожно постучали. Я с трудом разлепил веки, очнувшись от тяжелого забытья. На часах 4:32. Прошел всего час с тех пор, как мне удалось купировать у больного тяжелый приступ бронхиальной астмы. Прилег отдохнуть минут на двадцать и не заметил, как уснул. И вдруг этот стук. Что еще стряслось? Привычная тревога дежурного врача. Сон как рукой сняло. Встал, взял со стула халат, колпак. Оделся. Подошел к двери. 
 Наше реанимационное отделение находится рядом с приемным. Когда поступает новый пациент, сначала сообщают нам. Если ничего серьезного, подключаются другие специалисты. Но обычно, особенно во время ночных дежурств, медсестры вызывают нас, реаниматологов.  Мы работаем быстро и слаженно, к тому же отпадает необходимость приглашать других врачей. Так было и в этот раз.
 За дверью стояла медсестра тетя Гамар. Увидев мою заспанную физиономию, она деликатно извинилась и тихонько сказала:
 – Доктор Ульви, там молодой человек пришел, не могу понять, чего он хочет. Говорит, надо поговорить с врачом.
 В приемном покое меня ждал молодой мужчина, на вид лет 30–35. Высокий, крепкий, я бы даже сказал, богатырского телосложения. При моем появлении он вскочил со стула и теперь с виноватым видом переминался с ноги на ногу. Лицо парня показалось мне смутно знакомым. Наверное, один из местных жителей поселка, в котором я жил и работал. Поселок небольшой, может, когда-то встречались с ним в магазине или на рынке.
 – Здравствуйте, доктор Ульви, извините, что побеспокоил вас! – смущенно произнес он взволнованным голосом, в котором слышалось напряжение. – Мне очень нужна ваша помощь! Прошу вас, помогите!               
 – Здравствуйте. Конечно, пожалуйста, слушаю вас. Чем могу помочь? Что вас беспокоит?               
 – Не знаю, узнали вы меня или нет, я сын вашей пациентки Хаджар-ханум! – ночной посетитель нервно теребил полы наброшенного на плечи халата. – Доктор, у меня к вам важное дело. Пожалуйста! Только вы сможете мне помочь! От вас зависит моя судьба!
 Я действительно на протяжении нескольких лет лечил Хаджар-ханум, у которой было шесть или семь детей. Обычно она приходила ко мне с очередным маленьким ребенком, но всех ее сыновей я не помнил.
 – Пожалуйста, говорите, что вас беспокоит. Я внимательно слушаю.
 – Меня зовут Яшар. Мы можем поговорить наедине? Очень вас прошу.
 Я бросил взгляд в сторону тети Гамар: опытная медсестра без слов поняла намек и вышла из комнаты, осторожно прикрыв за собой дверь. Яшар наконец присел напротив меня на краешек стула и возбужденно продолжил:
 – Доктор! Моя судьба в ваших руках! Только вы сможете мне помочь!
 – Да говорите же, наконец, что случилось?
 – Доктор! У нас в поселке вас уважают, все знают, что вы очень добрый человек. Вся моя надежда только на вас!
 – Яшар, я слушаю. Что случилось?
 Он умоляюще смотрел на меня, огромные руки не находили себе места.
 - Тут такое дело! Вы только не перебивайте, дослушайте до конца. Так вот. Я должен был быть дома в девять вечера. Но… случайно встретил одну знакомую. Знаете, как это бывает, слово за слово, она пригласила меня к себе. Ну, посидели, поговорили о том, о сем. А когда на часы глянул – три часа утра! Вы меня понимаете? Если я сейчас приду домой, жена такой скандал устроит! Никаких моих объяснений слушать не станет, не тот у нее характер! Это же война будет! А мы только-только помирились!
  – Так, понятно. Но я-то тут при чем?
  – Доктор, прошу вас! Позвоните моей жене! Скажите, что я в больнице, в тяжелом состоянии. Что только проснулся, чувствую себя хорошо и… меня можно забрать домой! Я буду вон там, на кушетке, а вы положите рядом со мной на тумбочке ну там… пустые ампулы, флаконы, шприцы, в общем, сами знаете! И главное, умоляю, скажите, что едва откачали! Очень прошу!
 – Молодой человек! Да вы в своем уме!? О чем вы говорите!? Это же больница, а не театр! Сюда ежеминутно поступают тяжелые больные! Тут судьбы решаются, а я буду спектакль разыгрывать!
 – Доктор! – лицо Яшара выражало отчаяние. – У меня три дочери! Моя судьба тоже на волоске! Вы что, хотите, чтобы моя семья развалилась?
 – Да я-то чем виноват?! Надо было раньше думать! Когда беседовал… со знакомой.
 – Простите, так получилось... Увлекся…
 Меня внезапно заинтересовала вся эта история.
 – Яшар, а кто эта знакомая? Ну та, которая пригласила тебя домой?
 Лицо Яшара покрылось красными пятнами, он понуро опустил голову и пробормотал:
 –  Это Галя, моя бывшая одноклассница. У нее вчера был день рождения. Ну… отметили, чуть-чуть повеселились.
 – Так, и что же тут плохого? Расскажи жене все как есть.
 – Господи, да если я скажу, что был у Гали до трех утра, жена меня никогда не простит. Говорю же вам – только помирились! Ну пожалейте вы моих детей! Они меня очень любят!
 Откровенно говоря, слушая объяснения Яшара, я его понимал и даже сочувствовал, проявляя мужскую солидарность. Мне хотелось ему помочь. Но, с другой стороны, не очень-то я ему доверял. Показалось, что он все же не до конца со мной откровенен и что-то наверняка скрывает. Допустим, я скажу, что он действительно был в больнице. Это, конечно, его спасет, так как алиби ему обеспечено. Ну а если он в это время совершил какое-то преступление? Этого ведь тоже исключать нельзя.
Обдумывая все это, я велел Яшару подождать, а сам вышел из комнаты, чтобы посоветоваться с тетей Гамар. Тетя Гамар была умная женщина, к тому же хорошо знала почти всех в поселке. Выслушав эту историю и понимая мою тревогу, она сказала:
 – Доктор, мне кажется, Яшар говорит правду. Но помогать ему я бы не стала. Как можно простить мужчину, который приходит в три часа ночи от Гали, да еще и подвыпившим?!
 Потом задумчиво покачала головой и вздохнула:
 – А все же жалко его, дурака, и детей тоже. Может, поможем? Сделаем, как он просит? Позовем его жену. Пусть придет. Посмотрим, что будет. Если что, скажем ей правду.
 Так и сделали. Уложили Яшара на кушетку. Рядом с ним на столике разложили пустые ампулы, флаконы, шприцы, системы для переливания. Когда все было готово, я взял телефонную трубку и набрал номер, который дал Яшар.
 На том конце провода ответили сразу. Несмотря на то что было четыре утра, по голосу говорившей женщины я понял, что она не спала.
 – Это квартира Яшара?
 – Да, а кто его спрашивает?
 – Вы только не волнуйтесь, вам звонят из больницы. Меня зовут доктор Ульви. Яшар сейчас находится у нас, в больнице.
 После секундного молчания голос тревожно спросил:
 – Что случилось? Доктор, что с ним?
 – Не беспокойтесь! Он жив и здоров, его можно забрать домой.
 – Но скажите же, что с ним?
 – Приезжайте в больницу, он в приемном отделении. Здесь и поговорим. 
 Ничего больше не спросив, она повесила трубку. Не прошло и десяти минут, как к двери приемного отделения подъехало такси. Выскочив из машины, женщина бросилась ко мне со словами:
 – Где он, где Яшар?
 – Здравствуйте, вы жена Яшара?
 – Да, да, где мой муж, доктор, скажите скорее, что с ним?
 – Не беспокойтесь, всё уже хорошо! Состояние стабилизировалось. Пожалуйста, проходите сюда.
 Вбежав в комнату, женщина кинулась к Яшару, обняла его за шею и сквозь слезы спросила: «Что с тобой, милый, что случилось?» Она изо всех сил старалась сдержать рыдания и не показать, что плачет. Сколько же мужества было в этой маленькой женщине, выглядевшей по сравнению с верзилой Яшаром особенно хрупкой. Многолетний опыт врача, позволявший мне автоматически определять физические параметры любого человека, подсказывал, что рост жены Яшара едва ли достигал ста пятидесяти сантиметров, а вес был где-то около сорока пяти килограммов. И это при том, что двухметровый Яшар весил самое меньшее сто десять. Но там, где есть любовь, такие вещи не имеют значения! Необыкновенная энергия и живость этой женщины удивляли и располагали к ней.
 Яшар отвечал нарочито медленно, тихим голосом:               
 – Спасибо дорогая, сейчас получше! Спасибо врачам! Кажется, они спасли меня от смерти.  Ничего не помню: ни как приехал сюда, ни с кем приехал. Проснулся и увидел, что нахожусь здесь, в больнице.               
 Севда ханум (так представила себя жена Яшара) быстро повернулась ко мне и с тревогой спросила:
 – Доктор, как его состояние? Что с ним было? Что нам теперь делать? Могу ли я забрать мужа домой? Может, нужна консультация другого специалиста?
 – Не беспокойтесь, теперь всё в порядке! Можете возвращаться домой. К нам его привез какой-то таксист. Сказал, что нашел вашего мужа лежащим без сознания возле автобусной остановки. Никто к нему не подходил. Наверное, люди думали, что пьяный. А таксист сжалился, подобрал и привез в больницу. Я хотел сразу сообщить в милицию, но лицо вашего мужа показалось мне знакомым. Решил, что, как только он придет в себя, сами разберемся. Сейчас уже все хорошо, состояние стабильное, но завтра нужно будет проконсультироваться у невролога.               
 Яшар начал потихоньку подниматься с кушетки. Немного посидев на краю, будто передыхая, встал и стал шарить руками по карманам.
 – Милый, ты что-то ищешь? – заботливо спросила Севда.               
 – Хотел поблагодарить доктора, дать хотя бы на чай, но не могу найти свои деньги.
 Он вдруг повернулся ко мне:
 – Доктор! Вы не обратили внимания, когда меня привезли, у меня в кармане были деньги или нет?
 И тут мне все стало понятно! Проблема Яшара заключалась в том, что он истратил все деньги на гулянку и теперь не мог отчитаться за них перед женой.
 Севда спросила:
 – Яшар! Ты о чем, о каких деньгах ты говоришь?
 – Ну как же, дорогая, о тех, что ты дала мне, чтобы оплатить коммунальные платежи, электричество и газ. Я доехал до банка, а что случилось дальше, не помню.               
 В этот момент стоявшая у двери и наблюдавшая за происходящим тетя Гамар, едва не раскрыла тайну Яшара, смерив его возмущенным взглядом. Поступок Яшара и мне не понравился: спрашивать у нас о своих деньгах, заранее зная, куда он их истратил!..
 Ситуацию спасла Севда:
 – Да ладно, Яшар! Потерял и потерял. Наверное, пока ты лежал без сознания, кто-то вытащил деньги из кармана.
 Яшар тут же приободрился. Успокоившись, что уже никто не будет спрашивать о деньгах, он с чувством сказал:
 – Врачи спасли мне жизнь. Я хотел бы их отблагодарить: дать маленький бакшиш.               
 Севда сразу открыла свою сумочку.               
 – Конечно-конечно! Отблагодарим обязательно! Спасибо вам за мужа!
 – Что вы, не стоит! Это наш профессиональный долг! Главное – здоровье Яшара.  Вообще, я всем рекомендую беречь свое здоровье. 
 Тетя Гамар тоже откликнулась, поддержав меня:
 – Дай Бог, чтобы все люди, выходя из дома, возвращались обратно здоровыми и живыми, чтобы их пути не перепутались.
 Севда достала из кошелька купюры и, не считая, как-то деликатно положила их на стол. Я хотел было возразить, но оба, и Яшар, и Севда, решительно заявили:
 – Доктор, мы даем от души! Это мелочь, не беспокойтесь!
 Я попросил тетю Гамар проводить их. Уже при выходе из палаты Яшар повернулся ко мне и украдкой подмигнул – еще раз поблагодарил взглядом.
 Когда такси уехало, мы с тетей Гамар посмотрели на деньги, что оставила Севда. Это была почти наша месячная зарплата.
 – Тетя Гамар, может, чаю попьем? Поставишь чайник, а?
 – Да, сынок, сейчас заварю. Ну, доктор, дай Бог, чтобы к нам в больницу всегда привозили таких пациентов! И не было бы никогда ни болезней, ни травм!
 – Да, тетя Гамар, согласен… Но мне все равно кажется, что это было неправильно. Яшар не должен был обманывать Севду.   
 Свежезаваренный чай тети Гамар показался необыкновенно вкусным. Мы пили его в молчании, наслаждаясь минутами покоя и думая каждый о своем.
  …Спустя год у Яшара и Севды родился четвертый ребенок – мальчик, после трех предыдущих девочек. По желанию Севды сына назвали Инам, что в переводе означает «доверие».
 
        Перевела Ольга Белявская (Минск).
             06.11.2017.

 


Рецензии
Салам алейкум, дорогой Ульви!Побольше бы таких докторов, как Вы и медсестёр, как Гамар!!
МАШАЛЛА!!!

Эмма Гусева   27.08.2023 04:36     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Эмма! Святая ложь, ради семьи.

Ульви Хусейн   27.08.2023 17:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.