Рассматривая Клее

Недавно одна моя … пусть будет приятельница… посетила выставку Пауля Клее. Шла она туда ради похвального желания повысить свой культурный багаж. Я даже допускаю, что она прочитала все аннотации, предлагаемые музейными работниками любознательным мечтателям о повторении века просвещения в отдельной взятой стране… И это прекрасно! Этим самым мы, фанаты культуры, выбиваем почву из-под ног различных скептиков, которые постоянно сетуют на то, что россияне не просто не понимают современной западной культуры, но и попросту ее не знают!
Заметьте, наши Олимпийцы – богема и представители высшего света (здесь непонятно стороннему наблюдателю, куда их отнести - к «Ночному» или «Дневному» дозору?) с большей охотой светятся на музыкально-театральных тусовках. И это тоже понятно – говорить с умным видом о прекрасной оперной диве Чечилии Бартолли с ее потрясающим голосом, красотой и умением себя подать гораздо легче, чем о том, как прекрасны, умны и понятны полотна Пауля.
И ведь, что приятно – никто и не спросит, а что Вы увидели этакого завораживающего в детских на вид «раскрасках» великого швейцарца. Потому как это – МОВЕТОН! Уж если при Вас кто-то проявил потрясающую эрудицию и упомянул знаковое имя европейского искусства 20 века, то Вам и сам Бог велел покивать согласно головой и поцокать уважительно – собеседник не прост, ох, не прост!
А я вот поступил неприлично и задал дурацкий вопрос – «Что тебе, имярек, в искусстве Клее понравилось более всего?» И услышал ожидаемый ответ – положительное воздействие на ум и душу ярких красок, незамысловатых форм и комфортность потребления! Всего того, чем балуют нас дети…
И тут же вспомнил спор с одним из будущих корифеев отечественного дизайна, как мой визави тогда себя полагал, произошедший в начале 80-х годов прошлого века и касающийся «войны» между дизайном и станковым искусством. Он таки оказался абсолютно прав, увы и ах! Тогда в СССР еще можно было об этом спорить – у нас не было общества потребления, этого локомотива по сведению «духовности» к прокрустову ложу массового искусства.
Теперь же при помощи «ИКЕИ» наш «любитель» прекрасного может удовлетворенно украсить стены своего жилища постерами, отвечающими своим цветовым решением самому взыскательному и требовательному «дизайнерскому» вкусу…
И тут же мне захотелось упомянуть современника Пауля Пабло! И все потому, что этот самый непредсказуемый художник 20 века за свой почти вековой трудовой стаж сумел пройти (с одинаковым коммерческим и экспертным успехом) от высот Великого экспериментательства начала 20 века, через гражданский пафос «Герники», показавший равность его таким корифеям, как Микеланджело, к прямой насмешке над оцепеневшим перед величием автора, зрителю, вынужденному с серьезным видом глотать «артплацебо» в виде бесконечных «голубей мира»…
Вот уж где победа «дизайнерского» подхода к искусству показана самым решительным образом!
А что же делать нам, людям, желающим все время испытывать духовное напряжение при посещении очагов культуры?
Ищите, ищите и еще раз ищите… И тогда Вам откроются совершенно другие имена, другое искусство, заставляющее трепетать и сопереживать…
Кстати, в 90-х годах я предлагал немецким галеристам картины последователей Клее, на что получил логичный ответ – «Зачем нам нужен Ваш Клее, если у нас есть свой?» Сегодня хочется ответить тем же слоганом, поменяв в нем пару слов – «Зачем нам нужен Ваш Клее, если у нас теперь есть Крым и «Новые передвижники»»?
Ждите новых выставок Татьяны Стрельбицкой, Татьяны Кузьминой-Чугуновой (запоздалый привет Татьяниному дню!), с их честностью и яростью, болью и состраданием в картинах, ищите картины Плоткина Дмитрия с его стремлением к «глобализму» тем, ищите современных Эль Греко или Петровых-Водкиных, а пока…
А пока давайте «врубим»   “In My Time of Dying“!


Рецензии