Где живёт Бог

Бабушка моя, Анна Григорьевна Солдатова-Стельмах, была верующей православной христианкой. Она знала молитвы, правда, они тоже, как и речь, были на смешанном русско-украинском языке. У неё хранились какие-то иконки, хотя они не стояли в красном углу с рушником и лампадкой. Когда случалась гроза, она гасила в доме свет, сажала нас посреди большой комнаты на самовяз-коврик и потихоньку молилась, чтобы молния не попала в дом.
 
Когда раз в три года мы гостили у бабушки, мы вместе с ней начинали бояться грозы с громом. Она не разрешала нам браться за дверные ручки, потому что они были железные, в них может с неба заряд ударить. И мы действительно страшились и повторяли после каждого буханья с неба:

- Спаси и сохрани нас, Господи!
Кто он такой, этот господи, мы не знали. Бабушка говорила, что он на небе живёт, всё видит, помогает хорошим и наказывает плохих. И мы с сестрёнкой иногда смотрели на небо и размышляли: просто в воздухе - он сразу упадёт, значит, он живёт на облаках. Поэтому, когда нет облаков, то «господин» нас не видит и не слышит, можно и пошалить. А когда появляются облака, можно в небо покричать, что мы хорошие, послушные и пора бы уже нам купить ситро и пряники! И сарафан тот красивый, который с птичками...

С чего вдруг о Боге вспомнила? Был интересный странный случай... Однажды Любка гоняла по дому кошку и та, забившись в платяной шкаф, отбиваясь, царапнула её когтём за нижнее веко глаза. Сестрёнка перепугалась, и начала по ночам писаться. Бабушка повела нас к местной знахарке. Пришли мы на какую-то соседнюю улицу, в маленькую летнюю кухоньку, где никто ничего не варит, наверное, потому что там было пыльно, грязно, словно на чердаке, куда раз в год залазят. Маленькое окошко почти не пропускало свет, немытое давно.

И бабушка была какая-то косматая. Увидев нас, прибрала волосы под платок, завела в эту типа кухню и выслушала просьбу бабушки - вылечить у внучки испуг. Но узнав, что дети не крещёные, напрочь отказалась лечить Любку. И тогда наша баба Нюра повезла нас в Хабаровск крестить. Почему не раньше? Мама наша категорически запрещала. Даже молитвы при нас читать не разрешала.

- А сама-то крещёная, с ангелом-хранителем... А деток не бережёт... - так бабушка бурчала, но ослушаться не могла. Но в этом конкретном случае она знала только один выход...

Я и сейчас очень плохо помню церковь и обряд в храме у железнодорожного вокзала Хабаровска. Помню саму поездку в автобусе, хождение по магазинам, покупку туфель. Да, помню, что в церкви нас чем-то мазали, а дядька в красивом халате маленьких на руки брал, и надо было картинку поцеловать. Там была... Вот тут казус случился! Я священнику сказала, что слово «матерь» неправильное, говорить надо «мама»! Но картинку (икону) поцеловала.

Бабушка радовалась, что внучки теперь у Бога за пазухой. И после крещения мы снова пошли к бабушке-ведунье. В низенькой летней кухоньке она «отливала» на курином яичном желтке наши страхи. Сначала, посадив Любу на табурет и попросив не бояться, она взяла перочинный нож и начала им крестить сестрёнку и что-то шептать. Потом взяла яйцо и водила вокруг головы и плеч, и опять шептала. Я устала на всё это смотреть.

Потом знахарка ножом разбила скорлупу яйца и вылила всё в полулитровую баночку, где была вода. И из расползающегося белка в этой воде вдруг явно нарисовалась кошка с выгнутой спиной и задранным хвостом! Я до сих пор помню, как меня это ошеломило! Я прямо тут же поверила в чудо!

А про меня… сказала, что меня в садике обижают, возможно… Это кто ж меня может обидеть-то??? Я сама кого хочешь обижу… Короче, нет  страхов перед жизнью у меня! Но самое странное, с этой ночи у сестрёнки ночные страхи прошли. Вот и не верь после этого в Бога на облаке...
 
Через много лет бабушка покажет мне наши крестики, которые хранила в комоде, чтобы мамка не узнала.  А я в 16 лет с помощью бабули выучила «Отче наш» и «Во имя Отца и Сына». Не совсем, как каноном положено, но всё же… И не потому, что вдруг стала настоящей христианкой. Просто в нашем народном театре мне роль дали, где надо молиться от страха.
 
Но как же хорошо, что я это выучила. Как же мне в жизни помогал ангел-хранитель, выданный через крещение. Спасибо моей простой крестьянской бабушке за то, что пронесла свою веру через коммунистическое неверие, не побоялась окрестить нас в детстве. Мне как-то странно видеть, когда креститься приходят люди в зрелом возрасте…


Рецензии