1977 ГОД

 
В мае дети наши окончили 3-й класс (начальная школа).
Все три года учёбы мы строго контролировали все их школьные дела.
Наставляли, направляли, проверяли, и результаты учёбы у обоих были только отличные.
Прощаясь со своим  классным  руководителем, Евгенией Георгиевной Ожогиной, наши дети подарили ей  свои стихи.

Вот как об этом написал  Женя:

«Когда мы окончили начальную школу, то подарили Евгении Георгиевне такие  стихи:

Три года – ни мало, ни много –
И нет их! Попробуй, верни!..
С оглядкой на маму, застенчиво, робко
Мы в школу впервые пришли.

О нас вы понятья тогда не имели,
И кажется странным сейчас:
Садились за парту, кряхтя, неумело,
И ручка не слушалась нас.

И буквы в тетрадках плясали на строчках,
То вкривь расползаясь, то вкось…
Как медленно нам подчинялись все точки,
Что здесь распознать довелось!

Раскрытая книга… Свободно читаем,
И даже поспорить не прочь!
А вспомните раньше: книжонка простая –
Для нас будто тёмная ночь!

Давно ль Вы на пальцах считать запрещали?
А нынче нет пальцев таких,
Что если б всем классом их складывать стали,
Они б нам помочь не смогли б!

Нам сотни и тысячи стали подвластны,
Слагаем и множим в уме!
Три года… Умчались от нас безвозвратно,
А с ними и мы уж не те!

У Вас мы учились…
Вы – с нами учились,
Шлифуя своё мастерство!
Мы – Ваша надежда,
И в нас – Ваша сила,
Успехов и дел торжество!

Спасибо!.. Негромкое слово спасибо!..
Мы с Вами прощаемся им!
И скромное имя -
Наш Первый Учитель!-
Мы свято в душе сохраним!

Слёзы были на глазах у Евгении Георгиевны, когда она поцеловала нас: Лену Бондаренко, Андрея и меня.
Слёзы радости! Благодарная память учеников, которым посвящена не одна бессонная ночь: как сделать из нас хороших людей!

Но  пока мы можем ответить на это только одним  словом - скромным словом «СПАСИБО!».
Спасибо за то, что Вы есть!»

Спустя четыре года, будучи учеником 7-го класса, Женя посвятил Евгении Георгиевне другое стихотворение.

Первый учитель.

Первый учитель – начало начал…
Вот и ребёнком я быть перестал.
Гордое имя ношу – ученик,
Робко листаю свой первый дневник.

Первые буквы с трудом вывожу:
Кажется, ручку не так я держу.
Рядом – учителя ласковый взгляд,
Вместе мы пишем три строчки подряд.

Вьюжно на улице – в классе светло,
Чувствую рук этих мягких тепло.
Первый учитель… Заботлив, как мать,
Сердце готов он ребятам отдать!

Строчка за строчкой... Умею писать!
Надо ж ещё научиться считать.
Но не из лёгких задача вторая:
Думаю долго, на ноль умножая
Целую сотню. Но вот почему
Ноль получаю – никак не пойму!

Первый учитель – начало пути…
Сколько ж дорог предстоит мне пройти?
Трудными будут они или нет?
Первый учитель – и первый завет:
Знанья не падают с неба, как снег,
Только с упорством приходит успех!
Первый учитель… Первый урок…
Первые радости… Первый звонок…
Был октябрёнком – уже пионер!
Первый учитель – достойный пример,
Как надо всем нам трудиться и жить,
Как надо землю родную любить!

Первый учитель – первый наш друг,
С первым учителем солнце вокруг!

Первая Магаданская школа в апреле этого года отпраздновала своё 40- летие.
Сохранилась фотография коллектива учителей в день её 40 -летия.

Хорошо сохранилось в моей памяти дождливое Магаданское лето 1977 года.

Людмила провела его в Рязани (обстоятельств, связанных с этим, никто из нас уже не помнит), а я и дети, которые перешли в 4 класс, отдохнули в городском пионерском лагере при моей школе №13, где я взял на себя обязанности воспитателя старшей группы.
Нашей группе был предоставлен в пользование школьный спортзал с его спортивным инвентарём  и полная свобода действий в течение всего дня.

Нашу магаданскую летнюю жизнь можно разделить на два периода.

Первый период (с утра и до вечера) --- это полная свобода действий
( в зависимости от погоды): если нет дождя, то тогда пешие походы на весь день  на ближайшую  сопку или к морю, где с нами свежий йодистый воздух и много движений.
( «Ни одно лекарство не может заменить движение, а движение заменяет все виды лекарств»).
Завтракаем в лагере, обед берём сухим пайком, а вечером возвращаемся для отчёта и ужина.
Если же идёт дождь (а лето выдалось дождливым), то мы весь день проводим в спортзале  и выматываемся там в различных  спортивных играх до последней возможности, чувствуя себя при этом на седьмом небе.
Так проходил первый период всех наших лагерных дней.

Второй период мы с детьми проводим дома, где у нас невпроворот разных дел.
Главным из этих дел являются наши занятия по разным предметам школьного цикла.
Цель – углубить полученные в школе знания и заглянуть немного вперёд школьной программы.
Первым делом прочитываю  ребятам текст диктанта (100-120 слов).
Стараюсь так, чтобы совсем не намекать голосом на правильное написание.

Каждый вечер к нам наведывается Саша Соколянский и забирает написанные работы на проверку. Выполняет он проверку тщательно. Результаты удивительны.
Орфографических ошибок как таковых нет.

После диктанта  дети читают несколько статей из «Детской энциклопедии».
Тут и история, и физика, и биология, и география, и литература.

Перед сном читаем художественные произведения, каждый своё.
 
Сам я прочёл на днях впервые Чеховскую «Степь» и пришёл от неё в восторг.

Сколько там «диктантовских» текстов: и степь утром, и степь в полдень, и степь вечером, и степь ночью, и степь перед дождём, и степь во время грозы!
С этой стороны я Чехова ещё не знал.

Как-то сказал ребятам о том, что ты ждёшь весточки от каждого из них.

Женя ответил мне:
--- Твои письма – наши письма.

Андрей схитрил:
--- Написать, конечно, надо. Но тут я уступаю «маленькому» право первого письма.

Оба струсили, не знали, как за это взяться.
Здесь ничего удивительного нет.
90% людей к написанию писем относятся холодновато, так как эта работа, если смотреть на неё серьёзно, относится к эпистолярному искусству.
А искусству нужно обучать, чтобы появился  к этому вначале интерес, а затем и желание.
Хорошо бы обратить внимание наших детей на эту сторону человеческого общения  и помочь им не пугаться, а самим стремиться к широкому общению с людьми через письма.
Это информация к размышлению.

А магаданский дождичек всё льёт, всё стучит по стёклам.
От обильной влаги вокруг буйная зелень.
В нашей жизни сенсаций, отклонений от нормы, каких- либо неувязок нет.
Я доволен ребятами, они довольны мной, а вместе мы довольны тем, что наша мамочка отдыхает  на «материковом» солнышке.

А Людмила в частых письмах сообщает нам…

"Наши злачные места в Рязани по-прежнему хороши. Сегодня с Валей повторили твой маршрут на Оку через заливные луга. Всю дорогу говорили о тебе. Так и казалось, что ты с ребятами идёшь где-то рядом, следом за нами.
Видела новый памятник Есенину на Набережной.
Памятник просто грандиозный.
Смотришь на него, и хочется читать его стихи и слушать песни на его слова или просто молчать, не трогаясь с места.
А вокруг маленькое чудо: берёзы, рябина, широкая зелёная долина внизу, уходящая к Оке».
Сегодня решили повторить твой маршрут  на семейный пляж.
В  двенадцатом часу вышли из дома.
Было настолько душно, что впору только раздеться догола.
Небо в розовато-сизой дымке.
На середине пути заметили, как сзади нас стала нарастать огромная туча.
Остановились. Посовещались, и двинулись дальше, вперёд.
Солнце по-прежнему сильно пекло, хотелось скорее добраться до воды.
Добрались. Залезли в воду. Вначале всё шло хорошо: тёплая вода, снующие туда-сюда моторные лодки, от которых  к берегу разбегаются крупные волны, доставляющие нам неописуемое удовольствие.
Но блаженство наше продолжалось недолго.
Громадная чёрная туча закрыла всё небо, и пошёл вначале реденький дождик.
Посмотрев на тучу, мы решили подобру-поздорову убрать вовремя ноги.
Быстрым шагом мы дошли почти до середины пути, как вдруг ветерок превратился в огромный ветрило.
Загрохотало небо, зашумели своими кронами деревья в ближней лесополосе, склонилась к самой земле высокая трава в лугах, и хлынул ливень.
Капли крупные и колючие, которые мы с Валей сослепу приняли за град.
Как пошел он хлестать по голому телу!
Кое-как натянули мы на себя платья и помчались по лугам в сторону дома. Только у  собора, под аркой, пришли в себя, сняли промокшую насквозь обувь и пошли дальше босиком. Позавидуешь детям: какое это огромное удовольствие - брести босиком по тёплым лужам!
А ночью разразилась новая гроза.
В доме было светопреставление.
От сильнейших ударов грома  дрожал пол, тряслась и гремела посуда в шкафу.  Молнии через стекло слепили глаза. Дождь лил как из ведра.
Утром на улице - озёра, особенно возле десантного училища…
Продолжаем с Валей свои дальние походы.
Печёт раскалённое солнце. Пот градом. Ноги гудят.
Но всё это должно обернуться пользой для здоровья.
Но самое большое удовольствие для меня здесь – писать вам письма».
++++++++++++++++++++++++++++++

После окончания нашей лагерной смены мы с детьми изменили направление наших пеших прогулок.

Пойма реки Магаданки заросла к этому времени густой и высокой травой и привлекала  нас.
Одинокий кустарник в разных местах поймы поднялся в высоту до трёх метров.
За поймой, тут же у подножья покатой сопки, начинался лес, в котором чистые, разреженные  участки чередовались с густо заросшими и труднопроходимыми.
Вдали, по течению реки Магаданки, горизонт отсвечивал водами бухты Гертнера с её высокими берегами по правую и левую сторону.
Однажды я не удержался и повёл детей к этому манящему горизонту.
Первую часть пути мы проделали на рейсовом автобусе и вышли на его конечной остановке – «Дом отдыха Горняк».
Рядом с этим местом в бухту Гертнера впадала вторая река (первая река Магаданка), под названием Дукча, немногим более внушительная, чем Магаданка.
Мы пошли пешком по тропинке правого  берега Дукчи против её течения.
Река Дукча быстро бежала к морю в долине между двух сопок, а долина эта вся заросла почти непроходимыми кустарниковыми деревьями.
У меня возникла мысль вернуться домой, поднявшись на вершину сопки, а там, на вершине, уже сориентироваться и взять   направление к городу, до которого было достаточно далеко.
И мы втроём начали карабкаться по очень крутому склону сопки к её вершине.
Дети вели себя спокойно.
Сказывались те навыки, которые они получили, проведя лагерный месяц на такой же сопке у бухты Нагаева.
Когда мы достигли вершины, то города не увидели: впереди нас расстилалось заросшее высокой травой плоскогорье, за которым на нас смотрела своими зелёными выпуклостями следующая сопка.
Я интуитивно определился на этой местности и взял тот курс, который должен был привести нас к городу.
Места эти были безлюдны. Тропинок не было. Высокая и густая трава не давала  идти – спутывала ноги.
Это у меня, а как детям с их коротенькими ножками?
Я взял  детей за руки, и мы двинулись в ту сторону, которая должна была бы вывести нас к городу.
Испортилась погода, появился туман, запахло дождём.
Я, время от времени, подбадривал детей короткими, рубящими фразами, а сам всё смотрел вперёд – не покажется ли где-то там вдали город.
Мы взмокли и тяжело дышали, но вышли на гребень следующей сопки.
Вышли и увидели далеко вдали Магадан.
Направление мной было взято верно.
А идти теперь, хоть ещё и очень далеко, намного легче, так как перед нашим взором всё время маячили городские окраины.
Примерно за два километра от города нас настиг мелкий моросящий дождь.
Я знал, что вымокнуть под дождём нам не страшно, так как мы находимся в пешем движении. Движение спасает мокрого человека от простуды.
Придя домой, я сразу же  выкупал детей в горячей ванне, накормил, напоил, и они заснули мгновенно, лишь только их головы коснулись подушек.


Из Рязани домой вернулась Людмила.
Для всех нас начался новый учебный год.
Потекли насыщенные всевозможными делами дни.
Но тут в Рязани случилась беда, которую никто не ждал.
Парализовало Ирину Ивановну.Парализовало на 76-м году жизни.

Людмила срочным порядком вторично в этом году вылетела в Рязань.
Вылетела за свой счёт в неоплачиваемый отпуск сроком на 10 дней, с 12 по 22 декабря.
Прилетев в Москву, она сразу поехала в район знакомых ей московских  продовольственных магазинов и накупила там целый чемодан продуктов, которых в Рязанских магазинах не было.
Навьюченная вещами: чемодан, рюкзак и большая сумка, добралась до родного дома на Сенной в Рязани.
Маму застала в тяжёлом состоянии: лежачее положение (паралич ног), проблемы с речью.
Людмила активно включилась во все дела по дому и по уходу за больной.
Каждый день к маме приходила медсестра Анита, приглашённая частным порядком делать больной массаж – обязательное и первое средство при параличе.
Анита оказалась искусным мастером своего дела, который не только знал все возможные разновидности массажа, но умел при этом разговаривать с пациентом, утешать и успокаивать его, поднимая его тонус и повышая веру в скорое выздоровление.
А как виртуозно она ставила медицинские банки – это надо было только видеть!
Они молниеносно мелькали перед глазами и с хлопками устанавливались на поражённые места.
С Анитой, как мастером - оптимистом  своего дела и как хорошим человеком, в этом случае очень повезло!
Дело медленно, но шло на поправку.
Когда настало время для Людмилы возвращаться в Магадан, мама уже начала подниматься и стоять на своих ногах.


С сентября этого года наши дети начали учёбу в четвёртом классе. Классным руководителем теперь у них стала Маргарита Ивановна Филиппова.
Она же вела уроки русского языка и литературы.
Увеличилось разнообразие предметов.
Каждый предмет вёл теперь новый для детей учитель.
Так, математику преподавала Ольга Николаевна Шевякова.
Географию вела Людмила Борисовна Мишкина.
Уроки трудового обучения вёл Борис Егорович Нефёдов.
Уроки рисования преподавал Яков Иванович Бровкин.

Нужно было вживаться   в новые учебные предметы и привыкать к особенностям работы каждого отдельного учителя.
Очень насыщенное и серьёзное время для таких маленьких учеников!

На первых же уроках литературы («Русский народный эпос») Маргарита Ивановна стала давать на дом задания творческого характера.
Например: придумать самим несколько загадок, пословиц или поговорок, написать сказку и т.п.
Это  держало   детей в напряжении, заставляло их думать, расширяло рамки их кругозора.
Но не все дети смогли самостоятельно справиться с этими заданиями.
Очень быстро в этом деле выделился актив, около десяти человек.
Наши дети дома с увлечением занимались творческими заданиями, и у них стал появляться задор, а вместе с ним и желание продолжать это интересное дело.

И ВОТ ТОГДА…(Внимание!)…

И ВОТ ТОГДА у ЛЮДМИЛЫ возникла мысль: собрать в классе воедино всех проявляющих интерес к творчеству, организовать классный рукописный журнал,  «РОСТОК».
Людмила, хорошо обдумав эту мысль, поделилась ею с  Филипповой.
Маргарита Ивановна, не задумываясь, ухватилась за эту идею.
Теперь нужно было создать редакцию журнала «РОСТОК».

Наш выбор остановился на Саше Соколянском, который уже на втором курсе зарекомендовал себя как студент с выдающимися лингвистическими способностями.
Вначале, по предложению Людмилы,  он самостоятельно составил  и прочитал студентам 1-го курса очень интересную лекцию по «Введению в языкознание»-
« Происхождение языка».

Затем Геннадий Васильевич Зотов предложил ему выступить на заседании кафедры перед её преподавателями с докладом «Об истории отечественной фонологии».
Доклад вызвал на кафедре оживлённое обсуждение и одобрение. Саша свободно владел материалом, составил несколько своих схем, прочитал доклад, почти не заглядывая в записи, и квалифицированно ответил на заданные вопросы.
Этот случай стал уникальным.
Ни до, ни после него такого эксперимента на кафедре не было.
С этого времени почти никто из сотрудников кафедры не сомневался в том, что в перспективе Саша должен стать полноправным членом кафедры.

А пока Саша Соколянский согласился возглавить работу журнала «Росток».

Работа эта была для него полезной и в том отношении, что давала возможность тесной связи со школой, а это  особенно ценилось в педагогическом вузе.

Художником-оформителем стала  Алевтина Тимофеевна, заведующая кафедрой русского языка.

Людмила взяла на себя обязанности литературного и технического редактора.
Начала она с того, что попросила у Маргариты Ивановны творческие работы ребят, которые к тому времени  у неё уже имелись.
Так в рабочей папке журнала  вначале появились  загадки, придуманные некоторыми учениками.
Для наглядности приведу некоторые из них:
1. Загадки Корнеевой Лены.

• Не ест, не пьёт, лишь пыль сосёт. (Пылесос)
• Зимою белый, весною серый. (Снег)

2. Загадки Димы Хорина.

• Круглый Антошка скачет по дорожке.
(Мяч)

• Не профессор, а учёная. Нет рта, а поучает. (Книга)

3. Загадка Анисимовой Иры.

• Поёт, о многом сообщает, нажмёшь на кнопку – замолкает. (Телевизор)

4. Загадки Крашенинникова Андрея.

• Огненная зорька во тьме запылала – к свету тянется. (Морковь)

• Чёрные зубки меж белых блестят, песней своей людей веселят. (Клавиши фортепиано)

А ближе к Новому году наш Женя сочинил в стихах сказку «СОН ПОД НОВЫЙ ГОД», которая  при чтении её  в классе вызвала  весёлое оживление и заразительный смех, так как все положительно упомянутые в сказке ребята были классными озорниками.

Василий Кот
Под Новый год
Решил отправиться в поход.
Места родные повидать,
Себя ребятам показать.

Он был в огромных сапогах,
Волшебных, семимильных.
Немало пройдено пути
В них по дорогам пыльным:
Шагнул шажок – уже верста,
Два шага – километры…
Вот магаданская тропа:
Вокруг седые ветры.

И школа первая как есть
Знакомая, родная…
Не раз пощипывали шерсть,
Из класса выгоняя.
Не раз вахтёром здесь бывал,
Ловил мышей и крыс,
И сам за парту их сажал:
«Хоть ты и мышь – учись!»

В воспоминанья погружён,
К кусту Василь приник.
Закрылись очи… Чудный сон
Ему приснился вмиг.

Спустился он в четвёртый «Б» -
Нет и следов старинки:
Сверкают парты в чистоте,
Повсюду ни соринки.

Здесь ссоры кончились давно,
Веселья звонкий смех.
Здесь все стоят за одного,
Один у них – за всех!

Машина «Дружба» перед ним,
Названье незнакомо:
Красивейший автомобиль
Из их металлолома!

В журнал Василий заглянул,
А там... одни пятёрки!
Страницу, две перевернул –
Не видно и четвёрки!
Коту навстречу сам Петров:
- О, здравствуй, дядя Кот!
К услугам Вам давно готов
Просторный звездолёт!

Сергей Бижонов  там сейчас газету оформляет:
Редактор главный он у нас,
Его учитель хвалит!

Чаплыгин, парень боевой,
Поставлен всем в пример.
Валера – дельный звеньевой,
Отличный пионер!

И Костин куклы мастерит,
Игрушки – загляденье!
Застрельщик всех хороших дел.
С примерным поведением!

А на природоведенье! –
Вот чудо из чудес! –
Здесь даже Виноградов,
Не мальчик – образец!


Тюкавкин, Николаев…
Нет слов, как хороши!
И все ребята в классе
Не чают в них души!

Пробило полночь… Новый год
Ступил в свои владения…
Проснулся тут Василий Кот,
Стряхнул все сновидения…
--- Но где, скажи, тот чудный класс?
--- Такого нет в помине!..

Ах, если б в новогодний час
Свершился б сон отныне!

Это Женино сочинение  тоже легло в папку «Ростка».
«»»»»»»»»»»»»»
Саша Соколянский, как главный редактор, взял себе необычный псевдоним, который был рассчитан на растущую перспективу детского творчества..
Выглядел псевдоним так:
«От ЛИЛИ ПУТОВА до ВЕЛИ КАНОВА».
Мысль была такова: если идея с выпуском журнала приживётся и он станет выходить из года в год до самого 10-го класса, то главный редактор будет из одного номера журнала к другому номеру менять свой псевдоним в такой последовательности:
Лили Путов
Вили Путов
Вели Путов
Вели Кутов
Вели Катов
ВЕЛИ КАНОВ.

Этим самым (по общему мнению) должно будет утверждаться главное достижение проводимой работы ---
вовлечение в творческий литературный процесс как учеников четвёртого «Б» класса, так и учащихся других параллельных классов, и, как следствие этого, рост и тематическое разнообразие  поступающих материалов с повышением их качества(от 4-ого класса к 10-ому).
Сашино начинание тут же было подхвачено многими.

Так, Людмила придумала для себя два псевдонима: Лель Энтузиастов и Ираклий Затейкин.

Алевтина Тимофеевна стала
Айва Зовская.

Наш Андрей  – Андрон Рейкин.

За Женей закрепились два псевдонима: Ас Пиринов и Гек Нежин.

А когда они творили вместе с Андреем, то употребляли псевдоним
Брудер Жак (т.е. братья Женя, Андрей Крашенинниковы).

Иванова Таня остановилась для себя на двух псевдонимах:
Татьяна Новая и Писалкина.

Маша Кузнецова взяла псевдоним – Дельфин,
а Дима Хорин,  недолго думая, стал – РИН ХО.

Работа над созданием журнала «Росток» обещала стать занятием  интересным, а главное, - полезным!

Итак, 1977 год подошёл к своему завершению.




 


 


Рецензии