Портрет человеческой души...
Высокие стены парижского собора были украшены свечами в канделябрах готического стиля, на мраморных колоннах в белых вазонах красовались пестрые цветы, а стены, пол и местами даже потолок здания были заняты картинами. Здесь можно было найти все: от картин Микеланджело и Рафаэля (оригинал, как утверждал высокий насупившийся продавец) до творений Малевича и Пикассо. Ван Гог, Клод Моне, Сальвадор Дали и Леонардо да Винчи – это место представляло собой настоящий храм искусства, вершину человеческого мастерства.
На ступенях собора, в свою очередь, можно было обнаружить малоизвестных художников – любителей или тех, кто только начинал свой путь к вершинам изобразительного искусства. Бродячие художники, однорукие калеки и непризнанные миром творцы – иными словами, очень интересная компания.
На холстах можно было увидеть и радужные всплески (как правило, результат действия героина), и унылые картины жизни каторжников, и тайны богемного существования. Здесь в диком танце красок слились самые сокровенные мечты, страсть и отчаянье, порочность и желание.
Границы человеческой фантазии бесконечны, но я привел вас сюда вовсе не для того, чтобы это доказывать.
Взгляните. Вон там, почти у самой ограды, расположился молодой человек с темными кудрявыми волосами. Он одет совсем небогато: ситцевый костюм темно-синего цвета, местами затертый и потрепанный, белая хлопковая рубашка и черные сандалии. На сером дождевом плаще расположились его картины – всего пять или шесть штук
Некоторые из них, на первый взгляд, казались просто уродливыми. Я остановлюсь только на одной.
Сгорбленный старец, тело которого сплошь покрыто гнойными язвами, одежда – груба и безвкусна, кричаще, словно напоказ дешева и запачкана.
Может ли картина передавать запахи? Может ли отобразить тот аромат бедности, зловония и унижения? И имеют ли все выше перечисленные характеристики вообще запах?
Если нет, тогда почему так напоказ отварачиваются дамы, непременно бледнея и покрепче сжимая руки своих кавалеров? Почему пожилые люди перешептываются, не решаясь говорить вслух, а дети непременно плачут?
Толпа снующих в сей июльский день зевак и любопытствующих меня непременно осудит. Для них эта картина – брезгливое детище чей-то вероломной, постыдной фантазии.
Но ты, мой друг, не спеши поварачиваться спиной. Люди очень забавные создания.
Почему-то все они только с ужасом рассматривали одежду этого покалеченного бедняги, но никто из них не поднялся взглядом выше и не посмотрел на это грубое, пожелтевшое от солнца лицо, перекошенный, оскалившийся рот, на этот тупой подбородок, острый, словно хищный, нос, и не останавился на его глазах. На его пустых открытых глазницах.
Старец в грубой одежде… как думаешь, что он символизирует? Дешевое одеяние и пустые глазницы, не способные увидеть то, к чему так тянутся уродливые скрюченные пальцы, неестественно вытянутые в одну сторону уста, из которых сыпятся проклятия. Знаешь, чего он так страстно желает? То, что в мыслях практически всех присутствующих на этой выставке. О, приятель, я уверен, ты и сам об этом нередко задумывался. То, что делает нас порочными и уязвимыми. То, что заставляет завидовать и предавать самых близких. То, что рано или поздно станет палачом всего человечества.
Я не стану задерживать тебя, уже без четверти девять. Понедельник. Двадцать четвертое июля. Через пятнадцать минут тебе надо быть в главном офисе редакторской конторы. Когда будешь писать заметку о парижской выставке, творениях великих художников античности и современности, и о странном бродяге, нарисовавшем уродливый до дрожи портрет… взгляни еще раз на угол сфотографированной картины. Ты найдешь для себя весьма занятную надпись.
Париж, 17 июня, 2013 г. «Портрет человеческой души».
Свидетельство о публикации №217110602508