150. Школа даосов о возвращении к истокам

150.

О ВОЗВРАЩЕНИИ К ИСТОКАМ

На этот раз даосский мудрец Ян Чжу во сне поведал мне притчу такого содержания:

ПОИСКИ БАРАНА
 
Сосед Ян Чжу раз как-то к ночи потерял барана,
Его найти чтобы, он поднял на ноги общину,
Пришёл к Ян Чжу просить помочь, в дверь постучавшись рано,
И изложил ему визита раннего причину,

Просил учеников собрать, чтоб все им помогали.
- «Зачем для поиска барана множество народа»? –
Спросил Ян Чжу. – «Чтобы окрестности все обыскали,
Развилок на дороге много, много поворотов».

В тот день спросил Ян Чжу, когда народ весь возвратился:
- «Ну как, нашли»? – «Пропал, - ответили, - лишь сбили ноги».
- «Но почему пропал»? – спросил мудрец и удивился.
- «После развилок есть ещё развилки и дороги,

Не знали мы, куда ушёл баран, и возвратились».
От огорчения Ян Чжу в лице аж изменился.
Умолк надолго, на кого-то будто рассердился,
Ученики, его не понимая, удивились.

- «Вы почему шутить и улыбаться перестали?
Ведь тот баран – дешёвая скотина и не ваша, -
Ученики спросили, что подумать, и не знали.
Учитель промолчал и им всем не ответил даже.

Мэнсунь к Судье Столицы обратился: «Помогите»!
Поведал обо всём, тот с ним к учителю явился,
Спросил: «Кто из трёх братьев прав, а кто не прав, решите,
Каждый из них у одного наставника учился,

Они не странствовали, постигали лишь ученье
О милосердии и долге, вскоре возвратились».
Отец спросил их: «Как прошло всё ваше обученье?
Что милосердие и долг есть, вы чему учились»?

Ответил из них старший, на своих братьев кивая:
- «Долг, милосердье велят себя беречь, затем славу».
Второй сказал: «Они велят, как думаю, по праву,
Стремиться к славе всегда, себя даже убивая».

Сын третий молвил: «Лишь тогда ценны долг с милосердьем,
Когда велят хранить мне жизнь и славу постоянно,
Могу я славу добиваться в жизни ведь с усердьем,
Когда буду заботиться о жизни неустанно».

Учились вместе, имел каждый своё пониманье,
Кто из них прав? - хотели бы услышать мы ответа». 
Ян Чжу им рассказал свою историю на это:
- «Вот я хотел бы к истине привлечь ваше вниманье.

Жил перевозчик у реки, привык к воде, и смело
День каждый в лодке на берег другой он отправлялся,
Как рыба умел плавать, лодкой управлял умело,
И денег столько зарабатывал, что не нуждался.

И вот, набрав еды, к нему приходят все учиться,
Но тонет всех учеников чуть ли не половина,
Идут к нему все плавать ведь, а не уметь топиться,
Учиться не тонуть, а плавать. В чём же здесь причина?!

Одни все знанья постигали, результаты разны.
Что одному огромную лишь пользу приносило -
Другим много вреда это ученье причинило,
Как видно, не все знания бывают безопасны».

Судья Столицы вышел молча из дома даоса,
Мэнсунь стал укорять его: «Мне кажется всё странно!
Зачем такие задавал далёкие вопросы
От темы, и учитель отвечал тебе туманно.

Запутался я ещё больше». Тот ему ответил:
- «Ты вырос рядом с ним, но как ты плохо понимаешь
Его, хоть повезло тебе, что в жизни его встретил,
Однако ты его ученья до конца не знаешь.

Баран пропал, так как развилок на дороге много,
Философы теряют жизнь в науке многогранной.
Не значит это, что они не той идут дорогой,
Хоть кажется порой им, что их путь бывает странным.

Не значит это, что ученье в корне их различно,
Иль корень не один у них, но, а ветвей так много.
Чтоб быть живым, спасти утраченное в безграничном,
Вернуться нужно к корню, где единая дорога».


Утром я спросил Учителя: «Что означает этот сон»? На что мне Учитель сказал:

- В мире много истин, но все они имеют единый и общий источник, и этот источник проистекает из общей единой сверхреальности, которая именуется Высшей Истиной. Эта Истина вечна и нетленна. И ты, ищущий Путь, если хочешь овладеть этой Истинной и жить в Исинной Реальности отныне сам должен стать великим мужем. Но если ты проявишь слабость и нерешительность, покорно подчинишься внешним обстоятельствам, то у тебя ничего не получится. Это будут похоже на дырявый сосуд, который не может удержать жидкое масло. А для того, чтобы сравниться с великим сосудом, нужно лишь не допускать в себя сомнения других людей. Если всегда и везде, в любой ситуации ты будешь хозяином положения, то где бы ты не находился, это самое место и будет истиной. И, что бы не произошло с тобой извне, не позволяй никакой вещи воздействовать на тебя и овладевать тобой. Как только у тебя возникнет одна мысль сомнения, то чуждая всепоглощающая реальность проникнет в твоё сознание подобно тому, как в момент сомнения святого появляется возможность для деятельности демона смерти, и ты тут де потеряешь своё бессмертие. Нужно лишь успокоить свои мысли, и тогда ты не будешь ничего искать вне себя, спокойно и ясно отражая внешние объекты. Ты будешь чувствовать ветер смерти и уклоняться от него. Ты будешь знать, как во всех даже в самых сложных жизненных ситуациях сохраняться и оставаться самим собой. Стоит только довериться тому, кто или что функционирует в тебе, и сразу же не станет никакого дела, и ты обретёшь Недеяние. Когда в твоём сознании, хотя бы на одно мгновение, зарождается мысль о трёх мирах, ты попадаешь в зависимость от причинно-следственных связей и начнёшь подчиняться внешним обстоятельствам, в результате чего возникает разделение на шесть пылинок, на шесть независимых друг от друга чувств. И если ты можешь сейчас же освободиться от всех этих зависимостей, то чего ещё не хватает для того, чтобы свободно действовать там, где ты в данный момент находишься?

- Я всё понял, Учитель! – вскричал я. – Я понял, что если я заблудился, как тот баран, в лабиринте бесчисленных дорог, то я мгновенно могу вернуть на Истинную дорогу, на ту, которая приведёт меня к спасению.

- Совершенно верно, - улыбнувшись, сказал Учитель (Прежде Родившийся), - ты вернёшься к своим основам. А когда ты окажешься на верном пути, то сами небесные силы начнут помогать тебе.

- Как это, учитель? – удивился я. – Кто мне начнёт помогать, сам Бог или ангелы, а, может быть, святые?

Учитель опять рассмеялся и сказал:

- Не знаю, кто начнёт тебе помогать, но невидимую помощь ты почувствуешь, так же, как в одной притче, текст которой я хочу дать тебе для перевода.

И в то же мгновение я увидел такой текст:
 

НЕВИДИМАЯ ПОМОЩЬ

Старуха Лао случай раз из жизни рассказала:
«В Малопо, что в Цанчжоу жила женщина в изгнанье,
Она готовила лапшу и людям продавала,
И зарабатывала так себе на пропитанье,

А всей оставшейся лапшой свекровь свою кормила.
Была бедна, осла не нанимала для крученья,    
Ночь каждую сама жернов на мельнице крутила,
Работая до стражи так четвёртой наступленья.

Так вместе со свекровью жили, и дни пролетали,
Когда же умерла свекровь, с могилы возвращалась,
А по дороге с двумя женщинами повстречалась,
С улыбкой поздоровались они и ей сказали:

- «Мы вместе с вами двадцать лет живём, но не знакомы,
Не удивляйтесь, тётушка, мы обе одной крови,
Мы – сёстры-лисы, с вами проживаем в одном доме.
И тронуты почтительностью вашей мы к свекрови.

Ночь каждую вам жернов крутить вместе помогали,
Мы вам признательны, за вашу помощь, уж поверьте,
На милость одарить нас святостью не уповали,
Стремились к делам добрым, чтобы обрести бессмертье.

Теперь, когда закончились заботы о свекрови,
Чтобы вступить в сонм всех бессмертных, мы уходим в дали.
Отныне будем пребывать мы вместе в новой нови,
Благодарим за помощь вас, что вы нам оказали».

Сказав, они исчезли вмиг, как ветра дуновенье,
Вернувшись, женщина, крутить, как всегда, жернов стала.
Но оказалось, что в работе нет того уменья,
И с прежней лёгкостью молоть муку уж перестала».


(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии