Художник и литератор

(о В.В.Верещагине: 1842 - 1904)

"Художник без техники – младенец в искусстве…
Художник без идеи –  букет без запаха, фрукт без вкуса"
 В.В.Верещагин

"Я старался всегда говорить только правду»
В.В. Верещагин

Василий Васильевич Верещагин крупнейший русский художник-баталист, превосходный литератор. Он автор  известного в мире  живописного полотна «Апофеоз войны». Картина создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара – Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей. Из других знаменитых картин следует назвать серию из двадцати батально-исторических поло-тен «1812 год», триптих «На Шипке всё спокойно!». По своему внутреннему смыслу к Балканской серии примыкает «Трилогия казней» – цикл из трех картин, исполненный в середине 1880-х годов. Картины изображают сцены казни в разные времена у разных народов: «Распятие на кресте у римлян», «Подавление индийского восстания англичанами», «Казнь заговорщиков в России».

Верещагин сумел глубоко, с необыкновенным драматизмом показать войну, несущую страдания и горе. Он отображал подвиги русских солдат в войне за освобождение балканских народов от турецкого ига, в Отечественной войне 1812 года. Его творчество документально и выразительно. 

Василий Васильевич много путешествовал: Кавказ, Север России, Туркестан, Германия, Балканы, Индия, Сирия, Франция и Япония, Палестина, Америка, Филиппины и Куба.

Летом 1894 года Василий Васильевич Верещагин с женой и ребенком путешествовал на барке по Северной Двине (до Архангельска), затем по Белому морю (до Соловков). На Севере художник пишет много этюдов, делает зарисовки старинных православных храмов, их интерьеров. Он изучает и записывает древние сказания и напевы, местные выражения, которые впоследствии нашли отражение в его литературных работах. Из этой поездки Василий Васильевич привез произведения народного искусства северян, которые сопроводил записями и рисунками. Коллекция народного творчества была показана в Петербурге на выставке, организованной Обществом поощрения художеств. Здесь были иконы, резные и чеканные предметы, ткани, деревянная скульптура, многоцветные слюдяные наборы.

Во время путешествия Верещагин ведет литературный дневник, который публикует позднее под названием "На Северной Двине. По деревянным церквам".
Другой литературной работой художника стал сборник "Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей". Это литературные заметки к его живописным портретам северян. Интересно, что представлены эти заметки в различных формах: беседа, интервью, зарисовка.

Его литературный дневник и зарисовки деревянного, текстильного народного творчества, северной природы, простых русских людей,  собранная коллекция предметов старины, которая была вывезена им с Северной Двины, - всё это давало возможность сохранить в памяти народное творчество для следующих поколений. К сожалению, коллекция предметов старины в трудные времена жизни художника  была продана и след её потерялся. 

Первое литературное произведение «Из рассказов крестьянина-охотника» было написано Верещагиным в юношеском возрасте,  и во многом подражало «Запискам охотника» Тургенева.

Литературное наследие Верещагина разнообразно - «Очерк путешествия в Гималаи», дневник «На Северной Двине. Путешествие по церквям», военные мемуары «На войне в Азии и Европе», сборник зарисовок, бесед, интервью и живописных портретов «Иллюстрированные биографии нескольких незамечательных русских людей», повести «Детство и отрочество», «Литератор», роман «Художник».

Картины Василия Верещагина хранятся во многих музеях России и зарубежных коллекциях. При его жизни состоялось свыше шестидесяти выставок – почти во всех европейских столицах, крупнейших городах России и Америки. Где бы ни проходили выставки, они везде привлекали людей и становились предметом обсуждения, оставляя неизгладимое впечатление.
 
Примечание:
Биография художника и литератора, воспоминания его сына отрывки из книги «По Северной Двине. По деревянным церквам» опубликованы во второй книге «Через Котлас и далее…», составитель В.И.Плотников, Котлас, 2013 г. стр. 8 – 69.


Рецензии