Тематический обзор кинорепертуара. Триллер

«Если во время просмотра кино или прочтения книги ваше сердцебиение становится чаще, вы испытываете чувство тревоги и просто не можете оторваться от захватывающего сюжета с непредсказуемой развязкой, бесспорно, пред вами триллер», – такое определение жанра можно встретить в блоге любителя кино. Название «триллер» происходит от английского слова «thrill» (трепет), поэтому главная задача фильмов этого жанра – позволить зрителю испытать этот трепет. Почему меня интересуют триллеры конкретного периода? В процессе развития кинематографа триллер претерпел существенные изменения. В фильмах начала 90-ых годов «уже искушённого» зрителя непросто было удивить злобным героем-маньяком, убивающим невинных блондинок, поэтому фильмы в духе Альфреда Хичкока канули в прошлое. Старые страшилки становятся интереснее, запутаннее, в них появляется какая-то мистическая интрига. Зритель наслаждается проникающими в триллер нотками детектива. Мне вспомнились три фильма из серии психологических триллеров, я заметила, что сняты они примерно в один период времени. Заинтересовавшись, я посмотрела, какие ещё фильмы жанра триллер были сняты в этот период, и была удивлена. Оказывается, начало  90-ых годов можно назвать периодом расцвета «нового» триллера.
В марте 1992 года в прокат вышел фильм «Основной инстинкт» Пола Верховена, главную роль в котором исполнили Майкл Дуглас и Шерон Стоун. Этот фильм особо потряс пуританскую публику эротическими сценами. Тем не менее скандалы вокруг этого фильма способствовали его популярности – этот триллер стал одним из самых кассовых хитов, не говоря уже о карьере звёздных актёров, которая после «Основного инстинкта» стремительно пошла вверх. Сборы составили 352,9 млн. $. Но несмотря на грандиозный успех фильма, мнения критиков разделились. Одни утверждают, что фильм завораживает своим стилем, что Шерон Стоун прекрасно исполняет роль притягательной маньячки, которая может легко свести с ума не только детектива, да и любого зрителя, не случайно лёгкий жест перебрасывания одной ноги на другую сразу стал хрестоматийным для кинематографа. Другие заявляют, что сюжет довольно предсказуем, что актриса просто эпатирует публику своим тривиальным поведением и что сам триллер далёк от хичкоковских традиций. Они утверждают, что фильм, вышедший месяцем ранее под названием «Окончательный анализ» более достоин звания качественного триллера.   
Фильм «Окончательный анализ», снятый режиссёром Филом Джоану по рассказу Роберта Бёрджера и Уэсли Стрика, так же определяется как «психологический триллер». Здесь жертвой женских манипуляций становится уже не детектив, а психиатр. Доктор Айзек Барр (Ричард Гир) влюбляется в сестру своей пациентки Дайаны Бейлор (Ума Турман), красавицу Хитер Эванс (Ким Бейсингер). Несмотря на потрясающий актёрский ансамбль и весьма интригующий сюжет, фильм не обрёл такой же большой популярности среди зрителей, как «Основной инстинкт». Хотя между этими двумя триллерами определённо можно провести параллель. Ким Бейсингер, как и Шерон Стоун становится одной из желанных женщин. Но именно в этот период жанр триллера жаждет обновления, и зрителю становится мало предсказуемого финала, теперь больший «трепет» вызывает нож для колки льда, спрятанный под кроватью, и недоказанная виновность главной героини.
На волне психологического триллера через два года выходит фильм Ричарда Раша «Цвет ночи». Этот любимый миллионами с момента его выхода и по сегодняшний день фильм стал Лауреатом премии «Золотая малина» в номинации «худший фильм года». Этот триллер привлекает своим неординарным сюжетом, он трогает зрителя искренностью. Мы начинаем сочувствовать психологу Биллу (Брюс Уиллис), который не способен сам решить свои проблемы, но пытается помочь другим, даже не подозревая, как далеко заведёт его эта игра. При этом Роуз (Джейн Марч), роль которой в глазах зрителя всё время меняется, из невинной девушки она превращается в маньячку, а потом сама становится жертвой. Этот фильм особую популярность приобрёл среди молодёжи, несмотря на небольшой, по сравнению с «Основным инстинктом» бюджет, в 40 млн. $. Интересно, что фильм снят в давно не популярном жанре «нуар»: само название диктует атмосферу ночи, героям присуща потерянность в большом городе, мотив воды прослеживается во всех любовных сценах. Но одна из самых ярких черт «чёрного фильма», проникающих в жанр нового триллера – методичное, размеренное нагнетание напряжения путём диалога, вместо суеты и погони.
Кстати, о диалогах, этом же году выходит «чёрная комедия» Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». Успех этого фильма, его невероятная популярность среди зрителей и огромное количество наград до сих пор не знают равных. Этот фильм, как и многие триллеры начала 90-ых годов, является постоянным в списке «250 лучших фильмов по версии IMDb». Этот факт действительно позволяет нам называть рассматриваемый период временем расцвета фильмов жанра детектив, драма и триллер.
Но не все фильмы жанра триллер имели подобный успех. В 1991 году режиссёр Фрэнк де Фелитта снимает фильм «Ножницы», в котором главную роль так же исполняет Шерон Стоун. Бешеный успех прошёл мимо этого триллера, не сумел он завоевать зрительскую любовь. Отзывы в основном отрицательные, сюжет довольно предсказуем, история больше напоминает фильм ужасов, нежели психологический триллер.
В 1991 году вышел ещё один триллер, название которого знает каждый. Фильм этот был удостоен пяти премий «Оскар» и неоднократно признавался одним из лучших триллеров в истории кино. Конечно, речь идёт о фильме Джонатана Демми «Молчание ягнят». В этом триллере есть всё и трепет, и интрига, и сопереживание, и расследование, и неожиданность – этот фильм является классикой нового триллера. Несмотря на ужасающий сюжет зрители получают от фильма реальное удовольствие, настолько интересна выбранная режиссёром форма и серьёзна игра актёров. «Молчание ягнят» пользуется популярностью среди зрителей любого возраста.
Вся эта эпопея триллеров началась ещё в 1990 году с выходом в свет фильма Роба Райнера «Мизери» под слоганом: «Пол Шелдон всегда писал, чтобы заработать себе на жизнь. Теперь он пишет, чтобы остаться в живых!» «От этого фильма болит голова, колоссальное напряжение», – примерно такие отзывы читаем от зрителей. Но поклонники Стивена Кинга негодуют и восклицают, что в фильме не раскрыто и половины того, о чём хотел сказать автор. Может быть и так, но если бы этот фильм не был гениальным произведением, вокруг него наверняка не возникали бы такие дебаты. В любом случае, фильм имел большой успех, а игра Кэти Бейтс поразила даже самых скептически настроенных зрителей.
Не обходит стороной триллер и Люка Бессона. За эти четыре года он снимает два триллера. Первый выходит ещё в 1990 году, второй – в 1994. Фильм «Никита» получил позитивную оценку кинокритики, был прекрасно принят публикой и удостоен премии «Сезар». Конечно, режиссёр здесь не обходится без свойственного его фильмам экшена, поэтому напряжение здесь имеет иной характер, нежели в психологических триллерах, о которых говорилось выше. Фильм «Леон», главные роли в котором исполнили Жан Рено и юная Натали Портман, был не менее горячо встречен зрителями. История несчастной девочки сразу откликнулась в сердцах многих. На сайте «Rotten Tomatoes» рейтинг фильма составляет 71 % на основе 59 критических отзывов (42 положительных и 17 отрицательных). Бюджет этого фильма практически в 9 раз превысил бюджет «Никиты».
Представленные фильмы являются лишь малой частью триллеров, вышедших в рассматриваемый период. Но именно эти фильмы составили больший процент от общего проката триллеров, именно эти фильмы сохранили свою популярность среди современного зрителя, и именно благодаря этим фильмам мы смело можем назвать период начала 90-ых периодом расцвета «нового» триллера.


Рецензии
В Вашей любопытной увлекательной информационной завораживающей статье слово "триллер" упоминается более 30 раз.

И от этого становится по настоящему жутко.

Триллер - он и есть триллер!

Виктор Лехин   11.11.2017 08:36     Заявить о нарушении
Да, слово "триллер", уже когда его произносишь, позволяет испытать всё гамму чувств, на которую способен человек!

Алёна Янушко   11.11.2017 09:22   Заявить о нарушении