Синица в руках, журавль в небе

               
                Повесть.
     Настоящее повествование не вымысел, а быль.
     Мягко говоря, фигурально выражаясь, в силу природной склонности к гротеску, я немного сгустила краски, изменила хронологию событий и имена героев.
     В те не столь далекие времена начала перестройки, когда Союз раздирали противоречия, судьба сводила   вместе, казалось бы, совсем несовместимых  людей: бывших научных работников, милиционеров, отставных военных, торговый люд...
     Эти случайные группы организовывались в кооперативы, которые  тут же лопались, как мыльные пузыри. Народ метался в поиске себя и праздника жизни. В этом метании не было никакой системы. Изредка топтание заканчивалось победой Золотого тельца, но не в нашем случае. Иногда люди ломались. Но случай опять не наш. Мы, как говорится, держали руку на пульсе.
     Об этом  весёлом и простом времени, с одной стороны, и, сложно- печальном с другой, пойдёт речь.

               
                Глава   первая.
                5 ноября

     Я, Загвозкин, Курочкин по кличке Профессор и Карась по кличке Наполеончик - строители дачных домиков собрались в условленном месте, чтобы подвести итоги прошедшей недели и обсудить план дальнейших мероприятий.
     - Итак, - произнес Курочкин  ( он был самый главный и пользовался  широким уважением ),- итак, сруб бани мы закончили. Сейчас каждый отчитается  о проделанной работе.
     - Я ездил в город, - сказал Загвозкин, - появилось бутербродное масло. Купить не на что. Нашёл 20 копеек. Купил булку хлеба. Но душа требует колбаски..
     - Деньги нужны как кислород. Думайте, мужики, думайте. - сделал вывод Курочкин.
     - Ты начальник, ты и думай. - ответил Загвозкин. - У меня не в характере задумываться.
     - Ты прав, думать не надо. Я за свою жизнь надумался. Ничего хорошего из этого  не вышло.- подвел итог Курочкин.
     -  Будем брать штурмом! - созрел Карась. Он недавно вышел в отставку и   любил решительные действия.
     - Я уже начал штурмовать кооператив " Лучше наличкой ",
- вставил я. - Сегодня вышел на его шефа Куськина. Но от конкретных предложений пока отказался. Хочу набить цену.
     - А много предложили? - заинтересовался Загвозкин.
     - Рублей 700-800 в месяц. - соврал я.
     - Дай телефон. - взмолился Загвозкин.
     - Спроси что-нибудь полегче. Сходу не помню. - уклонился я.
     - Надо же какая стадия склероза. - удивился Загвозкин.
     - Всё, мужики, пошли работать, - решительно поднялся Курочкин. - В новом году нужны деньги . Вон как дороги размыло, в туфлях уже не походишь. Да и эвакуироваться отсюда  пора. Время дач кончилось. Сибирь вам не Африка.
     - У меня есть на примете квартира, - вспомнил Карась. - Но хозяйка ненадёжная, пьёт.
     - Сам проверю, - взял на заметку Курочкин. - Кончай перекур.
     Все принялись за работу. Загвозкин стал учить Карася строгать, но махом запорол электрорубанок. Курочкин давал  ценные указания. Когда-то он был кандидатом каких-то туманных наук и всё знал. К тому же он привык работать с аудиторией и привычек своих менять не хотел.
     - Ничего тяжелее достоинства в руках не могут держать - негодовал Курочкин. - Что за народ?      
      Я таскал бревна, а перед глазами  маячили коттеджи  с хромированными  подвалами на берегу Средиземного моря. Прекрасные мулатки изгибались в танце живота.
     Работу закончили  затемно. Перебрались на дачу, затопили печку, но в щели дуло и мы закутались в ватные одеяла.
     - Хорошо бы чефирнуть. -  хныкал Загвозкин.
     Все согласились, что это было бы очень даже неплохо, но вставать никому не хотелось. Лежа под одеялами, мы стали разрабатывать план, где достать деньги. Сошлись на том, что для начала надо сложиться и дать одно на всех брачное объявление в местную прессу. Идею подсказал Карась. Он имел большой опыт  общения с противоположным полом. Обмозговав, Курочкин одобрил решение.
     - Главное, выбирать дам с квартирами. Нам бы только зиму продержаться. - мечтал он.
     Загвозкин участия в обсуждении не принимал. В городе у него была отдельная комната, даже с телефоном.
Остановились на объявлении.

               
                Глава вторая.
                10 ноября.

     Закончили баню. Упластались. Приехала хозяйка с госприёмкой. Когда заговорили об оплате, ответила:
     - Ваша работа, вы и оценивайте.
     - Бани теперь дорогие, - выскочил Карась, не дав никому опомниться.- Меньше 300 не берут.
     - Дурак!  - сказал Курочкин, когда хозяйка уехала. - Она бы и 500 выложила.
     - Ты эти получи. - скис Карась.
     - Всё , мужики, гуляем. Чёрт с ними, с деньгами, провели время и ладно. - сказал Загвозкин. - Я в город.
Мы засобирались. Но, оказалось, ни у кого нет чистых носков. Решили устроить постирушки. В поисках ёмкости обшарили дачу.
     - Говорил же, хоть бы банки оставили. Нет, все посдавали. - нервничал  Карась.
     Загвозкин полез на чердак и вытащил оттуда детскую лейку. Стирали в лейке. Полоскать бегали на колонку.
     - Автобусов сегодня не будет. Последний ушёл 10 минут назад. - объявил я, когда носки высохли.
     - Пойдём пешком. - стоял на своем Загвозкин.
     К утру добрались до города.
     - Чёрт меня дернул связаться с вами.  Лучше бы на даче остался. Спал бы сейчас.
     - Да, в пальто и  обуви. К плохому быстро привыкаешь. - ухмыльнулся Загвозкин.
     С автовокзала я поехал в обменное бюро, потолкаться среди людей, разведать обстановку с квартирами. Курочкин и Карась отправились по подъездам собирать бутылки. Загвозкин поспешил в публичную библиотеку  выписывать цитаты для будущих мемуаров. Он вбил себе в голову, что рано или  поздно станет членом союза писателей, недаром целый год  трудился на ниве журналистики в заводской многотиражке.
     Около бюро ничего не изменилось. Остряки меняли двух жён на одну комнату. Засекреченные маклеры переписывали всех присутствующих в черные книжицы. Торговки травили печень вчерашними пирожками. Респектабельный мужчина с дипломатом долго переговаривался с продавцом газетного киоска. Я прислушался. Мужчина предлагал на реализацию какие-то буклеты. Продавец отказывался. Мужчина сложил образцы и стал удаляться  в сторону остановки. Я, стараясь быть незамеченным, двинулся за ним.
     Вечером мы сидели с Мишуткой, так звали нового знакомого, в бойлерной, где пили настоящий индийский чай. Мишутка скрывался от жены, которая думала, что он уехал в командировку в Киев. Срок  "командировки " кончался через месяц, поэтому Мишутка редко выбирался из своего убежища. Буклеты оказались сонниками.
     - Баба -к сплетням.
     - Объяснял он.
     - Тараканы - радость, веселье.
      Капуста - плохо.
      Я взял для пробы 200 экземпляров. Договорились, если пойдут, возьму ещё.
     - 10 % твоих. Деньги на руки В кассу ходить не надо. Всё без обмана. Утверждено министерством культуры.- заверил Мишутка.
     Пожав друг другу руки, разошлись.  Всю следующую неделю я искал Курочкина, чтобы обменяться информацией и получить добро на  продажу  сонников. Курочкин бесследно исчез. Вместе с ним исчезли Карась и Загвозкин.

               
                Глава третья.
                24 ноября.

     Вчера нашлись Карась и Загвозкин. Поехали получать деньги за баню. Оказалось, деньги уже получил Курочкин.
     - Подлец! - воплем выразил общее мнение Карась. - Пора его сбрасывать с хвоста. Смотрите, не проболтайтесь про сонники. Чтоб ему всю жизнь капусту во сне грызть.
     - А вы не помните, когда он получил деньги?
     - Хозяйка сказала, неделю назад.
     - Вы полагаете, есть смысл его искать? - задумчиво произнес Загвозкин.
     Мы приуныли. Надежды, что человек  звучит гордо, не осталось совсем.
     - Поехали в аэропорт, попробуем там толкнуть товар.- взял инициативу в свои руки Карась.
     Мы гуськом  затрусили к автобусной остановке.
     В порту шла обычная, будничная жизнь. Великое переселение народов двигалось   полным ходом. Появились новые, непривычные  для глаз электронные игры, цветные телевизоры, видеосалоны. Пассажирских мест  не хватало и люди слонялись по залу. Примостившись в углу, мы стали распределять  обязанности. Карась заявил, что будет считать деньги.
     - Почему  тебе самое приятное? - запротестовал Загвозкин.
Решили тянуть жребий. Должность счетовода-кассира досталась мне. Карасю  выпало носить дипломат и доставать сонники мелкими партиями. Загвозкину обеспечивать рекламу. С первых минут Загвозкин проявил в этом деле  глубокую заинтересованность и недюжие способности. Он мигом собрал вокруг себя  толпу любопытных.
     - В одной таблице 100 снов. Выбирайте сон по вкусу. Не дай вам бог увидеть капусту в ночь на пятницу. Приобретайте сонники. Утверждено министерством культуры. Цена пол-шашлыка.
     - орал он.
     Сонники стали разлетаться, как горячие пирожки.
     - Граждане, разойдитесь. Кучковаться не положено.
- раздался сбоку от меня командный голос.
     - Сматывайтесь.- прошептал Загвозкин.
     - От нас не скроешься,- младший сержант  милиции крепко держал Загвозкина  за воротник. Карась с дипломатом нырнул в толпу.
     - Что происходит? - младший сержант попытался оттащить Загвозкина  в сторону.
     - А что, собственно происходит?- в свою очередь заинтересовался Загвозкин.
     - Ты тоже пойдёшь со мной,-  указал на меня младший сержант.
     - Но я не знаком с этим жуликом.
     -  Разберёмся. Не вздумай скрыться. За попытку к бегству в рожу получишь. Как понял?
Сознавая  свое ничтожество, я закивал головой, мол понял правильно.
      В отделении нам вручили протокол о наложении штрафа за торговлю в неустановленном месте и  вытолкали в шею.
     - В конце зала у батареи, свернувшись калачиком, мирно спал на дипломате Карась.
     - Уже освободили? Оперативно работают.- удивился он, протирая глаза.
     - Поехали на  рынок, попробуем  отработать штраф, - храбро сказал я.-В конце-концов  мы уже живём в свободной стране или как?

                Глава  четвертая.
                29 ноября.

     Объявился Курочкин. По отдельным примерам на опухшем лице мы догадались, что это был он. Наглая манера держаться тоже была его.
     - Где бабло за баню? - угрожающе стал наступать на него Карась.
     - Безлимит на терпение кончился.
     - Спокойно, коллеги. Не знаю, что вы там себе напридумывали, но деньги не пропиты. Они пущены в дело.
      Мы, не успев плюнуть Курочкину в физиономию, разинув рты, уставились на него.
     - С завтрешнего дня  начинаем бизнес в кооперативе " Оторвусь".
     Новость была ошеломляющая.
     - Шеф, возьми в долю.-взмолился Загвозкин
     - Имею  сказать, выходим на работу в полном составе. Сбор в 10-00 на главной аллее Центрального парка. Запомните пароль. Когда прибудет представитель фирмы, он произнесет:  "Пошёл ишак купаться". Вы хором ответите:" Ио-ио-ио" Далее по тексту: "Не хочет он купаться". Соответственно:"Ио-ио-ио". Лучше запишите. Кстати,  чем это вы торгуете на рынке? Кто позволил устраивать самодеятельность?
     - Как будет называться  моя новая должность? - попытался увести разговор в сторону Загвозкин.
    - И каким образом мы узнаем представителя, если он забудет пароль? - спросил я.
    - Не суетитесь, соринтируемся на месте. Что касается первого вопроса, ваши должности будут называться менеджеры. Будем нести культурную революцию в массы, гастролировать с актёрами по окрестностям нашей необъятной области.
     - А где мы возьмем свободных актёров? - заволновался я.
     - Мало их из театров повыгоняли? - пожал плечами Загвозкин.- В конце-концов сами плясать научимся.
     - Пенсионеры помогут.- развил мысль Курочкин.- Эту проблему как-нибудь решим. А вот что делать с жильём? Пока я бегал по вашим делам, вы и не подумали дать объявление. Ненадежная публика.
     - Что ты все ненадёжная , да ненадёжная. - заговорил в Карасе дух противоречия.- Деньги за баню где?
     В назначенное время я и Курочкин встретились на главной аллее Центрального парка. Карась и Загвозкин  опаздывали. Представитель задерживался. Побродив около часа и окончательно обморозив конечности, мы двинулись к выходу, когда Курочкин обратил внимание на человека, шея которого была обмотана огромным пёстрым шарфом. Человек решительно направлялся в нашу сторону.
     - Синенький, - представился незнакомец хорошо поставленным голосом и энергично потряс  нам руки,- Дурь есть?
     - Скоро прибудет. Иди, звони Загвозкину.- сказал Курочкин.
     Оказалось, "Дурь" и не собиралась  никуда  выходить Она страдала муками творчества, отсутствием аппетита, животом и вообще...
     - Как вы сказали ваша фамилия?
     - Синенький. Бывший. Народный. Лауреат.
- смерил меня оскорбленным взглядом представитель.- Я полагаю, вы узнали?
     - Конечно, маэстро.- заверил Курочкин, толкнув меня  локтем  в бок и вложив в интонацию все остатки светского воспитания.- Наслышаны.
     - Дела, - вздохнул народный.- раньше  14 не отпускают. В общем, коллеги, на меня возложена миссия сообщить вам, что собрание переносится на завтра. Сбор в 12-00 на этом же месте.
 А сейчас разрешите откланиться.
     Маэстро снял шапку и обворожительно улыбнулся Курочкину. Мы заверили , что  прибудем в полном составе.
 
                Глава пятая.
                30 ноября.

     В 12 часов на главной аллее Центрального парка собрались кооператоры от культуры.
     - Пора начинать. Кого ждем? - волновался народ.
     - Друзья!- провозгласил Синенький, взобравшись на скамейку, - устроим перекличку. Где председатель кооператива Тряпкин?
     - Здесь.
     - Прекрасно.
     - Ничего прекрасного. Я отказываюсь от должности Кто хочет быть председателем? Никто не хочет? Я тоже не козёл отпущения.
     - Худрук Липкин?
     - Я без зарплаты вообще от всего отказываюсь.
     - Друзья, кто хочет быть худруком? Никто не хочет? Предлагаю посчитаться:
 - Позвала соседка Машка. Раз рюмашка, два рюмашка...
     Жребий пал на тучную, похожую чёрт знает на что, певицу  и высохшего, ядовитого старичка комика.
     - Синенький три раза крикнул: - Ура!
     - Старичек охотно согласился выполнять роль председателя. Но, выяснив, что  его обязанности заключаются в фиксировании телефонных звонков, тут же снял свои кандидатуру, мотивируя  отказ неусидчивым характером.
     Певица в ярости стала плевать по сторонам и кричать, что она всю жизнь мечтала петь, а мы никаким образом не приближаем её к мечте.
     - Придется взять оба удара на себя. - выступил на передний план Курочкин.
     - У них тонкие, неврастенические конструкции. Разволнуются, потеряют форму.- зашептал он, отводя меня в сторону.- Короче , надо не дать им уйти в запой.
     После выборов перешли к организационным вопросам. Курочкин предложил командировать менеджеров по районным центрам с дипломатической миссией заключения контрактов.
     - Необходимо разбиться на группы и ударить культурой со всех сторон. Массы жаждут настоящего искусства.- авторитетно заявил он.
     Актерскому составу приказали ждать возвращения менеджеров, готовить репертуар. Я должен был выехать в Канский район, разумеется, за свой счёт. Продажу сонников включили в концертную программу.
     - Надо продумать, в какой номер вставить рекламу.- все больше воодушевлялся Курочкин.
     - Продавать будем в антрактах. Нас не остановить.
     Ночью, окрыленный идеей, я трясся, сидя на рюкзаке, в тамбуре общего вагона и  мурлыкал:" О, дайте, дайте мне бабла".
     Восхищаясь прозорливостью Курочкина, я не заметил, как задремал. В мозгу всплыли изголодавшиеся по культуре Канские. С криками: "Души прекрасные порывы!"
они неслись  на меня. В волосы вцепился бывший партийный работник . Тяжело дыша, он бормотал:
     - Сколько вспахано, сколько засеяно, сколько скошено и разворовано. Сколько еще предстоит.
     Горло мое клокотало и выбрасывало в воздух хрипы. Голосовых связок не было.
     - Вставай. К станции подъезжаем.
     Я ошалело вскочил. Передо мной стоял проводник с веником и мусорным ведром.


                Глава шестая.
                27 декабря.

     Около месяца назад поезд выбросил меня в темноту и умчался , сотрясая тишину, в дальние дали. По очертаниям предметов я сообразил, что нахожусь в населённом пункте. Ботинки увязли в навозной жиже.
     Нащупав забор, я выбрался на дорогу и отправился изучать окрестности. Светало. По лозунгам и транспорантам , развешанным вдоль дороги, я понял, что взял правильный курс. На главной площади города было всё, что нужно советскому человеку: райком партии и райком комсомола, исполком и местное отделение  милиции. На пригорке возвышался рассадник Канской культуры - клуб.
     Посвятив свободное время доске почёта и объявлениям на столбах, я выяснил, что в Канске постоянно действуют общественные комиссии, народные дружины и товарищеские суды. На душу населения здесь приходится 20 кв. метров зелёных насаждений.
     Курочкин не ошибся. Канск встретил меня хлебом-солью. Подписав последние бумаги, с чувством исполненного долга и рюкзаком, набитым контрактами, я возвращался в город. По предварительным подсчетам общая сумма доходов от концертов представляла внушительную сумму. Коттеджи с хромированными подвалами маячили совсем рядом.
     В бойлерной я застал Мишутку. Похоже, он поселился здесь надолго. Помещение приняло обжитый вид, появился самогонный аппарат.
     Мне решительно везло. Мишутка оказался в курсе последних событий. Он сообщил
что Карась и Загвозкин из командировки еще не вернулись, а подлец Курочкин взял под честное слово все сонники и скорее всего уже где-нибудь сдох от счастья.
     - Встречу, сниму стресс. Что-то быстро этот лектор оценил прелести новой жизни.- потряс воздух боксерским кулаком Мишутка.
     Судьба Курочкина была решена.
     - Сильно не бей.-взмолился я, раздираемый внутренними противоречиями.
     - Ладно, - смягчился Мишутка - Жить будет.
      Старый год  мы провожали самогонкой и посещением городской ёлки. Спать завалились под утро.
     - Всю ночь мне снились пышногрудые блондинки Они наваливались на меня  тяжелыми бюстами и дышали в лицо какой-то гадостью. Я попытался вырваться, но блондинки не выпускали меня из дружеских объятий. Сонники гласили, что это не к добру.
     Растолкал меня Мишутка. Рядом со мной лежал бродячий пёс и норовил меня облизать. Зубы он явно не чистил.
     - Была без радости любовь, разлука будет без печали.- наладил Мишутка псу.
С вокзала в неописуемом восторге примчались Карась и Загвозкин. Они размахивали контрактами и трясли  мокрой одеждой.
     - Мы на секундочку. Надо срочно информировать шефа о достигнутых результатах. - торопился Карась.
     Мишутка выложил им последние новости. Оглядевшись и хорошо подумав, Карась и Загвозкин решили остаться в подвале, просушить одежду и поправить здоровье.
     На город по сводкам метеорологов обрушились осадки в виде мокрого снега Нам ничего не оставалось, как праздновать Новый год в подвале и ругать Курочкина.
     - Он наверное уже домик с банькой прикупил.- предположил Загвозкин.
     - Убью!- ревел Мишутка.- Разделаю на куски, как курицу.
     - Сейчас бы цыпленка-табака. - размечтался Загвозкин.
     - Думайте, мужики, думайте. Проблема одна - где достать деньги.
     Обсудив ситуацию, решили подать заявление в милицию о розыске Курочкина.
     Не знаю, почему, но без идейного вдохновления Курочкина мы чувствовали себя инвалидами.

               
                Глава седьмая.
                20 февраля.
     Наконец погода установилась и мы отправились искать Синенького по злачным местам. Столкнулись с ним неожиданно в центре города у пивного киоска. Синенький уже занял очередь и рассчитывал часа через два вплотную приблизиться к прилавку. На ладони у него был записан порядковый номер, по которому выдавали товар.
     - Где Курочкин? - решительно взялся за дело Карась.
     - Не в курсе. - пожал плечами Синенький.- А зачем он вам?
     - Мы привезли контракты. Собираем группу на гастроли.- не  без гордости похвастался Карась. - Надо объявлять боевую готовность.
     - А с кем вы едете? - заинтересовался Синенький.
     - Что значит с кем? - не поняли мы. - С группой "Оторвусь" разумеется.
     - Что вы говорите? - оживился Синенький. - Я думал мезольянс давно самоликвидировался. Я уже распустил актеров на вольные хлеба. Организация не может существовать без администрации.
     Мы были в шоке.
     - Что это получается? - заорал Карась в эпилептическом припадке.
     - Деньги за баню у Курочкина, сонники у Курочкина. А командировку мне кто оплачивать будет, Пушкин?
     - Я на милицию не надеюсь. Надо вести поиск своими силами.- вступил в разговор Мишутка.
     - Правильно. Найти и побить.-сказал Карась.
     Барометр зашкаливал.
     - Деться некуда. - отступил я.
     - Затянул всех в сети , как паук.- поддержал Синенький.- Будем бить.
     Решили обсудить создавшееся положение.
     - Сахар подорожал и мыла в продаже нет. - затянул свою песню Загвозкин.
     - Жрать хочется. А деньги у Курочкина.- подхватил Карась.
     - Друзья, а я знаю новый рецепт приготовления кролика. - присоединился Синенький
     - Вы только о жратве и думаете. Лучше сублимируйте свою мозговую деятельность  на поиски этого жулика.- съязвил я.
     - Да ложил я на  куриц и кроликов. - вскипел Карась.- Пойду  достану глобус,  положу на весь земной шар.
     - Вам то что? А мне кранты. Сонники я по договору получил. - не давал сбить себя с толку Мишутка.
     Придя к выводу, что мир далек от совершенства, мы вернулись на оккупированную территорию.
     В углу на матрасе нахально поджидал нас Курочкин. Без аудитории он существовать не мог.
     - Спокойно, коллеги. Я знаю, у вас богатое воображение. Бить будете. Учтите, чистосердечное признание...
     - Увеличивает срок наказания.- засучил рукава Мишутка.
     Когда с Курочкиным было покончено и синяки замазаны зеленкой, мы потребовали от него  полного отчета.
     - Бабок нет.- констатировал Курочкин.- Дипломат с сонниками спёрли.
     Всю следующую неделю мы метались по друзьям и знакомым в поисках денег. Иногородним родственникам отправили телеграммы  с указанием необходимых сумм. Насобирали 200 рублей. Больше никто не дал. Положение было критическим.
      - Все, мужики,- сказал Курочкин,- придется организовать сбор средств в фонд пожертвования детям застоя.
      - А как будет называться моя новая должность?- спросил Загвозкин.
      - А как тебе больше нравится. Завтра пойдем к церкви и будем просить подать кто сколько может. Народ у нас гуманный. Перед советским человеком шапку не стыдно снять.
      - А вдруг подойдет представитель власти и спросит разрешение на сбор средств? - засомневался Загвозкин.
      - Бегать умеешь? - спросил Курочкин.
      Идея была плохая, поэтому мы с радостью согласились.
      Что бы мы делали без уверенной и неуёмной фантазии Курочкина?
      В конце-концов, Курочкин - наш осознанный выбор.
                Послесловие.
      В те времена было все просто и сложно. И все же нельзя  недооценивать возможностей сбившихся в группы дилетантов. После первых неудач мы работали ландшафтными дизайнерами - мели улицы, мотались челноками в Турцию и Китай, торговали Денди и Сегами. Носило нас по волнам жизни, пока каждый не занял в ней свою нишу. И только Курочкин растворился  в быстро меняющихся процессах. Кто говорил  на юга подался. А кто - спился и примкнул к бомжам. Но больше мы его не видели.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.