C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Что Валак, что Валаам...

Что Валак, что Валаам…
Леонид Банчик

Когда сегодня слышишь призывы к уничтожению Израиля, то как не вспомнить попытки моавитского царя Валака и месопотамского провидца Валаама нанести вред народу Божьему, и что из этого вышло. Валак не пожелал иметь новых соседей, превосходящих его по численности и силе, и принял решение: не в честном бою, так колдовством. Оставалось лишь найти колдуна.
«И послал он послов к Валааму, сыну Веорову, в Пефор, который на реке Евфрате, в земле сынов народа его, чтобы позвать его и сказать: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня; итак, приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят» (Числа 22:5-6).
Валаам был, безусловно, неординарной личностью. Раввины ставят его в один ряд с Иофором и Иовом и связывают его падение с чрезмерной алчностью. В Новом Завете Валаам -  человек, который «…возлюбил мзду неправедную,  но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка» (2 Пет. 2: 15-16). В православной традиции Валаам – руководитель пророческой школы, где впоследствии учились три волхва, пришедшие к младенцу Христу в Вифлеем. Очень надеюсь, что это не так. Но для царя Моава пророк с реки Евфрат почти что бог. Ведь он верит, что тот может благословить или проклясть кого угодно. Обетования Бога Израиля Аврааму Валак либо не знает, либо не желает знать. К берегам Евфрата направляются посланцы с подарками, но Валаам получает однозначный ответ от Всевышнего: «Не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен» (Чис. 22:12). Господь создал от Авраама Свой народ, благословил его, и ни Валаам, ни кто-либо другой, не может это отменить.
Валаам отказывает посланникам, но вскоре к нему приходит более внушительная делегация с обещаниями всего, чего душа желает. И вновь мы читаем достойный ответ: «Хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа, Бога моего, и сделать что-либо малое или великое по своему произволу» (Чис. 22:18). Интересно, что Валаам называет Бога, как верующий человек, Яхве Элоhай. Многие богословы избегают комментировать эти слова.  Скорее всего, он считал всех богов «своими», в то числе и Бога Израиля, к которому относился уважительно, не принимая Его сердцем. Но почему Валаам решил ещё раз спросить Господа? Разве он не получил раньше категорический ответ? Вот тут-то и сказалась его жажда наживы. Он произносит пафосную тираду об отказе от дома, полного серебра и золота, а на самом деле только об этом и думает. Тем не менее, на сей раз Бог разрешил Валааму идти в Моав, оставив в силе запрет на проклятие Израиля.
«Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с князьями Моавитскими.  И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его. И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу» (Чис. 22:21-23).
На первый взгляд непонятно: Всевышний разрешил идти Валааму, а затем разгневался за то, что он пошёл. Ответ может быть только один: Бог знает все наши мысли. А какие были мысли у плутоватого прозорливца? Судя по дальнейшим событиям, он всё-таки надеялся избавить мир от ненавистных пришельцев-евреев и заодно стать богатым человеком. Поэтому путь ему  преградил Ангел Господень, которого увидела ослица, да не увидел Валаам. Наверное, Бог решил показать алчному чародею, что у глупой ослицы больше разума, чем у него. Говорят, что собака – друг человека, а в нашей истории показано, что осёл – друг человека. Животное пыталось спасти не только собственную жизнь, но и жизнь хозяина. Валаам же трижды бил ослицу, и тогда она заговорила…
«И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?» (Чис. 22:28).
Вам не кажется странным, что Валаама не удивила связная речь ослицы? Конечно, это не означает, что она беседовала с ним и раньше тихими вечерами при реках Вавилонских. Объяснение простое: человека, пребывающего в яростном гневе, невозможно ничем удивить. Лжепророк угрожает ослице: «…если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя», а она-то видела Ангела Господня с карающим мечом! Иисус учил нас не произносить праздных слов всуе, и угроза Валаама, когда над ним самим занесён меч – яркая иллюстрация заповеди Спасителя. Перепуганный Валаам хочет вернуться обратно, но получает отказ: «Пойди с людьми сими, только говори то, что Я буду говорить тебе» (Чис. 22:35). И он вновь сел на несправедливо обиженное им животное, и поехал дальше.
Валак выходит навстречу Валааму в приграничный город, горя нетерпением поскорее проклясть иудеев. С места в карьер он набрасывается с упрёками на долгожданного гостя: «Не посылал ли я к тебе, звать тебя? почему ты не шел ко мне? неужели я в самом деле не могу почтить тебя?» (Чис. 22:37). Правитель Моава решил, что у провидца возникли сомнения насчёт его кредитоспособности. Валаам дипломатично уклонился от прямого ответа и начал подготовку к беседе с Богом Израиля. Он построил семь жертвенников. Раввины подсчитали, что столько же жертвенников соорудили Авраам, Исаак и Иаков, вместе взятые. Но разве вопрос в количестве? Господь стал говорить с Валаамом не из-за его жертвоприношений, а потому что посчитал это необходимым. Христос дважды в спорах с фарисеями приводил слова Отца из книги Осии «милости хочу, а не жертвы» (Матфея 9:13; 12:7). Валааму явно не хватало ни милости, ни веры в Бога, однако Всевышнему было угодно ответить ему.
Всего Валаам произнесёт четыре пророчества. Первое изложено в форме притчи. В ней сказано, что народ Израиля «…живет отдельно и между народами не числится» (Чис. 23:9). Это означает, что Господь отделил Израиль от других народов, сделал его Своим народом, запретил поклоняться языческим богам. Насчёт выражения «между народами не числится» существует множество толкований. Вполне допустим следующий перевод: «не числит себя среди других народов». Другие переводы: «не имеет злых намерений против других народов», «не будет истреблён вместе с другими народами». Как ни переводить, смысл совершенно ясен: Господь благословляет и защищает Израиль.
Валаам также выражает своё прекрасное желание: «Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!» (Чис. 23:10). Сколько подобных пустомель в современных церквях, умеющих красиво говорить, но таких далёких от Бога! Разве Валаам любит Господа всем сердцем своим и всем разумением своим? Тогда перед кем он разыгрывает спектакль? Перед царём Моава? Перед самим собой? Перед Всевышним? Скорее всего, этот человек – актёр по природе своей. Он вошёл в роль «праведника» и не хочет из неё выходить, не желает понимать простых вещей: чтобы умереть смертью праведника, нужно жить жизнью праведника.
Валак разочарован ответом прозорливца, упрекает его в «несоответствии занимаемой должности», ведёт на другое место – авось, там получится проклясть этот пришлый народ. Но Божье благословение на Израиль не изменилось, а наоборот, расцвело ещё более яркими красками. Бог неизменен в Своём завете с Израилем, даже несмотря на двухтысячелетнее отвержение Христа большинством евреев. Когда Валаам говорит: «Нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле» (Чис. 23:23), то он видит будущий Израиль, познавший истинного Мессию.
Правитель Моава в отчаянии. Его надежда проклясть Израиль остаётся тщетной. Он просит Валаама хотя бы не благословлять ненавистных евреев (Чис. 23:25) и ведёт на гору Фегор, где, вероятно, стоял храм в честь языческого божества Ваала. Здесь Валаам произнёс самую известную пророческую притчу.
«…как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах; польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его.  Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит врага.  Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!» (Чис. 24:5-9).
Валаам смотрит через пустыню и видит нынешний и будущий Израиль. Шатры, расстилающиеся как долины, льющаяся вода и семя (потомство), как великие воды, рассказывают о необыкновенном процветании народа. И всё это произойдёт вопреки воле Валака, Валаама или антисемитов нашего времени. Теперешний Израиль, конечно, достиг многого. На пустом месте создано экономически развитое государство, однако говорить о великом подъёме нельзя – страну раздирают внутренние конфликты, а внешние враги держат её в постоянном напряжении. Поэтому третье пророчество Валаама сбудется только после возвращения Христа. Но самое главное – Господь подчёркивает важнейший постулат завета с Авраамом: «Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!». Это постановление Всевышнего на все века. Некоторые псевдохристианские комментаторы пытаются «обойти стороной»  это правило, заявляя, что оно касается лично Авраама или только периода Исхода. Неправда! Достаточно прочесть слова апостола Павла об Израиле (Рим. 9-11 главы). Агаг (в свитках Мёртвого моря и Септуагинте он назван другим именем – Гог), как символ врагов Израиля, падёт.
Чаша терпения Валака лопнула. Он сообщает гостю, что тот ничего не получит за свой труд и ему следует поскорей бежать обратно (наверное, это намёк на желание задать предсказателю большую трёпку). В ответ Валаам вновь  напоминает, что он обязан произносить только Божье откровение, которое не купишь никаким золото и серебром. Превосходно сказано! Если бы мы ничего больше не знали о Валааме, то назвали бы его одним из великих героев Писания. Увы… В дальнейшем Слово Божье свидетельствует о нём как о хитрейшем враге Израиля.
«Итак, вот, я иду к народу своему; пойди, я возвещу тебе, что сделает народ сей с народом твоим в последствие времени» (Чис. 24:14).
Напоследок Валаам говорит о будущем Израиля и других народов, но буквальный перевод «леха иацха» - «пойди, я дам тебе совет». Что это за бесплатный совет? Валаам предсказывает будущее Божьего народа и при этом намекает, как его соблазнить в настоящем. Моисей сказал о женщинах-идолопоклонницах: «Вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, за что и поражение было в обществе Господнем» (Чис. 31:16). Причём мы видим, что евреи стали поклоняться Ваал-Фегору, тому самому, на чьей горе завершились попытки проклясть Израиль. И произошло это по совету Валаама. От гнева Божьего тогда погибли 24 тысячи евреев. Один из начальников израильтян по имени Зимри докатился до такой дерзости, что привёл идолопоклонницу в свой стан. Их обоих зарубил мечом внук Аарона Финеес (Пинхас).
Иудаизм любит питаться всякого рода домыслами. Так, в мидраше «Берейшит раба» написано, что Пинхас и пророк Элиягу (Илия) – одно и то же лицо. Их не смущает разница в 500 лет и то, что служением в скинии и Храме руководили другие первосвященники. Кабалисты придумали другую небылицу, будто Элиягу является реинкарнацией (повторным воплощением) Пинхаса. Мы-то с вами знаем, что «…человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Но за свой подвиг Пинхас особо отмечен Господом. С ним заключён «бритей шалом» - «Мой завет мира». Его потомки будут первосвященниками вплоть до разрушения Первого Храма (исключение составили только Илий и Авиафар). А что же произошло с алчным и хитрым Валаамом? Израиль одолел мадианитян, где в то время находился месопотамский провидец.
«И вместе с убитыми их убили царей Мадиамских: Евия, Рекема, Цура, Хура и Реву, пять царей Мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечом» (Чис. 31:8).
На сей раз ослица не защитила своего хозяина. И это предупреждение всем врагам народа Израиля, мечтающим об его уничтожении. Их ожидает судьба Валаама, Амана, Агага и им подобных.
«Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис. 24:17). 
Придёт время, и наш Спаситель Иисус Христос сокрушит всех противников Израиля и установит Завет Мира со всеми народами. 





Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.