Авторское право...

Первой, кто озаботился правами творцов, была английская королева Анна, выпустившая в начале XVIII столетия «Закон об авторском праве». В России государство взяло под защиту владельцев интеллектуальной собственности значительно позже: в принятом в 1828 году Цензурном уставе появилась специальная глава «О сочинителях и издателях книг». Приложением к нему было «Положение о правах сочинителей». Международная конвенция об авторском праве была заключена лишь в 1892 году. Сегодня за соблюдением интересов авторов следит РАО – Российское авторское общество. Срок действия авторского права в России продлевался дважды: в 1993 – с 25 лет до 50, а в 2004 году – до 70 лет. Принята следующая формула: авторские права на произведения сохраняются до конца жизни их автора плюс 70 лет после смерти. Подарок наследникам. Самого автора в живых нет, а произведениями распоряжаются и получают прибыль потомки или издательства, которым права были проданы. Почему наследники (иногда даже непрямые) должны получать дивиденды за использование произведений умершего художника? Вопрос частый, вот только произведений, что переживут своего творца, много не бывает. // Я задался вопросом, почему из всех видов наследства литературные права ограничены, тебе ставят памятник и в то же время грабят. Последняя из прямых потомков Мольера умерла в нищете – среди статуй предка и под звуки посвящённых ему речей. После смерти автора права на его произведения переходят к его семье на срок всего в пятьдесят лет. Почему то же самое не относится к Ротшильдам, Дрейфусам, Шнейдерам, которые царствуют уже полтора века? Где сейчас наследники Мопассана? На что они живут? Пятьдесят лет прошло. Несомненно, они не являются членами правления тридцати компаний сразу, как хозяева металлургических заводов или банкиры. Они впали в безвестность и, возможно, стыдятся своей фамилии. Какое же приводится оправдание этому закону, который касается писателей, но не сомнительных дельцов и фабрикантов, бог знает что производящих? Произведения писателя де принадлежат национальной культуре. Значит, по истечении пятидесяти лет можно законно прикарманить его наследство, непрерывность которого для людей других профессий соблюдается, и оставить его потомков ни с чем? Говорят, что книгу можно продавать дешевле и сделать её доступней для народа. Однако на этом выигрывают только издатели. Книги покойного писателя начинают идти лавиной, едва истекает срок авторского права. Жорж Сименон. // По закону, действующему в большинстве стран Европы, срок действия авторского права рассчитывается по формуле «вся жизнь плюс 70 лет после смерти». Это значит, что с января 2012 года «на свободу» вышли произведения писателей, умерших в 1941 году, – Вирджинии Вульф, Марины Цветаевой, Аркадия Гайдара, Рабиндраната Тагора, а также Джеймса Джойса. Таковы международные нормы. Разумна ли эта тенденция – от 15 лет после смерти автора в советское время, по истечении которых права наследников прекращались, до 70 в наши дни? Насколько это реально с практической точки зрения? Роман «Мастер и Маргарита» – достояние всего человечества или Сергея Шиловского, отпрыска приёмного сына писателя?.. В 2009 году в Интернете был запущен проект Всемирной цифровой библиотеки. Процесс оцифровки книг классиков мировой литературы тормозит 4-я статья Гражданского кодекса РФ, в которой сказано, что библиотеки имеют право оцифровывать без разрешения правообладателей только произведения авторов, умерших 70 лет назад. По этой причине невозможно оцифровать, например, Шекспира в переводе Пастернака. Из периодики. // В июле 1891 года Лев Толстой решил опубликовать в газетах письмо с отказом от собственнических прав на свои литературные произведения. Викентий Вересаев. (Думается, что сделал это великий писатель для более широкого распространения его литературного наследия в мире; что, собственно, и произошло).


Рецензии