Чукотка 1

          Я не называю родителей папа и мама. Мать у нас была не ласковая, и мы, дети, обращались к ним папка и мамка.  Видимо так они нас воспитали. В школе я учился нормально, но был хулиганистый, за что мать регулярно вызывали в школу. Был такой случай со мной в 10 классе. Преподавателем физики у нас была молоденькая выпускница ВУЗа, Верлан Валентина Максимовна. Красивая, с моей точки зрения, необычайно!

          Всегда элегантно одетая, стройная и неизменно вежливая с учениками. Я, конечно же, немедленно влюбился, и чтобы обратить на себя ее внимание, перестал отвечать на ее уроках. Валентина Максимовна всегда вежливо говорила: «Садитесь, Вам двоечка!» После седьмой «двоечки» подряд она, неожиданно для меня, расплакалась и убежала из класса. Директор немедленно потребовал родителей, но я твердо заявил, что буду отвечать за себя сам.

          И с тех пор двоек у меня не было. И вот, совсем недавно я узнал некоторые интересные подробности о Валентине Максимовне, которые укрепили мои чувства к ней. Валечка в то время дружила с парнем, военным, офицером. Возвращались они вечером с какого-то мероприятия, офицер споткнулся, чуть не упал и загнул трехэтажный мат. На этом у них любовь и закончилась…Впоследствии, Валентина Максимовна уехала в поселок Залари, вышла замуж за тракториста и родила ему двоих сыновей. Тракторист в ней души не чаял!

          Помню и день смерти Сталина. Это было в четвертом классе. Утром, до начала уроков, пришла наша первая учительница Трубина Антонина Архиповна, со слезами объявила: «Умер товарищ Сталин» и вся школа распускается домой. Да, на улицах все плакали, и мы, школьники, тоже. А дома, вечером, отец сказал: «Сдох, наконец, собака!». Никогда ни до этого, ни после, не помню, чтобы отец ругал власть.

          В 1959 году я благополучно закончил школу, но в ВУЗы не принимали. По указу правительства нужно было иметь трудовой стаж два года. В 1968 году нашел свою половину. Хотелось иллюстрировать «мемуары» фотографиями, но после блокады и обстрелов, когда приходилось несколько раз выскакивать на улицу с вещами, фотоальбомы где-то затерялись, может еще найду…

          Моя Ия Ивановна настраивала меня на переезд из Сибири в Европейскую часть. В Черемхово, к тому времени, уровень жизни был очень низок. Мяса в магазинах не было, за вареной колбасой дикие очереди и т.д. В Луганске (Ворошиловграде) жил мой старший брат Владимир, и так же приглашал к себе. Так в 1970 году мы уехали из Сибири.

          А Ворошиловград для нас показался раем. Продуктовое изобилие. Мясные магазинчики где ВЫБОР: говядина, свинина, баранина, куры. Черемхово я вспоминаю с некоторой ностальгией. Конечно, вернуться назад не хотелось бы, но о прожитых там годах не сожалею. Была очень интересная для меня и насыщенная жизнь.
          Наверное, мне просто нужно было расти дальше. В Луганске (в то время Ворошиловград) мы с семьёй быстро прижились. При активной поддержке жены, поступил учиться в Ворошиловградский маш. институт, а заканчивал учебу и получил диплом в Харьковском политехническом институте. Диплом был реальный: «Устройство управления аналоговой ЭВМ расчёта котлов атомных станций».  Предлагали остаться работать на кафедре, но отказался т.к. семья и квартира в Ворошиловграде.
           Кстати, базовые знания, полученные в школе (школа №4 на Шадринке) оказались очень даже неплохие. С благодарностью вспоминаю своих учителей и первую учительницу Антонину Архиповну Трубину. Низкий им поклон! Я ведь после школы в 1961г поступил учиться в Казанский госуниверситет (там, где учился Ленин) на физмат, факультет "Теория относительности и гравитации".    
           Академик Ландау на базе этого факультета хотел создать свой институт. Конкурс был более 50 чел на место, но я, как ни странно, прошел. К сожалению, учиться мне не пришлось: у родителей сгорел дом, отец попал в больницу и мне необходимо было срочно вернуться домой, чтобы помогать родителям и сёстрам. После получения диплома Харьковского политехнического института, в связи с мизерными зарплатами, пришлось искать достойную работу.

          Замечание о Прибалтике. Году, приблизительно, в 1978, в Луганске, на партсобрании, принимали в кандидаты то ли литовца, то ли латыша, я их не могу различить.  И один пенсионер-партиец вдруг выступил категорически против. Меня это удивило очень. На партсобраниях ведь всегда была тишь, благодать, единомыслие и скука.
           Вот этот ветеран заявил, что прибалты прямые враги Советской власти и русских. Работая на Чукотке, я был знаком, по работе, с эстонцем. Не плохой человек с чудовищным акцентом. Национальная идея прибалтов, по его словам, это большой дом в лесу и большая ферма. Это он и осуществлял, зарабатывая деньги на Севере.

            И к тому времени в Ворошиловграде тоже все продукты питания исчезли (это 1980 г.). В 1978-80 гг. я работал энергетиком на знаменитом паровозостроительном, а позже тепловозостроительном заводе «О.Р.» (имени Октябрьской Революции». Там, в свое время, работал Ворошилов. В моем подразделении работала женщина, обслуживала аккумуляторы на электрокарах и автомашинах.
            Она приехала с Чукотки и собиралась уезжать назад, на Север. Наслушался я ее рассказов о Севере, попросил у нее несколько адресов и начал писать. Ответов не было, и я уже почти забыл об этом, но вдруг, через полтора года, мне приходит вызов на работу. Так я оказался на Чукотке... Попасть на Чукотку можно только самолётом и только по вызову, поскольку это пограничная зона.

            Конечно, лететь в неизвестность было страшно. Ведь там у меня ни друзей, ни знакомых. Поэтому я пошел на хитрость: чтобы сразу не сбежать обратно, взял с собой минимум денег. Чтобы не хватило на обратный билет. Билет до Чукотки тогда стоил 185 рублей. Надо сказать, люди на Севере очень отзывчивые. Все ведь в общем-то приезжие и знают состояние новичка. Это было начало июня 1982 года. Вызывала меня Певекская геологоразведочная экспедиция (ПГРЭ).

          Так вот, прилетел я в самый северный город России (тогда СССР) Певек, в аэропорт Апапельгино, утром. Довольно быстро нашёл управление экспедиции. В то время оно ещё располагалось в старом бараке на берегу Чаунской Губы (Чаунский залив). Приняли меня радушно и даже обрадовались, потому что главный механик был в отпуске и меня сразу же определили и.о. механика, хотя по образованию я инженер-электрик, и вызывали меня энергетиком в геолого-разведочную партию посёлка Комсомольский (это в 180 км. от Певека).
            Определили жить пока в гостинице Певека. В это время там (в Певеке) проходили съёмки клуба Путешественников и ведущий клуба Сенкевич со съёмочной группой проживали в этой гостинице, а мой номер был рядом с их номерами. Процесс съёмок я, конечно, посмотрел. Начальником Певекской геологоразведочной экспедиции (ПГРЭ) был Надиев Чингиз Рифатович, крымский татарин из Одессы, а главным бухгалтером (к сожалению не запомнил фамилию) землячка, бурятка из Кундулуна, национального бурятского села, Черемховского района, где я родился и жил. Меня это даже немного ошарашило: оказывается мир тесен!
          На фото показан Певек. Справа морпорт.


Рецензии
Я жила во многих странах. Но Чукотка для меня далекая земля.
С улыбкой
Иралео

Ирина Склярова   20.01.2023 14:57     Заявить о нарушении
Мы прожили на Чукотке 18 лет. Такая
странность… Мы все, Северяне, объединены
в одно неформальное братство, братство
души! И вспоминаем Чукотку, и мечтаем о ней,
и воспеваем ее. Там осталась наша молодость
и частичка нашего сердца…

Доброго Вам вечера, Ирочка! Спасибо за отзыв.

Скляров Анатолий Николаевич   20.01.2023 17:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.