Уместно ли критиковать святого?

                Разбойника благоразумного
                во едином часе раеви сподобил еси…
                (из последования Двенадцати евангелий)


Вспомним великую историческую личность – святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси.  Его поведение в предшествующую, языческую часть жизни было таково, что и описать  неудобно.  И последующее причисление к лтку святых не препятствует обсуждению и осуждению таких действий. Скорее,  наоборот, история  обращения от тьмы к свету назидательна и служит к вящей славе Божией. (Судя по упоминанию в СМИ, в какой-то степени она отражена в недавнем фильме).

Такое положение носит общий характер и, в частности, применимо к последнему императору.  Ясно, что понимание истории начала века немыслимо без серьезного анализа его действий, причем как за  длительный период, так и за последнее время. А между тем, внимание исследователей сосредоточивается только на событиях, связанных с временным и последующим правительствами.

 Возможно, это обусловлено  своеобразным пиететом, сомнениями в уместности критики.   Тогда достаточно обратиться к выводам синодальной комиссии, изучавшей вопрос и представлявшей материалы на Архиерейский собор:

«В жизни Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода – время царствования и время пребывания в заключении. В первом периоде (пребывания у власти) комиссия не нашла достаточных оснований для канонизации, второй период (духовных и физических страданий) для Церкви является более важным, и поэтому она сосредоточила своё внимание на нем».

Приверженцам более радикальных частных мнений стоило бы сосредоточить силы на убеждении народа в обоснованности канонизации в принятой Собором формулировке. Ведь разброс суждений остается крайне велик.

Насколько я знаю, и на самом Соборе один из архиереев высказался так:

«В третьем пункте шел царь-батюшка, и я под его канонизацией не подписывался… Он государственный изменник. Почему? Ему было вручено все для правления… Практически он, можно сказать, санкционировал развал страны. И в противном меня никто не убедит. Что он должен был делать? Он должен был применить силу, вплоть до лишения жизни, потому что ему было все вручено».


Рецензии
А кто мешает критиковать именно Николашку кровавого? Он страстотерпец, не за заслуги перед отечеством, а как пострадавший от рук большевиков, и дано ему это от зарубежной церкви, а не от Московской. Московская, дабы объединиться с зарубежной пошла им на уступки и просто признала за обещания. Правда зарубежная обещания так и не выполнила, а разлад в общество внесла. Так может прав Ленин когда говорил о церкви? О церкви не о вере. Это совсем разные вещи.
А так слава богу, Николаше хватило духу отдать власть. Иначе его бы родственник из России еще в 18 году колонию сделал.

Мымлиган   07.11.2017 18:57     Заявить о нарушении
Похоже, серьезные исследователи боятся кого-нибудь обидеть...

Николай Старорусский   07.11.2017 19:33   Заявить о нарушении
Так правильно, одной думской дамы хватит, чтобы лишний раз нервы не мотать, и по прокуратурам не кататься. А так сознание после 90 постепенно встает на место, и это вопрос решиться в рамках церкви отделенной от государства.

Мымлиган   07.11.2017 19:39   Заявить о нарушении
Извиняюсь за вклин.
Николай изначально не хотел власти. Он относился к ней, как к наказанию.
Если мы вспомним, что получается, когда человек делает что-то через силу, без желания с негативным отношением, в некоторой степени поймем почему все так вышло.

Веселова Анастасия Алексеевна   08.11.2017 08:30   Заявить о нарушении
Знаете приведу народное изречение, "не можешь срать, не мучай попу". Не хотел, не нужно было короноваться. Нашелся бы тот, кто и захотел и смог. И не пришлось бы когда солдаты гибли на передовой в первой мировой, с семьей в Крым, на отдых уезжать...

Мымлиган   08.11.2017 16:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.