Денисов Сергей Прокофьевич

Родился  25  декабря  1909  года  на  хуторе  Постоялый,  ныне  село  Постояловка  Ольховатского  района  Воронежской  области  (Россия),  в  семье  рабочего  (по  другим  данным  в  семье  крестьянина).  Русский  (по  другим  данным  украинец).  Воспитывался  в  детском  доме.  Окончил  неполную  среднюю  школу.  Работал  слесарем  ремонтно-транспортных  мастерских  в  Россоши. 
В  РККА  с  октября  1929  года. 
Окончил  83-й  учебный  авиационный  отряд  (Военную  авиационную  школу  Белорусского  военного  округа)  в  1931  году. 
В  звании  старшего  лейтенанта  командовал  отрядом  41-й  истребительной  авиационной  эскадрильи  83-й  истребительной  авиационной  бригады  Белорусского  военного  округа. 
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  ноября  1936  по  7  апреля  1937  года  в  качестве  командира  отряда  и  1-й  эскадрильи  истребителей  И-16.
Имел  псевдоним  «Рамон».

     «…Уверенный  в  том,  что  он  не  обнаружен  навстречу  летящими  самолетами,  Сергей  Прокофьевич  пошел  за  облачность,  чтобы  выбрать  момент  атаки.
     Силы  были  неравные.  Нужно  было  нанести  меткий  и  неожиданный  удар.  Он  подал  команду  «внимание».  Самолеты  приняли  боевой  порядок,  следя  за  движениями  машины  командира.  Выйдя  в  просвет,  Сергей  Прокофьевич  направил  свой  самолет  от  солнца  и  повел  в  атаку  свое  подразделение.  Маневр  был  хорошо  продуманный  и  безошибочный.
     Машина,  наклонив  нос,  скользнула  вниз  на  самолеты  «противника».  В  прицеле  появился  маленький  силуэт  самолета,  и  с  каждой  секундой  пикирования  он  увеличивался.
     Сергей  Прокофьевич  направлял  свой  удар  в  лоб.  Когда  головной  самолет  «противника»  появился  в  центре  прицела,  он  открыл  «огонь».   
     От  такой  неожиданности  самолеты  «противника»  приняли  беспорядочный  строй  и  стали  отходить  в  стороны  одиночками  и  парами. 
     Первый  удар  был  нанесен.  Воспользовавшись  замешательством,  Сергей  Прокофьевич  взял  инициативу  боя  в  свои  руки.  Выйдя  из  атаки,  он  набрал  высоту  и  снова  повел  в  пике.  Завязалась  неравная  борьба,  но  маленькая  группа  действовала  четко  и  согласованно,  нанося  меткие  удары.
     «Противник»  не  мог  собрать  разрозненные  силы.  Через  несколько  минут,  после  безуспешных  попыток,  самолеты  взяли  обратный  курс.
     Самолеты  «противника»  не  прошли…»
     (Из  газеты  «Красная  Звезда»,  29  ноября  1937  года)

Всего  в  Испании  произвел  200  боевых  вылетов  и  сбил  7  самолетов  (3  лично  и  4  в  групповых  боях).
По  другим  данным  сбил  12  или  19  самолетов  (13  лично  и  6  в  группе),  но  эти  данные,  вероятно,  ошибочные.
После  возвращения  из  Испании  в  течение  1937  года  трижды  досрочно  получал  воинские  звания  (капитана,  майора,  полковника). 
В  1937  году  имел  налет  более  1.000  часов  в  воздухе.
В  апреле  1937  года  был  назначен  командиром  полка.  Затем,  получив  звание  комбрига,  был  командиром  142-й  истребительной  авиационной  бригады  в  Бобруйске,  а  с  1938  года  -  командующим  2-й  армией  особого  назначения  в  Воронеже.
Окончил  КУКС  при  Военной  академии  Генштаба  в  1939  году.   
В  1939  году  ему  было  присвоено  звание  комдива. 
В  период  боев  над  Халхин-Голом  командовал  56-й  истребительной  авиационной  бригадой. 
Участвовал  в  советско-финляндской войне  1939-1940  годов  в  должности  командующего  ВВС  7-й  армии.
С  апреля  1940  года  был  командующим  ВВС  Закавказского  военного  округа.
4  июня  1940  года  ему  было  присвоено  звание  генерал-лейтенанта  авиации.
20  июня  1941  года  за  «злоупотребление  алкоголем,  за  низкую  боевую  подготовку  частей  и  неудовлетворительное  состояние  материальной  части»  понижен  в  воинском  звании  до  полковника.
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  1941  года. 
Продолжал  командовать  авиацией  Закавказского  Военного  округа.  В  августе  1941  года  был  назначен  начальником  Качинской  авиационной  школы  пилотов,  затем  до  февраля  1942  года  был  в  распоряжении  Управления  кадров  ВВС. 
С  декабря  1942  года  до  декабря  1943  года  был  командиром  283-й  истребительной  авиационной  дивизии. 
Участвовал  в  Сталинградской  битве,  в  боях  на  Курской  дуге,  в  освобождении  Украины. 
В  декабре  1943  года  был  снят  с  должности  «за  отсутствие  желания  осваивать  современные  истребители  и  чрезмерное  увлечение  спиртными  напитками»  и  по  февраль  1944  года  находился  в  распоряжении  командующего  ВВС,  затем  до  конца  войны  был  старшим  помощником  начальника  4-го  отдела  по  тактической  подготовке  в  Главном  штабе  ВВС.               
После  окончания  войны  продолжал  службу  в  авиации. 
Учился  полгода  на  авиационном  отделении  Военной  академии  Генштаба,  но  из-за  продолжавшегося  злоупотребления  алкоголем  был  уволен  в  запас  15  ноября  1947  года  в  звании  генерал-лейтенанта  авиации. 
Проживал  в  городе  Москва  (Россия). 
Умер  6  (16)  июня  1971  года  и  был  похоронен  на  Новодевичьем  кладбище  в  Москве.

Список  известных  воздушных  побед  С.  П.  Денисова:
15.11.1936       1       Фиат-32           Мадрид                лично
05.12.1936       1/6    Хе-51*             Мадрид                в  составе  двух  звеньев
16.12.1936       1       Хе-51               Мадрид                лично 
16.12.1936       1/3    Ю-52                Мадрид                в  звене  с  П.  И.  Путивко  и  С.  А.  Черных
16.02.1937       1/гр. Ю-52**            Харама                в  составе  отряда

За  мужество  и  героизм  Сергею  Прокофьевичу  Денисову  4  июля  1937  года  было  присвоено  звание  Героя  Советского  Союза  (медаль  «Золотая  Звезда»  №  51).
Указом  Президиума  Верховного  Совета  СССР  от  21  марта  1940  года  Сергею  Прокофьевичу  Денисову  было  присвоено  звание  дважды  Героя  Советского  Союза  (медаль  «Золотая Звезда»  №  4/"2").

Награжден  орденом  Ленина***  (04.07.1937),  двумя  орденами  Красного  Знамени  (02.01.1937,****  29.8.1939*****),  орденом  Александра  Невского******  (28.07.1943),  медалями  «ХХ  лет  Рабоче-Крестьянской  Красной  Армии»  (1938),  «За  оборону  Сталинграда»,  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»  и  другими,  а  также  монгольским  орденом  Боевого  Красного  Знамени  (10.08.1939). 

Примечания:
*     Предположительно,  пилотом  этого  Фиата-32  был  командир  19-й  итальянской  эскадрильи  капитан  Антонио  Ларсимонт  Пергамени.
**     Франкистские  летчики  капитан  Хосе  Кальдерон  Кацелу,  лейтенант  Франциско  Тайлефер  и  сержант  Фелипе  Гомес  Рояс  погибли,  остальные  два  члена  экипажа  попали  в  плен.
***     Орден  имел  порядковый  №  3504.
****     Орден  имел  порядковый  №  783.
*****     Орден  имел  порядковый  №  184/"2".
******     Орден  имел  порядковый  №  3870.


Рецензии