О романе Салтыкова-Щедрина Господа Головлёвы
Оставалась им всего-то малость – развить свой дарственный капитал от богатой матушки. А вот тут-то ничего и не выходило. Хоть трижды будь дворянином! Нет призвания и ничего-то дельного не получалось. И, как это водится у таких сильных личностей, как Арина Петровна, дети оказались – полной её противоположностью. Может, с детства надо было не подавлять их волю? Каждый из них только тратил то, что было им отпущено матерью, а затем возвращался в имение с пустыми руками. И, пожалуй, самым нерасточительным оказался её средний сын, Порфирий Владимирович. Это был набожный, любящий пофилософствовать, но ничего при этом не делающий человек. «С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкой поцеловать её в плечико, а иногда и слегка понаушничать». За всё это получил от своего старшего брата Степана кличку «Иудушка».
Необходимо отметить особенность повествования этого романа – это удивительные диалоги! Их очень много и читаются они с интересом. Салтыков–Щедрин очень хорошо передаёт нам разговорную русскую речь того времени. Именно в этих диалогах раскрывается нам сущность характера каждого из героев этого романа. Вот, к примеру, Арина Петровна говорит сыну Порфирию, как она достигала своего богатства: «…А у меня, у самой-то – и всего ничего! И ну-тко, при таких-то средствах, какую махину выстроила! Четыре-то тысячи душ – их ведь не скроешь! И хотела бы в могилку с собой унести, да нельзя! Как ты думаешь, легко мне они, эти четыре тысячи душ, достались? Нет, друг мой любезный, так нелегко, так нелегко, что, бывало, ночью не спишь – всё тебе мерещится, как бы так дельце умненько обделать, чтоб до времени никто и пронюхать об нём не мог! Да чтобы кто-нибудь не перебил, да чтобы копеечки лишненькой не истратить!»
Или напутственная речь Порфирия Владимировича, обращённая к Улитушке, которая должна тайно от его матери - Евстигнеюшки отвезти его незаконно рожденного сына в Москву. «Не всем в палатах жить да по балам прыгать – надо кому-нибудь и в избёночке курненькой пожить, за землицей-матушкой походить да похолить её! А счастье-то – ещё бабушка надвое сказала - где оно? Иной и в палатах в неженье живёт, да через золото слёзы льёт, а другой и в соломку зароется, хлебца с кваском покушает, а на душе-то у него рай! Так, что ли, я говорю? Чего лучше, как рай на душе!» С этими словами он собственноручно и распрощался со своим только что появившемся на свет сыном Володькой. Сказал всё правильно, но у самого-то на душе рая не было...
Довольно часто Порфирий Владимирович критиковал близких. Себя только не видел со стороны. Всегда находил оправдание своим действиям. Возникала целая философия его поступков… Таким образом, он потерял и своих двух сыновей, не участвуя, не интересуясь их внутренним миром. Деловой хозяйской хватки у Порфирия Владимировича не было. Он был пустослов - демагог. Говорил много, даже очень, но ничего никогда не делал. «В какую бы сторону ни шла его пустопорожняя фантазия, повсюду она встречала лишённое границ пространство… Даже погибель Володьки, Петьки, даже смерть Арины Петровны не затрудняли его праздномыслия». «С ужасом представлял он себе, что может наступить минута, когда ему самому придётся распоряжаться, приказывать, надсматривать». Он уже и не мыслил своего существования в Головлёво без ключницы Евпраксеюшки, потому как в хозяйстве она была не заменима. Хотя и её тоже стал избегать. Ему уже никого не хотелось видеть, и ни с кем он не хотел разговаривать. В конце своей жизни он замкнулся, ушёл в себя. Стал попивать вначале с племянницей Аннинькой, помянуя умершую Любиньку, а потом уже пил и в одиночестве. Мы, конечно, можем сейчас этакого Иудушку критиковать, что вот он такой-сякой жил совсем не так, как следовало бы его положению. Но при всём этом, дорогие наши читатели, не надо забывать, что идеальных людей не бывает и мы с вами тоже «не белые, не пушистые».
К концу повествования романа в имении в живых осталась только внучка Арины Петровны Аннинька. И то она, полностью разочаровавшаяся в жизни, приехала в Головлёво, чтобы тоже умереть. Её сестра –близнец Любинька недавно покончила с собой и это обстоятельство тоже довлело над ней.С горя Аннинька окончательно спилась до горячки и в день смерти дяди Порфирия Владимировича «лежала в бессознательном положении». Как отмечает писатель «В течение нескольких поколений три характеристические черты проходили через историю этого семейства: праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой».
Невольно у меня возник протест к Михаилу Евграфовичу. Не в такое уж трагическое время он жил, чтобы вот так грустно писать о той жизни. Девять смертей в довольно небольшом романе! И умирают то в основном молодые! Это же не фронтовые записки! Время - то какое: ни тебе революций, ни переворотов, ни массовых репрессий! Экология-то была какая! Живи и радуйся жизни! В начале романа ещё можно было прочитать и такое: «Сегодня рыжиков из Дубровина привезли две телеги – вот, брат, так рыжики! – в восхищении сообщает земскому Степан – старший сын Арины Петровны. Или – сегодня мать карасей в пруду наловить велела – ах, хороши старики! Больше чем в пол-аршина есть! Должно быть, мы всю эту неделю карасями питаться будем!» А, каково! Две телеги рыжиков да караси в тридцать пять сантиметров! А как же быть нам простым людям? У нас ведь нет этого ничего, да и близко даже не было! И никто нас никогда не одаривал никакими капиталами, никакими угодьями! Но мы живём без всякой хандры и боремся за своё бытие! Да ещё как боремся, несмотря на удары судьбы!
Вот прочёл роман, а слова, сказанные Иудушкой, не смотря на его «пустословие», всё ещё остаются со мной. И как сказал-то: «в Бога не верят, бессмертия души не признают… а жрать хотят!» И подумалось мне: а ведь как это актуально и для нас, живущих сейчас в двадцать первом веке! Только бы жрать, только бы пить, да ещё сюда надо добавить жадность к деньгам, прелюбодеяние и похотливость!
По прочтению этого романа у меня невольно возникла этакая крамольная мысль в отношении Салтыкова-Щедрина: «А надо ли было так безжалостно бичевать таких людей, как Порфирий Владимирович?!» Ведь его высказывания не такие уж "пустопорожние".
Ноябрь 2017г.
Свидетельство о публикации №217110600810
Александра Казакова 2 25.03.2023 01:25 Заявить о нарушении
Братья Бирт 25.03.2023 16:01 Заявить о нарушении