Чёрное дерево. Начало

Всё, что описано ниже, случилось как-будто и недавно, но правильнее будет написать: «в уже далёком 1989 году».

Теплоход Балтийского морского пароходства под названием «Анатолий Луначарский» совершал очередной рейс из Ленинграда на Восточную Африку. При этом курс был проложен не через пролив Гибралтар, Средиземное море и Суэцкий канал, а вдоль западного африканского побережья, до мыса Доброй Надежды, и далее – в порты Мозамбика (Мапуту, Бейра, Накала), Танзании (Дар-эс-Салам) и Кении (Момбаса). Везли туда – станки, оборудование, колёсную технику, лекарства; а там намеревались погрузить кофе в зёрнах, какао-бобы, орехи кешью – полный пароход.

Капитан, уже пожилой, но вполне крепкий и решительный *, шёл в свой последний рейс перед уходом на пенсию. В Пароходстве и на судне его «за глаза» звали Ник-Ник, а на самом деле – Никонов Николай Александрович. Я в том рейсе был его третьим помощником.

Обогнули Африку с юга, попав тем самым из Атлантического океана в Индийский, побывали в трёх портах Республики Мозамбик, и оказались в Дар-эс-Саламе, столице Танзании и одноимённом порту, где и произошли события, о которых повествует рассказ.

Среди многих приключений в этой стране** для описания я выбрал наиболее врезавшиеся в память.


В один из дней продолжительной стоянки в порту для экипажа была организована автобусная экскурсия*** вглубь континента с посещением деревни мастеров – резчиков по чёрному дереву.

Накануне поездки моряки потянулись к каюте боцмана, где можно было получить тропическую одежду: не для того, чтобы её носить, а совсем для других целей. Собственно, цель у всех была одна – поменять разнообразные не очень нужные вещи, имеющиеся под рукой, на изделия из чёрного дерева, ценившиeся не только на советской родине, но и во всём цивилизованном мире. Умудрённые опытом члены экипажа взяли с собой из Ленинграда весьма внушительные наборы электротоваров, часы, предметы гигиены (в СССР это стоило относительно недорого) – словом, всё то, что являлось дефицитом в странах Африки, а потому пользовалось спросом у местного населения.

Не зная таких «тонкостей», я ничего не имел в запасе, а у боцмана удалось получить лишь пару сандалий 45-го размера, так как и в очереди за униформой я оказался последним. Поехал на экскурсию, что называется, налегке.

Зато вернулся, не в пример всем, нагруженным «до предела». Впрочем, ничего хорошего, как выяснилось впоследствии, это мне не предвещало.

Оказывается, всем было известно, что чёрное дерево является национальным достоянием страны, и изделия из него можно вывозить из Танзании, только если они куплены в государственных магазинах. Это мог подтвердить только кассовый чек, свидетельствующий также и о том, что при покупке оплачен акциз (в несколько раз превышающий стоимость самого сувенира)****.

Таким образом, приобретение подакцизного товара «с рук» приравнивалось к воровству у государства, со всеми вытекающими последствиями.

Этот рейс на Африку для меня был первым. Специально меня никто не инструктировал по поводу чёрного дерева: считалось, что и так все всё знают. Вот и попал я в ситуацию.

А как хорошо всё начиналось…


(Продолжение следует...   proza.ru/2017/11/10/1322)




* Через год (или два) после рейса, когда я бродил по Волкову кладбищу, - тому, где Церковь Святого праведного Иова Многострадального. Там случайно, в непроходимой глубине погоста увидел могилу и надгробие с гравировкой, по которой безошибочно определил – это мой капитан, Николай Александрович. Неожиданной была это «встреча»…

Волковское кладбище; ранее официально Волково кладбище — кладбище, расположенное во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга. Располагается между Касимовской, Камчатской, Самойловой, Мгинской улицами, Расстанным переулком, Нефтяной дорогой и Волковским проспектом. Состоит из православного кладбища и лютеранского кладбища — двух больших участков, между которыми протекает река Волковка. По площади занимает 26 гектаров.

Кладбище известно «Литераторскими мостками» — участком, на котором захоронено много русских и советских писателей, музыкантов, актёров, архитекторов, учёных и общественных деятелей, а также мать В. И. Ленина и его сёстры.

** Слово «Танзания» — комбинация названий двух бывших колоний, которые вошли в состав этой страны: Танганьики и Занзибара.

*** Тогда, в советские времена, на организацию досуга экипажа в иностранных портах предназначались средства судовой кассы из расчёта шесть инвалютных копеек на человека в день. По официальному курсу, практически не менявшемуся десятилетиями, один доллар США равнялся примерно шестидесяти инвалютным копейкам. Таким образом, шесть копеек составляли десять американских центов, которые умножались на число членов экипажа и на количество уже прошедших дней с начала заграничного рейса; получалась некая сумма, которой, если рейс получался продолжительным, хватало на оплату автобусной экскурсии - самого популярного времяпровождения советских моряков за рубежом.

**** Акциз (фр. accise, от лат. accido — обрезаю) — косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы потребления внутри страны. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран.


Рецензии
Спасибо!за интересный рассказ- поход моряков за рубежом.

Нинель Товани   09.11.2022 17:32     Заявить о нарушении
Нинель, спасибо и Вам за прочтение, интерес и отклик!

Валерий Соболев   10.11.2022 08:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.