Царский тракт
Вот ещё одна загадка, похожая на Троицкую улицу. В рассказе про Троицкую разгадка пришла в конце прогулки, хотя несомненно, что ленинградцы, петербуржцы догадывались, по подсказкам автора, что подразумевается под этим названиям. Слишком много там было подсказок.
В данном случае, конечно, для начала, можно задать такой же вопрос. И где же этот Царский тракт, Царская перспектива находится?
Возможно, кто-то подумает, что это Невский проспект и ошибётся. Этот тракт, чуть позже – перспектива за все годы своего существования девять раз менял своё название.
Долго сохранять интригу на этот раз не удастся, так как надо начать с истории этой перспективы и раскрыть все девять её названий.
Когда-то я ухитрился родиться на улице Рубинштейна, второй дом от Невского проспекта и считал всегда, что родился на Невском. На этой улице Рубинштейна прошло почти всё детство и школьные годы. Правда, с некоторыми перерывами. Увезли меня из блокады совсем ещё маленьким, но сразу же после войны снова привезли на эту улицу. Ещё один перерыв – это служба на Балтике, после окончания Военно-морского училища. И уже во взрослом возрасте, когда мой родительский дом пошёл на капитальный ремонт, пришлось переехать тоже во второй дом от Невского, на угол Владимирского проспекта и Стремянной улицы. Вот поэтому этот уголок нашего города я и считаю своей самой малой родиной.
В 1995 году пришлось покинуть эти с детства любимые места. Пора было переселяться в отдельную квартиру. До этого года были коммуналки. Но коммуналка на Рубинштейна в доме три так и осталась в памяти на всю жизнь. Жило там семь семей, но всех сплотила блокада, в которой оставалась и моя бабушка Лидия Ивановна. После войны все жили, как одна семья. Часто праздники отмечали вместе, по вечерам в картишки, или в лото перекидывались то в одной комнате, то в другой. Если кто-то что-то выпекал или готовил необычное, то обходились все комнаты с угощением. Да, далеко не все коммуналки были такими. Иногда на дверях приходилось видеть по десятку кнопок звонков, а в квартире столько же лампочек и выключателей и в кухне и в туалете, и в коридоре. Это говорило о многом, и долго находиться в такой квартире желания не появлялось. Вот поэтому моя родная коммуналка и осталась светлым пятном на всю оставшуюся жизнь.
Итак, в 1995 году пришлось сменить свой адрес и уехать далече, туда, где ещё в школьные пятидесятые годы ковыль покачивался в заболоченном поле, да на подъезде к городу по Витебской или Балтийской железной дороге вдали вырисовывался мрачноватый монолит. Даже не знаю, каким образом туда попадали люди, да и кто там мог быть, не припомнится.
Строили этот дом для будущего Ленсовета. Хотели в это место перенести деловой и политический центр города. Строительство начали до войны, но не успели завершить. Во время войны и блокады этот дом оказался почти на передовой, во всяком случае, в прифронтовой полосе. Командование устроило в нём наблюдательный пункт. С верхнего этажа просматривали всё поле, до Пулкова, отслеживая все передвижения фашистов, которые находились по другую сторону, на Пулковских высотах.
В начале пятидесятых годов в этом здании было открыто Высшее Военно-морское училище инженеров морского оружия. Просуществовало оно не очень долго, где-то до 1960 года.
Вот читатель и догадался, о каком таком Царском тракте идёт речь.
Теперь уже два десятка лет живу в этом районе. Конечно, за столько лет притупилась тоска по моей малой, малой родине. Появилась привычка. Да и живу в Сталинском районе с домами, строившимися со вкусом и любовью.
Зелени много кругом. Рядом прекрасный Парк Победы, да и парк Авиаторов недалеко. А в конце проспекта, левее площади Победы, разбит молодой парк Городов героев, в котором построили три храма. Один Георгия Победоносца к 50-и летию нашей победы, другой Сергия Радонежского и третий Рождества Христова.
Ну, а коли, так долго уже живу, рядом с проспектом, как же не рассказать об этом тракте. Как не рассказать о его истории, и о его памятниках.
Этот тракт был проложен почти со времён начала строительства Петербурга по направлению в сторону Новгорода и Твери, да и Москвы.
Изначально проспект и задумывался, как почтовый тракт, соединяющий Петербург с Москвой, Новгородом и Тверью. Во второй половине 18 века дорога стала называться Царскосельской перспективой. И это тоже понятно – она связывала столицу с Царским селом. На дороге расставили верстовые столбы, похожие на небольшие памятники, чтобы царский глаз радовали. Сейчас эти столбы не все, но восстановлены и напоминают о своей истории
Позже на полпути поставили Путевой, Чесменский дворец, больше похожий на замок. Построили рядом, в 1777 году, и Чесменскую церковь Рождества Иоанна Предтечи, в честь победы русского флота при Чесме. Автор этих построек – архитектор Юрий Михайлович Фельтен. Дорога-то от Зимнего дворца до Царского села, по тем временам, была слишком длинна, вот для того чтобы царские особы могли передохнуть и перекусить и построили замок, ныне изуродованный надстройками и пристройками для авиаприборостроительного техникума.
Императрица Екатерина II любила посещать Чесменскую церковь, находящуюся рядом с путевым Кикеринским дворцом, как назывался изначально этот замок. В честь десятилетия сражения при Чесме дворец переименовали в Чесменский. В храме для императрицы возвели царское место, так как церковь находилась в придворном ведомстве. После смерти Екатерины, ее сын Павел I, не пользовался дворцом по прямому назначению, и повелел перестроить его под лазарет Мальтийского ордена и богадельню. Вместе с дворцом и церковь отошла к военному ведомству. Дворец признали сырым и непригодным для лечения, и вернули в придворное ведомство. Повод был скорее надуманным, он прикрыл ненависть ко всему Екатерининскому Павла I, не простившего матери убийства отца.
В 1776 по 1800 год от Сенной площади до Фонтанки улица была названа Обуховской.
С 1804 по 1878 года улица застроенная домами навела на мысль, что её необходимо переименовать в Обуховский проспект.
С 1878 по 1900 год решили продлить проспект до Московских ворот и назвать его Забалканским проспектом. Далее до 1918 года проспект, оставаясь под таким же названием, был продлён до улицы Рощенской. Южная часть проспекта, примерно от Московских ворот стала активно застраиваться в послевоенные годы, в конце сороковых. Застройка шла под руководством архитектора С.Б. Сперанского. Долго не могли назвать, в каком стиле строились дома в эти годы, но не так давно ему дали и вполне справедливое название – Сталинский неоклассицизм.
После октября 1917 года начались изменения названий, и проспект Забалканский переименовали в Международный. Это название существовало до 1953 года до смерти Сталина. С 1953 года по 1956-й проспект носил имя нашего вождя, с которым мы победили в Великой Отечественной войне.
Это название проспект носил до того момента, когда кремлёвский шут, развлекавший своего Хозяина, руки у которого были по локоть в крови, чтобы отвести от себя совершённые им преступления перевалил всё на Сталина и переименовал проспект. Кстати, и Сталинградский проспект вновь стал Лиговским в этот же год. В данном случае и правильно – Лиговка традиционней и привычней.
С 1956 года и поныне проспект стал называться Московским, вполне уместное название, так как он ориентирован на Москву. И сегодня проспект один из длинных в городе. Его протяжённость составляет 10 километров.
Длиннее его, на один километр, только проспект Обуховской обороны.
Вот так недолго сохранялась интрига с названием, начинающимся с Царского тракта.
Московский проспект интересен тем, что на всём его протяжении можно пронаблюдать все стили, начиная от классицизма, эклектики, модерна до конструктивизма и Сталинского неоклассицизма.
Заканчивается проспект площадью Победы с памятником защитникам города-героя в дни блокады. Автор памятника М.К. Аникушин. Памятник внушителен, но как подметил народ, носит и упрощённое название, и вызывает неуместную улыбку. Дело в том, что Аникушин решил главной доминантой сделать штык, который не очень-то на него похож. Народ тут же прозвал его зубилом. Ну а далее группы людей…. Удивляет солдат и не в каске, как всегда, а в пилотке. И если смотреть с боку, пилотка смотрится, как гребешок и солдат худощавый высокий, совершенно не похож на победителя. И обе группы людей ускоренно двигаются к бывшей передовой, но в том же направлении находится и аэропорт. Вот и появилось ещё одно: опаздывающие в аэропорт.
Аникушин, конечно, велик, но многие его памятники напоминают балетных танцоров, как и Ленин на Московской площади. Памятник долго не хотели ставить. А причина была проста, видимо скульптору внимательно надо было осмотреть со всех сторон ещё модель. В конце концов, памятник поставили, и народ тут же прилепил к нему название – Ленин с пенисом. Посмотрите на памятник с правого бока вождя и всё поймёте сами.
На памятник защитникам города в своё время собирали деньги. Даже школьники, не имеющие заработка, приносили по 50 копеек. Родители, дававшие эти копейки, на работе тоже вносили свою лепту. Получается, возможно, и не полная сумма, но вполне внушительная. В ту пору город насчитывал 3 миллиона человек, если эту цифру помножить на 50 копеек, то получится полтора миллиона рублей. Долго думали, где его поставить. Находились деятели, предлагавшие поставить на Стрелке Васильевского острова. Предлагалось поставить и прямо в воде вблизи Стрелки. Более разумные предлагали поставить памятник в Гавани. Там сейчас стоят башни с крейсера «Киров» защищавшего Ленинград. Были высказывания, что надо поставить несколько небольших памятников в разных местах города. В конечном счёте, выбор пал и очень правильно – на площадь Победы. Международный проспект был дорогой на фронт, а фронт находился чуть дальше нынешнего парка Городов героев. Что касается, как он выглядит, теперь уже говорить не приходится. Стоит себе и пусть стоит. Горожане к нему привыкли, а блокадники вполне его заслужили.
Ещё одним памятником-мемореалом является Парк Победы. Когда-то здесь на окраине города подальше от строений находился кирпичный завод, к которому вела дорога. Проспект до него ещё не дотянулся. Во время блокады завод нашёл себе прискорбное применение. К нему свозили всех умерших на улице людей, не дошедших до своего дома или до работы. Печи поглощали ленинградцев, превращая в пепел, который затем свозился в карьеры, которые позже стали прудами.
Ленинградцы голодные и холодные верили в нашу победу и мечтали, как они отстроят город после войны и как в память о погибших разобьют парк и назовут его в честь Победы. И выполнили свои мечты создав прекрасный парк, на месте бывшего завода и построили в нём в память о всех не доживших до победы небольшую церковь с необычным и значимым названием: « Церковь Всех святых в земле русской просиявших».
В парке установили памятники Дважды Героям Советского Союза и Труда. Для того чтобы молодёжь не забывала, где разбит парк и кому посвящён поставили, найденную на дне пруда вагонетку, возившую в мирное время кирпичи в печи, в дни блокады – людей. Поставили, несколько поспешно и памятник не лучшему маршалу войны – Жукову. Так уж сложилось, что его назвали маршалом Победы. Ну, пусть стоит. Хотя загубил он много душ солдатских понапрасну. Одно его высказывание перед началом наступления: «солдат не жалеть, наши бабы новых нарожают», о многом говорит.
А парк хорош получился! По его аллеям мамы катают коляски с детишками, В конце парка устроен городок аттракционов для детей, откуда доносится детский смех и визг. Некоторые считают, что не совсем уместно расположили этот развлекательный городок. Но, на мой взгляд, это хорошо, пусть ушедшие слышат детские голоса, голоса нового поколения.
Вернёмся же ещё раз к истории проспекта, она интересна.
До начала 20 века проспект, как и город, заканчивались у Рощинской улицы. К 1925 году чётная сторона дотянулась до Авиационной улицы. Но эта часть была похожа на деревенскую застройку. По нечётной стороне оставалось заболоченное поле.
В мои школьные годы мы с друзьями доезжали до Парка Победы, он только ещё создавался, и была готова только передняя его часть с героями войны. Далее за парк мы и не заглядывали, делать там было нечего. Сегодняшнего проспекта Гагарина там ещё не было. По проспекту до Авиационой улицы ходил трамвай, какой номер уже и не помниться, не 25-й ли?
В 1957 году на Благодатную улицу переехал мой друг Лёвка, приезжая к нему в гости мы посматривали на массивное здание пожарного училища и подумывали, а не пойти ли туда учиться, если не удастся поступить туда, куда мечталось. А мечталось летать. Многих в те годы тянула либо небо, либо море – плавать и желательно под водой. Кстати, напротив Дома культуры Капранова находилась лётная спецшкола. Вот туда-то и подались после седьмого класса мы с Лёвкой. Ездить было далековато, но мы упорно ездили туда подавали документы, ждали медкомиссии, волновались. Проходили комиссию, готовились к экзаменам, но школу закрыли, сокращая за счёт детей вооружённые силы. Помниться на миллион двести тысяч сократил армию наш кукурузный генсек. Вот поэтому мы с Лёвкой и посматривали на Пожарное училище. Позже нас потянуло в разведку и будучи в десятом классе, отправились наниматься в Большой дом. Другого пути тогда мы и не видели. Там нас доброжелательно приняли и посоветовали сначала закончить какой либо институт, а потом и приходить туда.
Итак, напротив лётной спецшколы, где сейчас находится музыкальная школа, находилось разрушенное, и позже по требованию жителей, восстановленное здание Дома культуры, построенное в стиле конструктивизма. Заведение было популярным, в нём работало много всяких кружков и секций. Любили туда ходить по выходным на танцы. Слово дискотека тогда и не существовало. Я там не был ни разу, не испытывал любви и потребности в этом развлечении.
Проспект богат и различными предприятиями весьма значимыми, учебными заведениями и памятниками. Ещё бы всего этого не быть на десятикилометровом пространстве.
В 1933-1934 годах на проспекте появилось знаковое предприятие «Электросила», выпускающее силовые электромашины. Был на проспекте даже Вагоноремонтный завод имени Егорова. Находился он недалеко от метро «Московские ворота». Сейчас даже представить трудно, что туда подгоняли вагоны. Даже следов рельс сейчас не обнаружить.
Вот ещё один любопытный момент: до 1926 года проспект пересекал Лиговский канал, проходящий по всему Лиговскому проспекту. Частенько упоминают, что это была речка Лиговка, возможно и так, но расширенная и продлённая каналом. Поэтому и встречается в истории, как канал.
Создан канал был в 1718-1721 годах по проекту Г.Г. Скорнякова-Писарева. Предназначался он, сейчас даже представить себе трудно – для снабжения столицы питьевой водой и для питания фонтанов Летнего сада. Так что фонтаны питались не только водой из Фонтанки. То, что вода канала питала фонтаны, тоже очень сомнительно. Достаточно было Фонтанки. Хотя, возможно, что с более высокого места вода стекала с большей скоростью и давлением, придавая фонтанам больше силы.
Глубиной канал был до двух метров, а в ширину не более четырёх. Протяжённость канала и реки достигала 23 километра.
Несмотря, на малую глубину, канал использовался и для перевозки грузов. Перевозился, как правило, строительный камень. Тянулись баржи или людьми-бурлаками или лошадьми. И это сегодня себе не представить.
Лиговский канал начинался на юго-западе у реки Дудергофки, ранее называвшейся Лигой. Сама река вытекала из Дудергофского озера. Протекал канал, как уже было сказано по всей Лиговке, пересекал Невский проспект и заканчивался искусственным бассейном на углу Бассейной (ныне Некрасова) улицы и Греческого проспекта. От этого бассейна и были проложены трубы, пересекающие Фонтанку по мосту-акведуку (ныне Пантелеймоновский мост), к фонтанам Летнего сада.
Через канал было перекинуто 36, в основном пешеходных, мостов. Хочется привести названия и расположения нескольких из них.
• Госпитальный мост – располагался примерно в створе Виленского переулка (разобран в 1846 году),
• Песчаный мост – располагался на месте касс БКЗ «Октябрьский»,
• Бассейный мост – в створе Озерного переулка,
• Знаменский мост – в створе Невского проспекта,
• Владимирский мост – располагался в створе Кузнечного переулка,
• Глазовский мост – в створе Разъезжей улицы и Транспортного переулка,
• Воздвиженский мост – располагался в створе улицы Тюшина,
• Шмелёв мост – в створе Курской улицы,
• Расстанный мост – в створе Расстанной улицы.
После наводнения, разрушившего фонтаны, в канале, как-то и потребность отпала, и он начал хиреть и засоряться. В 1892 году бассейн и канал засыпали до Обводного канала. К 1926 году его засыпали и до Международного проспекта и уже в 1969 году его практически засыпали весь до Краснопутиловской улицы. Воду канала пустили в речку Красненькую.
По всей Лиговке, на месте засыпанного канала высадили деревья, образовав аллею, по которой бежали трамваи, где «гулял и, где пропал Лёнька Пантелеев», как в песне поёт А. Розенбаум.
Да, Лиговский проспект действительно долгое время привлекал к себе и воров и бандитов всех мастей. Там скрывался и Лёнька Пантелеев, где и был убит при задержании в нынешней гостинице «Октябрьская» .
Остатки канала можно ещё найти вблизи Балтийской железной дороги, между станциями Ленинский проспект – Дачное. Сюда он дошёл от речки Красненькой и вышел под Ленинским проспектом вдоль железной дороги, где его остатки и можно ещё увидеть. Надо сказать и остатки-то немалые. Сохранилось 11 километров от этого канала и тянется он от Горелова до реки Красненькой и до парка Авиаторов. Служит он сейчас как дренажное сооружение. В парке Авиаторов, он даже освежает ландшафт.
Кстати, парк Авиаторов, расположен на территории бывшего первого военного аэродрома, который использовался и в годы блокады. Использовался он и для испытаний авиационной техники разрабатываемой на, рядом расположенном, предприятии под названием «Техприбор».
Что-то в сторону мы уклонились от проспекта, но в сторону исторически интересную. Вернёмся же на проспект.
На проспекте располагались, да и сейчас там находятся ведущие учебные заведения.
У Фонтанки, Московский проспект, дом 9 находится старинное учебное заведение сейчас, оно называется Университет инженеров путей сообщений.
Это одно из первых в России высшее техническое учебное заведение. До образования высшего учебного заведения это был отдел «по учебной части», позже расширенный и ставший Департаментом водных коммуникаций.
Как железнодорожное учебное заведение Департамента, учебное заведение стало в результате Манифеста от 20 ноября (2 декабря) 1809 года и получило название Институт Корпуса инженеров путей сообщений. Торжественное открытие института состоялось 1(13) ноября 1810 года. Надо заметить, что институт готовил и специалистов водного транспорта. Главной задачей института была подготовка специалистов для строительства на территории России систем сухопутных и водных путей сообщений.
Вначале, при открытии учебное заведение называлось Кадетским корпусом, закрытым полувоенным заведением. Обучение в Корпусе, считая специальное гимназическое, составляло восемь лет. Выпускникам присваивалось звание поручика или подпоручика, в зависимости от показателей и выдавался диплом инженера путей сообщений.
Первым, кто возглавил учебное заведение, был генерал-инспектор Августин Августович Бетанкур, памятник которому сейчас установлен в сквере перед главным зданием.
Далее продвигаясь по проспекту, за Фонтанку, на нечётной стороне находится Артиллерийское училище, сейчас там размещён Константиновский Кадетский корпус, готовящий детей к будущей ратной службе. Корпус тоже имеет свою славную историю.
Начало Артиллерийское училище ведёт с 1807 года, когда при 2-м кадетском корпусе на улице Спасской был создан Волонтёрский корпус. Первым шефом корпуса назначается цесаревич Константин Павлович, тот самый цесаревич, который должен был стать царём, но от этой доли отказавшийся.
В 1808 году корпус переименовали в Дворянский полк, и в 1832 году этот полк был отделён от 2-го кадетского корпуса. С этого момента он становится самостоятельным учебным заведением.
В 1837 году для учебного заведения отстроили новое здание.
7 апреля 1852 года в Дворянском полку было три отделения: артиллерийское, инженерное и Генерального штаба.
17 апреля 1855 года Дворянский корпус переименовали в Константиновский кадетский корпус. Назван корпус в честь первого шефа Константина Павловича.
И только в 1857 году корпус получил своё новое здание. Его разместили в бывшем Павловском кадетском корпусе на Московском проспекте дом 17.
14 мая 1859 года приказом военного министра учебное заведение переименовывается в Константиновское военное училище. Воспитанники стали называться юнкерами, которые носили красные погоны.
До 1863 года Константиновское училище являлось единственным в Российской империи военным училищем. В 1864 году, 8 ноября шефом училища назначается Великий князь Михаил Николаевич, который пребывал в этой должности до своей смерти в 1909 году.
Высочайшим приказом от 30 июля 1914 года шефом назначается цесаревич Алексей Николаевич.
6(19) ноября 1917 года, с приходом к власти большевиков училище расформировывается. Однако преданные присяге многие юнкера отправляются на Дон в Добровольческую армию.
Константиновское училище дало Белому движению наибольшее число участников. На Дон осенью-зимой 1917-1918 годов прибыло около 200 юнкеров. Полк юнкеров хорошо показан в романе М. Булгакова и в фильме Бег.
В 1918 году в здании училища открываются Вторые Петроградские советские артиллерийские курсы РККА. Много раз ещё менялось название учебного заведения, и в 1968 году оно получает название Ленинградское высшее артиллерийское командное училище (ЛВАКУ). В училище существовала и артиллерийская спецшкола, куда принимали после седьмого класса. Спецшкола закрылась при сокращении вооружённых сил так же, как и лётная.
В 1993 году на базе училища был открыт, как уже упоминалось, Санкт-Петербургский кадетский ракетно-артиллерийский корпус.
Далее по правой стороне располагается очень значимое учебное заведение, готовящее инженеров для военной промышленности и до недавнего времени называвшееся Военмех имени Д.Ф. Устинова, когда-то учившегося и окончившего это учебное заведение. Сейчас он носит несколько иное название: Балтийский государственный технический университет. Осталось ли имя бывшего министра обороны – не понятно.
Начинался большой и серьёзный университет с ремесленного училища Цесаревича Николая в 1860 году. Великая княгиня Елена Павловна повелела одной из сестёр оказывать помощь, обращающимся к ней бедным и нуждающимся. Собрав 2500 рублей, открывается приют для бедных детей, которых размещали на Эстляндской улице, позже на 5-й линии Васильевского острова. В приюте обучались общеобразовательными предметами, ремеслу и, для девочек, домашней работой.
В 1875 году учреждается Устав Дома, в Доме создаются два подразделения: ремесленное училище и для девочек рукодельная школа. При Доме находился лазарет и церковь Святителя Николая. Количество учеников насчитывалось до 300 человек.
30 мая 1917 года Временное правительство постановило: преобразовать с 1 октября 1917 года Ремесленное училище Цесаревича Николая в Петроградское техническое училище по специальности машиностроения с созданием при училище подготовительной школы.
После прихода к власти большевиков училище переименовывается в «Первое Петроградское техническое училище».
23 июня 1921 года училище вновь переименовывается с повышением статуса в «Первый Петроградский механический техникум».
И 26 февраля 1932 года приказом № 100 по Народному Комиссариату тяжёлой промышленности СССР за подписью С. Орджоникидзе техникум преобразуется в «Военно-механический институт народного комиссариата тяжёлой промышленности». В институте первоначально создаются два факультета – артиллерийский и боеприпасов. Позже в 1934 году появляется ещё один факультет – морского оружия.
Во время войны многие студенты ушли на фронт, многие направлены на обеспечение Дороги жизни. Оставшиеся были эвакуированы в Пермь, где и продолжал работать Военмех.
За время своего существования БГТУ подготовил более 60.000 специалистов.
Институт в разные времена окончили: бывший министр обороны Д.Ф. Устинов, лётчики-космонавты, Дважды Герои Советского Союза Г.М. Гречко и С.К. Крикалёв, вице-премьер С.Е. Нарышкин, президент РЖД В.И. Якунин.
Сегодня Военмех насчитывает почти 2000 преподавателей и работников учебно-вспомогательного состава и более 5000 студентов.
Вот такое знаменитое учебное заведение находится на нашем Царском тракте – Московском проспекте.
А рядом с Военмехом, напротив, на углу с Загородным проспектом находится ещё одно с большой историей учебное заведение – Технологический институт имени Плеханова (в народеТехноложка).
Давайте заглянем в его историю.
Санкт-Петербургский практический технологический институт был создан по Указу императора Николая I от 28 ноября (10 декабря) 1828 года. С предложением открыть такое учебное заведение к Николаю I обратился министр финансов Е.Ф. Канкрин.
В Положении института утверждённым императором говорилось: «Цель Практического Технологического института есть та, чтобы приготовить людей, имеющих достаточные теоретические и практические познания для управления фабриками или отдельными частями оных».
Воспитанников набирали по представительству городских дум разных губерний: «из детей купцов 3-й гильдии, мещан, цеховых и разночинцев, преимущественно из сирот и недостаточных больших семейств». Выпускники, в зависимости от успехов и поведения, получали звания: «ученых мастеров» и «мастеров». Лишь значительно позднее, в 1849 году, эти наименования были заменены на «инженер-технолог» и «технолог-практикант».
В институте для обучения и практики были созданы: химическая лаборатория, мастерские для изготовления и починки различных машин, кузнечную, слесарную, токарную, столярную, литейную мастерские, красильню, мастерскую для резанья и составления форм, а так же была приобретена небольшая паровая машина.
В институте поначалу обучалось 132 воспитанника. Принимались студенты и на платное обучение.
1 января 1834 года при Технологическом институте учреждается Горная техническая школа, готовившая горных механиков для новоучрежденного Корпуса горных инженеров. Горная школа существовала при институте до 1862 года. Она положила начало Горному институту.
Воспитанники носили форму, так как учебное заведение было закрытого типа: двубортные тёмно-зелёные куртки со светло зелёным кантом. На куртках имелось 12 плоских медных пуговиц по бортам и 6 меньшего размера на обшлагах. Головной убор – зелёная фуражка с козырьком, так же со светло-зелёным кантом. Брюки суконные серого цвета, летом белые.
Вот такие нарядные воспитанники встречались в городе. В 1930 г. состоялась реорганизация высшей школы, и институт объединил многие химические факультеты и кафедры других вузов и стал называться — Ленинградский Краснознаменный химико-технологический институт.
В годы Великой Отечественной войны сотрудники, ученые продолжали работу в мастерских института, создавая изделия для фронта и города. В мастерских изготовляли противопехотные мины, порошок для мембран телефонов, тлеющие спич¬ки, разрабатывали технологию топлива, производили эфир для наркоза, порошковое железо. Технологический институт в разное время окончили такие известные академики, как Д.И. Менделеев, А.Е. Фаворский, С.В. Лебедев, В.К. Зворыкин, А.Ф. Иоффе. Вот ещё одно славное учебное заведение находится на проспекте. Далее в те времена города практически не было. Он медленно продвигался к заставе, находящейся у нынешних Московских Триумфальных ворот. И учебных заведений в той части не было. В 1990-е годы создали у станции метро «Московские ворота» Государственный экономический институт. Да, были такие годы, когда всем захотелось стать бухгалтерами с открытием Совместных предприятий и других частных, где платили больше чем на государственной службе. Понадобилось и большее количество юристов, чтобы защищать частных предпринимателей. Вот и начали открываться всевозможные институты. Давайте теперь посмотрим, чем украшен Московский проспект, какие памятники находятся на нём. И начать можно с уже упомянутых верстовых столбов, которые смотрятся, как памятники. Основным и наиболее старинным является памятник скульптора Б.И. Орловского и архитектора В.П. Стасова – это Московские Триумфальные ворота, когда-то разобранные, но в 50-е годы восстановленные Поставлены Московские ворота на месте бывшей заставы и как положено со шлагбаумом. Когда-то на заставе проверяли документы и взимали сборы. До сих пор присутствие заставы находит отражение в названиях улиц: ближайшая к воротам улица – ЗаставскаяВ память о заставе, в сквере рядом со станцией метро «Московские ворота» установлен ещё один небольшой, но симпатичный памятник. Инициатором строительства Московских ворот был Николай I. Император распорядился о такой необходимости после того, как было успешно подавлено восстания Речи Посполитой и завершены военные кампании с Турцией и Персидским царством (русско-турецкая война 1828-1829 годов). Далее, прогулявшись по проспекту, посмотрим, какие ещё памятники украшают его. Перед Технологическим институтом стоит памятник Г.В. Плеханову, открытый в 1925 году. Его создателями являются скульпторы И.Я. Гинцбург и М.Я. Харламов, архитектор Я.Г. Гиверц. Во дворе института, к сожалению, мало, кто может увидеть, стоит памятник Д.И. Менделееву, открытый в 1928 году. Скульптор М.Г. Манизер. Стоит памятник Д.И. Менделееву и напротив института, по другую сторону проспекта, там, где красуется и Периодическая таблица Менделеева. Скульптор И.Я Гинцбург. Открыт памятник в 1932 году. В сквере Университета инженеров железнодорожного транспорта поставлен 24 июня 2003 года памятник – бюст Бетанкура, скульптора В.Э. Горевого, архитекторов Никитина и Попова. В сквере у Московских ворот установлен бюст М.А. Милорадовичу созданный скульптором А. Чаркиным. Напротив Парка Победы, сидит и задумчиво смотрит на Жукова, стоящего на главной аллее – Н.Г. Чернышевский. Почему там поставлен не известно. Ничто не связывало писателя-демократа с этим заболоченным полем когда-то здесь простиравшимся. Открыт памятник 2 февраля 1947 года. Скульптор академик В.В. Лишев, архитектор В.И. Яковлев. Во всяком случае, памятник установлен в симпатичном месте и ни у кого не возникает мысли, почему именно здесь. На Московской площади скульптором М.К. Аникушиным в 1970 году установлен, уже упомянутый памятник Ленину. На площади Победы, уже об этом рассказывалось, так же скульптором М.К. Аникушиным и архитекторами С.Б. Сперанским и В.А. Каменским, установлен внушительный памятник с подземным музеем Героическим защитникам Ленинграда. Много памятников установлено и в Парке Победы. На главной аллее установлены бюсты Дважды Героев Советского Союза и Дважды Героев Социалистического труда. В центре памятник Г.К. Жукову, скульптора Неймана. Некоторые бюсты созданы так же Аникушиным. Несколько памятников, скульптора М.Г. Манизера стоят в разных уголках парка – это памятник Зое Космодемьянской, Александру Матросову, памятник Встречи воинов с партизанами и повтор французского памятника Девушка останавливающая поезд, окрасив белый платок своей кровью. Недавно появилась вагонетка для подачи кирпича в печи, в довоенное время, и людей, не дошедших до цели, найденных на улицах города во время блокады. В конце 1990-х годов в парке установили, необычный по тем временам памятник – беседку с установленной внутри урной в виде кубка. И уже в двухтысячных годах рядом с поклонным крестом воздвигли то, что всегда на Руси ставилось, в честь побед или для памяти – церковь: «Всех святых в земле русской просиявших». К числу памятников можно отнести и Воскресенский Новодевичий монастырь с Новодевечьем кладбищем, на котором покоятся известные люди, такие как Н.А. Некрасов, художник М.А. Врубель, адмирал Н.О. Эссен и много других исторических личностей. Сам монастырь после 1917 года был превращён в обычный дом, в котором размещались различные учреждения. Все колокольни, купола и маковки были снесены. И только в двухтысячных годах монастырь вновь засиял и поместил в свои стены монашенок. Собор Казанской Божьей матери, стоящий внутри и с проспекта почти не виден, построен в Византийском стиле. Он восхищает и снаружи, и внутри, своей не совсем обычной, архитектурой. Впечатляюще смотрится монастырь и со стороны Московского проспекта. Ансамбль вызывает гордость за сегодняшних реставраторов, которые, казалось бы, совершили невероятное – восстановили всё, как когда-то и было.
Кроме памятников на проспекте необходимо отметить и значимые строения. Хочется обратить внимание на некоторые, ставшие уже историческими здания. Напротив Новодевичьего монастыря сохранено здание завода, прекрасной промышленной архитектуры. Строение напоминает старинный замок. Выделяется на проспекте здание «Союз пушнина». Нельзя не отметить и здание в стиле конструктивизма, архитекторов И.И. Фомина, В.Г. Дугулемова, Б.М. Серебровского – бывший Райсовет, ныне Администрация Московского района. Выделяется и строение в стиле конструктивизма, бывший Дом культуры Ильича, архитектора Н.Ф. Дымкова. К сталинскому неоклассицизму можно отнести и бывший Фрунзенский универмаг, который в начале двухтысячных пытались снести, но петербуржцы отстояли этот памятник сталинской эпохи. Правда, что там разместить долго не могли придумать. Сейчас разместили, какой-то Бизнес-центр под названием «Сенатор». Построено здание в 1938 году автором является не один архитектор, как бывало раньше, а целый коллектив архитекторов: Е.И. Катонин, Л.С. Катонин, Е.М. Соколов и К.Л. Иогансен.
На Московской площади за памятником Ленину возвышается, уже упоминающийся дом-глыба, строящийся для Ленсовета. Архитектор – академик Н.А. Троцкий Проскочили мы до Дома Советов, пропустив, тоже значимое здание, под названием Московская высотка, стоящим у Парка Победы на углу с Басейной улицей. Здание действительно напоминает московские сталинские высотные дома. В народе его прозвали Генеральский дом. И без этой высотки теперь не представить себе Московский проспект. Архитекторы этого дома: Г.А. Симонов, Б.Р. Рубаненко, В.С. Васильков. Надстройка дома в виде башни со шпилём принадлежит архитектору О.И. Гурьеву. По другую сторону высотки, напротив станции метро «Парк Победы», в двухтысячных годах достроили, лет 20 стоящий долгострой – Государственную национальную библиотеку. Строение получилось интересным, напоминающим, что-то старинное. Архитекторы: Щербин Владимир Николаевич, Варшавская Лидия Константиновна. Фасад здания украшают десять скульптур, придающие старинность зданию. В дали по нечётной стороне иногда выглядывает высотный новострой в виде параллелепипедов безликих, стиль которых пока не определили. Думаю всяким стекляшка вполне бы подошло название стиля – Дебилизированный примитивизм. Вот мы и познакомились с интересным, с большой историей, Московским проспектом. В итоге хочется привести несколько слов из туристических справочников: «Московский проспект соединяет два важных для города объекта культуры: площадь Победы и Сенную площадь. Полностью проспект можно пройти прогулочным шагом за 3,5 часа и полюбоваться на архитектуру Санкт-Петербурга, принадлежащую к различным эпохам. Если идти к центру от окраин, то можно заметить резкую смену стилей. Отсчет номеров домов на проспекте начинается с Сенной площади, но если вы хотите получить максимум впечатлений от прогулки по проспекту, то свое путешествие стоит начать от Площади Победы. Во-первых, вы постепенно будете погружаться из современного мира в эпоху 18-го века. Во-вторых, вы сможете выйти в исторический центр города и продолжить свою экскурсию уже там». Пройти пешком не пробовал – далековато. А вот на автобусе № 50, для ленивых, можно проехать от площади до площади по всему проспекту. Да и на третьем автобусе можно проехать до Лиговского проспекта и вдоль по Лиговке и бывшему каналу через весь прекрасный центр и встретиться с пятидесятым автобусом на Театральной площади. Вот таков наш Царский тракт, или Царская перспектива, превратившаяся, как в сказке, из Гадкого утёнка в прекрасного Лебедя – Московский проспект.
Свидетельство о публикации №217110600096