Воевавшее Заполярье Глава 2. Трагедия в Карском мо

 Предыдущая страница: http://proza.ru/2017/11/07/1022
 


     История донесла до наших дней и сохранила в памяти народной немало примеров подлинного героизма моряков-северян, их подвигов и побед. Но мы должны также знать и помнить и трагические эпизоды войны. Один из них - гибель в 1944 году транспортного судна «Марина Раскова» и двух эскортных кораблей из конвоя БД-5 (пятого похода по трассе Белое море - Диксон). Это была самая крупная наша потеря в годы Великой Отечественной войны в Арктике. А произошла она неподалёку от острова Белый; который ныне также относится к муниципальному образованию Ямальский район.
       Арктическая навигация в 1944 году началась успешно. Из Белого моря в Карское были благополучно переведены ледоколы. Без потерь прошли под конвоем кораблей Беломорской военной флотилии по трассе Севморпути и первые транспортные суда.
       8 августа 1944 года из Северодвинска вышел конвой БД-5 в составе транспортного судна «Марина Раскова» и трёх кораблей эскорта - тральщиков Т-114, Т-116 и Т-118. Судну предстояло доставить груз и пассажиров на остров Диксон и в другие арктические порты. В трюмах транспорта находилось более шести тысяч тонн генерального груза: продовольствие, оборудование для арктических строек, техническое имущество. В каютах и твиндеке разместились более трёхсот пятидесяти пассажиров, направлявшихся на полярные станции для смены зимовщиков и на Нордвикстрой. Многие полярники и строители собрались в Арктику семьями, и потому среди пассажиров находилось сто шестнадцать женщин и более двадцати детей.
       Команда «Марины Расковой» состояла из пятидесяти одного человека. А командовал судном капитан Северного морского пароходства В.А. Демидов.
       Эскортные корабли обладали хорошими по тому времени гидроакустическими средствами обнаружения и противолодочным вооружением. Возглавлял конвой командир бригады траления капитан 1-го ранга А.З. Шмелёв, уже немолодой моряк, служивший на Северном флоте с самого начала войны.
       К исходу суток 10 августа «Марина Раскова», сопровождаемая тральщиками, подошла к западному входу в пролив Югорский Шар. Войдя в Карское море, конвой БД-5 направился на северо-восток, в обход острова Белый. Ещё в ночь на 11 августа радисты на эскортных кораблях приняли радиограмму об обнаружении в бухте Полынья вражеской подводной лодки. К полудню 12 августа поступило новое оповещение о немецкой субмарине. Учтя это, капитан Шмелёв решил держаться ближе к острову Белый, где небольшие глубины затрудняли действия подводных лодок. Вечером того же дня, когда БД-5 находился в шестидесяти милях от западного побережья острова Белый, глухой подводный взрыв неожиданно потряс «Марину Раскову». Судно остановилось, немного накренившись на правый борт, а его верхняя палуба быстро заполнилась перепуганными людьми...
       Флагманский тральщик находился в двух кабельтовых от «Марины Расковой», и в этот момент прогремел подводный взрыв уже у его кормы. Как и первый удар, он тоже был похож на взрыв неконтактной мины, а вражеской подлодки при этом запеленговать никто не сумел. Повреждения были серьёзными: пробило корпус, вышла из строя машина. В темноте заливаемые потоками ледяной воды моряки пытались исправить повреждения, спасти корабль, но уже через пятнадцать минут он начал погружаться в море.
       Чтобы спастись, использовали уцелевшие плавательные средства, на надувной понтон перенесли раненых. Тем временем тральщик Т-114 приблизился к «Марине Расковой». На судно эскорта в первую очередь перевозили женщин и детей. Одновременно помогали морякам с уже ушедшего под воду флагманского тральщика. К полуночи только на Т-114 было перевезено сто сорок четыре человека. И теперь на этом небольшом корабле помимо экипажа находилось свыше двухсот эвакуированных с транспортного судна и спасённых с тральщика Т-118. Моряки на тральщике Т-116 вновь услышали мощный взрыв и увидели, как на месте ещё секунду назад стоявшего вдалеке Т-114 взметнулся высокий столб воды. Когда он опал, на поверхности моря виднелись лишь нос и рубка, оторванная корма затонула мгновенно. Через четыре минуты остатки корабля тоже скрылись под водой.
       К месту гибели судна поспешил катер с единственного из оставшихся тральщиков, но удалось спасти лишь двадцать шесть человек. Тем временем капитан Т-116 приказал не дожидаться возвращения спасённых, а уходить на базу. Делал он это для того, чтобы обезопасить свой корабль от новых нападений подводного врага.
       После ухода тральщика Т-116 неподалёку от полузатонувшей «Марины Расковой» на трёх вельботах, кунгасе и нескольких шлюпках остались сто двадцать три человека. Волнение моря усиливалось, среди волн судёнышки быстро потеряли друг друга из вида. Катер тральщика Т-114, наполненный людьми, направился на восток – к острову Белый. На третьи сутки в густом тумане маленькое судно неожиданно коснулось дна. По мелководью моряки вышли на небольшой песчаный островок, в центре которого стоял деревянный навигационный знак. Выяснилось, что катер подошёл к северо-западной оконечности полуострова Ямал. От острова Белый его отделял пролив Малыгина. Местность была безлюдной. Надеясь на встречу с ненцами, иногда ведущими промысел в этих местах, десять человек отправились на берег. Восемнадцать осталось на катере. Через несколько часов томительного ожидания над ним появился гидросамолёт…
       Трагичной оказалась судьба людей, попавших на кунгас. В большинстве это были пассажиры с транспорта, никогда не бывавшие в море. Многие страдали от качки и тяжёлой простуды. Потом люди стали умирать. Изначально на нём было восемьдесят пять человек. К концу шестых суток дрейфа число умерших достигло двадцати пяти человек. Число умирающих увеличивалось с каждым днём. Оставшиеся в живых уже не имели сил опускать трупы в море и вычерпывать воду. В таком положении и нашёл их экипаж одного из гидросамолётов.
       Известие о разыгравшейся трагедии подняло среди ночи командование флота и штаб морских операций Главсевморпути, направивших в район гибели корабли и самолёты, но нелётная погода и туман смешали планы. Лишь 15 августа туда вернулся тральщик Т-116, но никого не нашёл, а 17 августа удалось обнаружить лодку с 18 людьми, которых быстро эвакуировали. Замеченным в море другим шлюпкам были сброшены с самолёта продукты и тёплая одежда. Последнюю группу живых (сидевших в кунгасе на трупах друзей и родных) отыскал 23 августа лётчик полярной авиации Матвей Козлов: поскольку поднять в воздух всех найденных пассажиров оказалось невозможно, он 60 миль в течение 12 часов рулил на гидросамолёте до берега, но вывез всех. Всего было спасено 256 человек из 618, находившихся в караване: холодные воды Ледовитого океана и фашистские стервятники сняли свой «урожай», а сама трагедия у острова Белый наглядно показала, насколько трудно было противопоставить внезапным нападениям врага эффективную оборону даже на заключительном этапе войны, а транспорту надёжную противолодочную защиту.

* * *

       25 августа правительство Финляндии, поняв бесперспективность ситуации и признав непобедимость советского народа, объявило о начале переговоров по перемирию, спустя 10 дней выйдя из войны. Фашистам лапландскую группировку пришлось спешно эвакуировать (ныне в Лапландии базируется только Санта Клаус), а в Норвегии - сворачивать форпосты - Krieqsmarine ушли из северных широт.
       Всего же за четыре навигации по трассе Северного морского пути из Тихого океана в Баренцево море было проведено 199 советских и иностранных транспортов с военными грузами. В арктические порты было перевезено в общей сложности 7 953 000 тонн грузов и 14 369 пассажиров.
       Лишь 5 июня 1945 года в советском секторе Арктики была отменена система конвоев; началось возвращение пароходствам и ведомствам судов мобилизованных в состав Северного флота. В арктических водах велось разминирование, хотя ещё несколько месяцев после окончания войны плавания гражданских судов в Карском море и Обской губе были разрешены только по установленным фарватерам.
       В целом же опыт, извлечённый из военных событий на морских коммуникациях западного сектора Арктики, имел важные последствия для дальнейшего развития Ямало-Ненецкого округа. С конца 1949 года значение округа уже осмысливается не только в экономических, но и в геостратегических категориях - с ясным осознанием того, что север Ямала имеет «стратегическое значение как часть северной границы нашей страны». Война показала стратегическую уязвимость арктического побережья России, трудность его защиты при недостаточном развитии здесь транспортной и военной инфраструктуры. В условиях начинавшейся «холодной войны» это стало одной из сильнейших мотиваций для разработки проектов создания военно-морского порта в Обской губе (в районе мыса Каменный) и прокладки полярной железной дороги.
       В память о гибели каравана и конвоя БД-5 22 июня 2009 года, по инициативе краеведов, в Салехарде на площади Победы у Вечного огня установлена мемориальная доска, а в октябре того же года на острове Белый поставлен знак в память о том трагическом событии, объявлена Всероссийская акция «Карская экспедиция», в рамках которой уже выявлено более 100 фамилий пассажиров торпедированного немецкой субмариной транспорта «Марина Раскова». Живы и некоторые из спасённых.



Продолжение: http://proza.ru/2017/11/07/1167


      


Рецензии
Я прочитала рассказ и нахожусь под впечатлением от ужасной трагедии в Карском море. Страшно представить,как все это было,какая страшная смерть уготована была множеству людей действиями фашистов.
Царствия небесного всем этим страдальцам, мы должны всех помнить,только светлая память о них будет им наградой и большое спасибо Вам за память и рассказ о трагических событиях в Карском море.

Всего доброго Вам.

С уважением и теплом.

Любовь Арестова   29.03.2022 09:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Любовь. Я переживал те же чувства когда знакомился с этой историей в архивах Ямала.

Сергей Пудов   29.03.2022 16:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.