У заставы Ильича

О последних временах СССР, точнее, о временах, начиная приблизительно с середины 1960-х годов, всплывают все более неприглядные подробности, заставляющие по-новому перечитать таких писателей и драматургов как Кочетов, Шукшин, Вампилов, Шпаликов. Они, каждый по-своему, предупреждали, какого рода человек формируется системой, кто начинает править бал в стране. Но этим критическим идеям не дали хода, а упомянутые творцы умерли в первой половине 70-х, причем некоторые – при довольно темных обстоятельствах. Сдача революции и распродажа ее наследства стала политикой верхов. Власть подмигивала народу в таких фильмах как «Берегись автомобиля», «Кавказская пленница», «12 стульев» и т.п. – создавала социальную опору грядущей перестройки, омещанивала население, учила кого надо «хорошей жизни», выставляя дураками советскую прокоммунистическую интеллигенцию в лице шутовских «шуриков». Героями эпохи на низовом уровне пытались сделать персонажей Миронова, Вицина, Моргунова и т.п. - хороших актеров в плохом спектакле власти. Разительно это расходилось с героикой более ранних фильмов («9 дней одного года»), там были совсем другие акценты, из которых могло взойти совсем другое общество, хотя перемены и критическое переосмысление сталинщины, конечно, были необходимы.

Верхи СССР позорно сдали космическую гонку и сделали это так, что всем стало ясно: социализм проиграл историческое соревнование с капитализмом. Тем самым была обесценена работа поколений советских инженеров и ученых, подписан приговор коммунистической перспективе. Было ли это результатом преступного сговора советских вождей с «мировым капиталом»? Кто ответит за слезы простых советских учителей, которые не только по указке сверху, но и по велению сердца учили детей преимуществам социализма? Почему ложь с одной стороны и конспирология с другой стали мерилом отношений власти и общества?

А, может, так и надо было - уничтожить советский строй как воплощение ложных идей? Если так, то почему нельзя было честно обратиться к советскому народу, развить дискуссию, подготовить почву и создать всем равные условия перехода, а не бросить, обучив из-под палки коммунизму и коллективизму, в апокалипсис 90-х?

Примерно до начала 2000-х годов я был уверен, что американцы чисто выиграли – за счет технологического превосходства системы, возможностей концентрации капитала и человеческих ресурсов. Но вскрываются все новые факты, и граница истины и лжи все более размывается. Если в 2017 г. в ТВ-программе «Постскриптум» сенатор России настойчиво и не без успеха продвигает идею о фальсификации высадки американцев на Луну, то это уже прямое обвинение советской верхушке конца 60-х – начала 70-х в преступном сговоре против советского народа и завоеваний революции. Молчание верховной власти России, правоприемницы СССР, на этом фоне выглядит не очень красиво, но рано или поздно высказаться придется. Какие-то извинения бы надо принести от лица и тех прежних советских вождей, которые уже не могут говорить с нами непосредственно.

Мы зачитывались «Детьми Арбата» и другими произведениями, выброшенными на страницы журналов в конце 80-х с критикой Сталина и злоупотреблений системы. Почему нынешние журналы молчат о еще более вопиющих преступлениях двуличных прорабов перестройки и их предтеч, приведших в 90-е годы к геноциду советского народа? Правда все равно выплывет наружу, а если она прорвется через голову власть придержащих, то может унести их в революционном потоке в небытие, как уже случилось с правящей верхушкой России 100 лет назад.

Можно было бы снять сиквел фильма «Застава Ильича» с тем же названием, теми же акцентами – и почти с теми же актерами, молодыми и начинающими талантами в начале 60-х и глубокими стариками в наши дни. Кое-кто сделал громкую карьеру и все еще на виду: они могли бы сыграть сами себя, в сущности, они мало и изменились. Разве что пафоса стало меньше – и это хорошо. Выяснилось, что только ветераны В.О.В., отстоявшие своей кровью «заставу», а вовсе даже не, например, «космонавты –чудо всей земли», за редким исключением, остались незыблемыми носителями правды, их память по-прежнему собирает миллионные бессмертные полки и дает опору сознанию в современной борьбе идей.


Рецензии
"И, чьи мы дочки и сыны
Во тьме глухих годин,
Того народа, той страны
Не стало в миг один.
При нас космический костёр
Беспомощно потух.
Мы просвистали свой простор,
Проматерили дух.
К нам обернулась бездной высь,
И меркнет Божий свет…
Мы в той отчизне родили́сь,
Которой больше нет.
(Б.А. Чичибабин, "Плач по утраченной родине", 1992).

Это и были мы все, и это было всё при нас. Плачь, не плачь, а "прошлому возврата больше нет", "Заставе Ильича" в том числе.

Анатолий Ефремов   09.11.2017 02:18     Заявить о нарушении
Жизнь все (и всех) расставит.

Петр Лебедев   09.11.2017 06:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.