Освоение Севера Глава 2. Поспешность И. В. Сталина

Предыдущий рассказ: http://proza.ru/2019/04/26/847       

       В 1944 году ученые экономического отделения Арктического научно-исследовательского института составили доклад «Перспективы деятельности Главсевморпути в 1944 году». В нем особо подчеркивалась необходимость скорейшего создания в одном из районов полярного побережья Сибири крупной промежуточной базы морских коммуникаций (порта), опирающейся на сеть действующих железнодорожных сообщений. Другим немаловажным мотивом начала строительства были пиратские рейды фашистского линкора «Адмирал Шеер» и подводного флота фашистской Германии в Карском море и в районе Обской губы в 1942–1944 годах, показавшие незащищенность арктического побережья Сибири.
       4 февраля 1947 года Совет Министров СССР принял постановление «О производстве проектно-изыскательских работ по выбору для строительства порта, судоремонтного завода в районах Обской губы и железной дороги от Северо-Печорской магистрали до порта». Изыскательские работы по железной дороге предписано было начать немедленно и проводить за счет МВД, порта – за счет Главсевморпути (ГСМП). Окончить их было намечено к 1 августа 1947 года.
       17 февраля 1947 года была организована Северная проектно-изыскательская экспедиция, а первая группа изыскателей вылетела специальным авиарейсом в район Мыса Каменного уже через трое суток после принятия решения о производстве проектно-изыскательских работ. В таком же срочном порядке формировались и отправлялись туда отряды изыскателей и проектировщиков.
       В марте, создав опорные базы в Воркуте, Салехарде и Новом Порту, приступили к полевым работам, которые предстояло провести в наименее исследованных районах Заполярья.
       Совет Министров СССР 22 апреля 1947 года принял постановление, в котором обязал МВД немедленно приступить к строительству крупного морского порта на Мысе Каменный, судоремонтного завода и жилого поселка, а также начать строительство железной дороги от Печерской магистрали к порту.
       Идея строительства принадлежит самому Сталину: «Надо браться за Север, с Севера Сибирь ничем не прикрыта, а политическая ситуация очень опасная». Строительство было поручено вести Главному управлению лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС), входившего в систему ГУЛАГа. Основной рабочей силой были заключенные и ссыльные. Вольнонаемные составляли незначительное число и занимали в основном руководящие должности.
       Строители двигались навстречу друг другу: с севера на юг и с юга на север. Коротким заполярным летом лихтеры и пароходы тянулись вниз по Обской губе к будущим станциям Новый Порт и Мыс Каменный, забрасывая  вперёд людей, уголь, продовольствие, лесоматериалы, паровозы, горючее для двигателей, инструменты и оборудование впрок для будущего строительства. На левом берегу Обской губы строились землянки под учреждения и квартиры начальников, холодные приземистые бараки для заключенных, шла разгрузка стройматериалов.
       За 1947-1949 года в районе будущего порта заключенные соорудили из лиственницы пятикилометровый пирс, складские помещения. Островным порядком шло освоение трассы в районе ст. Песчаный мыс на 426 км (пос. Яр-Сале).
       К концу 1947 года выяснилось, что для возведения порта потребуется огромное количество строительных материалов, отсутствовавших поблизости. Гидрографические исследования акватории будущего порта и подходов к нему со стороны Карского моря показали, что потребуются большие работы по углублению дна, которые не обеспечат  все же глубин, достаточных для крупных океанских кораблей. Первый лихтер, прибывший к Мысу Каменному с открытием навигации в 1947 года, из-за мелководья не смог подойти к берегу ближе, чем на 2-3 километра. И все же, к концу июля на Мысе возник первый строительный городок и развернулась подготовка к приему следующих эшелонов строительных подразделений и техники.
       Строителям не суждено было дотянуть трассу к Мысу Каменному. В 1948 году проектно-изыскательская экспедиция обнаружила роковую ошибку в кремлевском проекте. Выяснилось неприятное для сталинского руководства обстоятельство, что район Мыса Каменного не пригоден для расположения крупного морского порта: глубина  этой части Обской губы не превышает 5 метров, а возле берегов – полутора метров. После этого запоздалого “открытия” строителям оставалось либо углублять до 10 метров дно огромных пространств Обской губы, либо прекратить строительство дороги к Мысу Каменному. 29  января 1949 года  Совет Министров СССР, не считаясь с уже произведенными затратами по строительству почти половины трассы, постановил прекратить работы. До эксплуатации к этому моменту оказался доведен лишь короткий участок Чум-Лабытнанги, который соединял железнодорожную сеть европейской части страны с устьем реки Обь.
       Несмотря на эту чудовищную хозяйственную ошибку, обошедшуюся в копеечку народному хозяйству страны, Политбюро не отказалось от своей затеи сооружения гигантского порта в северных морях. Тем же январским постановлением местоположение  порта перенесли в еще более далекие восточные края – в низовья реки Енисей. Новую железную дорогу приказано было тянуть теперь вдоль полярного круга на восток, 1300 километров по просторам Западно-Сибирской низменности от города Салехарда, стоящего на правом берегу Оби напротив  поселка Лабытнанги, к поселку Ермаково, стоящему на левом берегу реки Енисей, и затем к городу Игарка на правом его берегу.

       Морской порт на Мысе Каменном не построили и железную дорогу к нему не подвели. Десятки миллионов рублей, отнятых у народа, брошены на ветер. Загублены десятки тысяч жизней строителей – заключенных, рабов страны Советов.
       Кто виноват в просчетах стройки века? Вождь? Что вы! А кто? И вспомнили И.Н. Иванова. Это он подвел И.В. Сталина! Перепутал Пай-Сале – Кривой мыс, с Пэ-Саля –Каменный мыс. На него и списали все издержки.
       На восточном побережье полуострова Ямал И.Н. Иванов обследовал и описал песчаную косу, уходящую в Обскую губу. В своем дневнике в 1828 году он дал ей название Каменный Мыс. Почему песчаной косе выпала честь назваться каменной? Ни у кого и никогда не возникло бы желание выяснять причину столь необычного названия, несвойственного местности, если бы не диктаторская поспешность товарища Сталина.


Мыс Каменный
       Лет через двадцать после сталинской стройки порта на Мысе Каменном я, в числе немногочисленных жителей, поселка встречал прибывших на теплоходе «Калашников» пассажиров. Как и повсюду. по своему маршруту, кроме Салехарда, «Калашников» не может подойти к причалу: остановился на рейде километрах в двух-трех от берега. По Губе гуляла довольно высокая волна. Шлюпка с пассажирами не могла оторваться от борта теплохода, её било о причальный брус, под которым она оказалась.
       Команда «Калашникова» встревоженно глядела на попытки матросов оттолкнуться от борта, но ничем не могла помочь. Матросы налегли на вёсла, продвинулись на несколько метров, но следующая волна вновь швырнула шлюпку к теплоходу. И так повторялось несколько раз, пока, наконец, старпому не удалось завести двигатель.
       В шлюпке шестеро. Старпом, с ним два матроса, две женщины и мальчик. Одна возвращается из отпуска, проведенного где-то на юге. Она  держится спокойно, уверенно, не ойкает, не зажмуривает глаз, видя очередную волну летящую навстречу. Вторая – маленькая испуганная девушка. Она окончила в Салехарде зооветеринарный техникум и теперь едет зоотехником к ямальским оленеводам. Лицо девчонки побледнело, но губы застыли в улыбке. Она то и дело поправляет пробковый пояс, точно желая убедиться: здесь ли он...
       До берега не дотянули метров сто-двести – на воде трудно определить расстояние – мелко. Под килём шлюпки скрипит песок. Но на берегу уже знают, как принять пассажирок. Завели гусеничный трактор, подцепили к нему плоскодонный катерок и двинулись навстречу. Трактор, попыхивая синим дымком, вполз в воду так, что  волны захлестывали его почти до половины. Трактору это не нравилось, он чихал, фыркал, потом рассердившись, вдруг развернулся и отправился к берегу, оставив катерок на произвол судьбы. Катерок запрыгал, зарыскал по волнам, несколько раз «кашлянул» – и замолк. Его стало относить к берегу.
       – Н-да, положеньице, – сквозь зубы протянул старпом, с трудом удерживая шлюпку, чтобы она  не села на мель и чтобы её не отнесло в губу. – Придется купаться, парни.
       Оба матроса, будто только и ждали этих слов, тот час же спрыгнули в воду, дружно ухнули от обжигающего холода, взяли на плечи женщин и зашагали по грудь в воде к берегу. Волны набегали сзади, окатывая с головой и носильщиков, и их живой груз. Затем парни вернулись: один принес на берег вещи, другой – мальчика.
       Только поглядеть на ребят – и то сразу мурашки шли по коже, словно сам побывал в ледяной воде. У них зуб на зуб не попадал, лица посинели. А предстояло еще не менее тридцати минут идти к теплоходу, поднимать шлюпку на тали. И это при пронизывающем ветре!
       Понятно, что нельзя было обойтись без “добровольно-принудительного купания”. Ведь не входит же в обязанности матросов переносить на собственных плечах пассажиров и грузы в воде. Но мы должны учитывать специфику Севера. Пассажирское движение здесь не очень оживленное, порты пока не оборудованы как следует, Губа мелкая. И нам таким же манерам  придется высаживаться, если на берегу катер забарахлит, как сейчас.
       – Что женщин, и здоровенных ребят – геофизиков, и закалённых полярников приходится матросам носить на берег. Мы-то, – говорят дома, на теплоходе, в тепле. Обогреемся, положенную после купания порцию спирта хватим и порядок. А пассажиру еще десятки километров от места высадки до дома добираться. Как он, в мокрой – то одежде? Здесь не среднерусская полоса, где на каждом шагу деревня – заходи, обогрейся. Здесь – тундра, этим всё сказано…
       И здесь, на мелководье, "вождь народа" собирался разместить базу подводных лодок.

Продолжение: http://proza.ru/2019/04/26/846


Рецензии
Север освоили!!!

Григорий Аванесов   25.11.2020 10:10     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.