Интернат... 1-я часть

(из цикла "Почти дневники...")


Не секрет, что все мы родом из детства!
Всё, что было  заложено в нас родителями, окружающими людьми и сложившимися обстоятельствами, навсегда останется в каждом, хотим мы этого, или нет!...
 
С первого по восьмой классы я жила в интернате.
Долгие восемь лет училась там, получала воспитание вместе с другими ребятами  имена и фамилии которых я помню по сей день.
Период жизни в интернате, вместе с негативным оттенком пребывания там, до сих пор  живёт в моей памяти...
Давно я собиралась написать об интернате... - о своем доме и не доме, о существовании в коллективе, куда семилетней сдала  меня мама.
 
По окончании восьмилетки, живя дома, я долго еще не могла сопоставить себя вне его стен... - вспоминая что либо, неизменно начинала с фразы: - "А вот у нас в интернате!...". Мама не позволяла мне закончить мысль, объясняя, как больно ей слышать истории о моём пребывании там.
- Невозможно выбросить из своей жизни восемь лет... - отвечала я маме всегда одинаково  и она, как правило, обижалась.
 
Два года назад мы встретились с подругой детства и юности, Людмилой, которая как и я, провела в интернате восемь лет.
Двадцать пять лет мы не виделись с нею и встретившись, - ночь напролет, тепло вспоминали наших учителей и одноклассников. 
Неожиданно для себя самой я осознала, как много сделал  для нас интернат!...
Была бы жива мама...- теперь, я непременно поблагодарила бы её за то, что она отдала меня туда!

******************

Итак, первое впечатление от интерната — это темное время суток, скорее всего, раннее утро.
Меня несет на руках отчим, я мерзну, потому что несколько минут назад была еще в теплой постели, дома. 
Рядом с отчимом идет мама, - она поглаживает меня по ноге, а я крепко сжимаю в руках жестяную баночку с леденцами монпансье, а один леденец, уже вкусно тает у меня во рту.

Видимо мы припозднились... - недовольная воспитательница выговаривает что-то маме с отчимом и они, поцеловав меня на прощание, уходят.
Комната, где меня оставили родители, полна детей, - кто-то плачет, кто-то толкается, кто-то дерется.
Воспитательница ставит детей по росту в одну шеренгу, однако я, почему-то стою перед выстроившимися детьми и мне, страшно... 
Ко всему прочему, воспитательница забирает у меня баночку с леденцами и со словами: "Теперь, ты будешь жить в коллективе, а с коллективом нужно делиться!...", - делит леденцы на всех и баночку, с одним леденцом внутри, возвращает мне.
От обиды я реву, а воспитательница уводит детей на завтрак, предварительно закрыв меня  в классе, "чтобы успокоилась и подумала".
 
Их долго нет, а мне нестерпимо хочется в туалет, и когда все возвращаются, я, всё еще рыдая, говорю об этом воспитательнице.
- Потерпи... - отвечает она, но... удержать естественный процесс не под силу и подо мной образовывается лужа.
Воспитательница выводит меня на обозрение классу, громко стыдит а я продолжая рыдать не понимаю, - почему это  дома  меня любили  а теперь, стою тут мокрая  и надо мною все смеются.
Воспитательницу звали Тамарой Ивановной.

Описать состояние обреченности и весь тот ужас, что чувствует ребенок оставленный надолго с чужими, не любящими его людьми, не могу даже я - сама испытавшая всё это.
Став матерью и помня о пережитом в интернате, я дала себе зарок: "Как бы ни было трудно, - вырастить своих детей, дома!".
Мои дети выросли дома! 

Второе воспоминание об интернате, - это первая ночь там.
Я долго не могу заснуть... - тихонечко подвываю и шмыгаю носом под своим одеялом. Мне не хватает, мамы, старшего брата, сестренки и маленького братишки, которых я очень люблю.
...Просыпаюсь от шороха и вижу женщину, которая  подтыкает одеяло у девочки, спящей неподалёку от меня.
Я увижу её еще не раз... - это бабушка одной из девочек, которые спят в этой же палате. Она будет часто приходить в интернат по ночам, чтобы проверить, все ли хорошо у её внучки.

Таких запомнившихся мгновений в первый год пребывания в интернате, осталось несколько - вот они:
...болезненные щелчки линейкой, по рукам, воспитательницей, с которой мы по вечерам делали домашнее задание.
Не так давно, я поняла, из-за чего мне отпускались те памятные щелчки.
В одной из телевизионных передач, был предложен тест - являетесь ли вы левшой?  Сделать нужно было следующее - просто сцепить пальцы обеих рук в замок и у кого большой палец левой руки окажется сверху, - тот левша.
У меня, большой палец левой руки оказался сверху и память выдала "картинку", где я перекладываю карандаш (а мы начинали писать простыми карандашами) из правой руки, в левую, и получаю удар линейкой по руке.

Вот еще... - передо мною большая лужа,  перепрыгнуть которую не могу... - стою и перетаптываюсь с ноги на ногу, а потом, вдруг отрываюсь от земли, перелетаю по воздуху через лужу и оказываюсь на другой её стороне... - это наш директор интерната Джума Хаитович, увидев, что не решаюсь перепрыгнуть - перенес меня.

...столовая, - мы сидим по четыре человека за каждым столом, нас покормили, и теперь очередь десерта.
На большом подносе разносят нарезанные треугольничками ломтики арбуза!  Не знаю почему, но мне всегда доставались арбузные краешки, где было мало мякоти.
Из-за тех самых, интернатовских "краешков", теперь, - я всегда выбрасываю их.

Перезнакомившись с одноклассниками, я уже не чувствую себя одиноко, к тому же, всем девочкам, выдают красивые джемпера, форменные платья, фартуки, туфли!...
Мы переодеваемся и воспитательница, выводит  нас на середину класса.
- Вот такими красивыми, как сейчас, должны оставаться выданные вам вещи!...
Учительница говорит громко  и я, ощущая мягкость новенького джемпера, думаю о том, как бы не испачкать его. И потом, чем сильнее я буду стараться уберечь какую либо из вещей выданную в интернате, тем скорее именно та вещь будет попадать в "переделки".
 
Случилось это и с тем  мягким пушистым джемпером... - он так нравился мне, что я носила его  не снимала и очень берегла!
Однажды, во время обеда, кто-то нечаянно толкнул меня в столовой, когда с полной тарелкой супа я шла  к своему столу... - пролившийся суп оказался на моем джемпере.
Дома, в субботу, мама выстирала джемпер и после стирки, из ярко-желтого с коричневым рисунком, красавца, он превратился в блеклую, вытянутую  "тряпочку".    
Этот эпизод запомнился особенно... - в понедельник, на уроке, учительница вывела меня на середину класса и указывая на то, во что превратился бывший красавчик джемпер, прокричала, тряся меня за рукав:
- Ну вы посмотрите на эту неряху - все пропустила мимо ушей и испортила такой красивый  джемпер!... 

Первый год жизни в интернате, будет самым трудным...
В семь лет от роду, мне придется привыкнуть к тому, что рядом нет мамы, что увидеть её можно, лишь в субботу и воскресенье, а в понедельник, с утра, снова быть в интернате. Что прибежав из интерната домой и соскучившись по ней до слез, - понять, что мама сильно занята, или болеет и ей теперь не до меня...
Мне  придется научиться жить с этим, что окажется совсем непросто.

Продолжение, http://proza.ru/2021/05/12/953

На фото, справа - я, в том самом джемпере (до стирки).


Рецензии
Знаете, не все, прошедшие школу интерната, нормально адаптируются в жизни. Они считают, что все виноваты перед ними, и без спроса пользуются благами других.Что только их видение жизни правильное и не подлежит обсуждению. У нас двоюродная сестра рожала и отдавала своих детей, сначала в детдом, потом в школу-интернат.Не выходя замуж. Все трое приходили домой на выходные.И за короткое время успевали перессориться.Так каждые выходные.Намеренно оборвали с нами все связи, хотя ничего плохого мы им не делали.Летом приезжали к нам деревню и родители без подарков их никогда не отпускали, хотя у самих было пятеро и все девчата. Не знаем, как они проживают. Спасибо за рассказ. Всех благ!

Валентина Григорьева 4   14.11.2020 01:55     Заявить о нарушении
Интернат на каждого подействовал особенно!
Согласна!

Спасибо, Валентина!

Лариса Проскурина   15.11.2020 20:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.