Статья о творчестве Марка Аврелия
Марк Аврелий (121 – 180 гг. н. э.) – римский император и философ. Происходил из состоятельного рода Анниев, живших в Испании. Родился в Риме, вначале звался Марк Анний Катулл Север. После смерти отца (130 г.) был усыновлен дедом, Марком Аннием Вером. В Риме учился философии, греческой и латинской грамматике, риторики и живописи. Много времени посвятил изучению стоической философии. По приказу императора Адриана был вместе с Луцием Вером усыновлен Антонином Пием (138 г.); с этого времени он назывался Марк Элий Аврелий Вер. В 139 году получил титул цезаря, в 145 году женился на дочери Антонина Пия, после смерти которого принял власть (161 г.) и стал соправителем Луция Вера.
Как император Марк Антоний заботился о развитии науки и философии – он основал в Афинах четыре кафедры философии (Для академиков, перипатетиков, стоиков и эпикурейцев). В последние годы жизни он записал на греческом языке свои мысли и рассуждения. Этот труд был издан только после смерти императора под названием «Для себя самого» или «Размышления» (в русской литературе).
В этом труде он касается большого круга вопросов и воспоминаний. В книге первой кратко характеризует родителей, родственников и учителей, рассказывает, чем он им обязан. В книгах 2 -12 представлены собрания разрозненных афоризмов, свободных рассуждений.
«С утра говорить себе наперед: встречусь с суетным, с неблагодарным, дерзким, с хитрецом, с алчным, необщественным. Все это произошло с ними по неведению добра и зла. А я усмотрел в природе добра, что оно прекрасно, а в природе зла, что оно постыдно, а еще в природе погрешающего, что он родственен мне – не по крови и семени, причастностью к разуму и божественному наделу».
В трудах Марка Антония представлен определенный круг вопросов: Вселенная – Бог, Вселенная – человек, человеческая душа, человек – другие люди.
«Что от богов – полно промысла, что от случая – тоже не против природы или увязано и сплетено с тем, чем управляет промысел. Все течет – от туда, и тут же неизбежность и польза того мирового целого, которого ты часть».
«Глумись, глумись над собою, душа, только знай, у тебя уж не будет случая почтить себя, потому что у каждого одна жизнь – и все. Та, что у тебя почти уже пройдена, не стыдилась перед собою и в душе других отыскивала благую свою участь».
«Да живи ты хоть три тысячи лет, хоть тридцать тысяч, только помни, что никакой другой жизни не теряет, кроме той, которой жив; и не живет он лишь той, которую теряет. Поэтому помни две вещи. Первое, что все от века единообразно и вращается по кругу, и безразлично, наблюдать ли одно и то же сто лет, двести или бесконечно долго. А другое, что и долговечнейший, и тот, кому вот-вот уж умирать, теряет ровно столько же. Ибо настоящее – единственное, чего они могут лишиться, раз это, и только это, имеют, а чего не имеешь, то нельзя потерять».
Одно время считалось, что Марк Аврелий пытался создать новый род литературы, где хотел найти абсолютно новые выразительные средства. Но, как говорится, что новое - это забытое старое. Произведение императора-философа очень похоже на труды Посидония, Сенеки, Эпиктета. «Размышления» Марка Аврелия получили громкую известность только в эпоху Просвещения (в Англии, Франции, Германии).
«Человек! Ты был гражданином великого града – мира. Неужели не безразлично тебе сообразие с природой, которое у всех равно? Что же тут страшного, если тебя высылает из города не деспот, не судья неправедный, но введшая тебя природа? Так уходи же кротко, ведь и тот, кто тебя отзывает, кроток».
Свидетельство о публикации №217110701546