Крест- святыня и орудие казни

Как получилось, что орудие казни стало христианской святыней?
Для атеистов это является нелепостью На самом же деле культ креста имеет свою историческую и психологическую закономерность. Правда первохристиане несколько веков смущались этого обстоятельства. Долго Иисуса и крест изображали отдельно друг от друга. Но в конце концов именно распятый Христос делается главным символом веры. Запечатлённое страдание невинного как протест против него.Но были и другие смыслы.
Время тогда было очень сложным.Римское общество,пережив культ удовольствия и сладострастия, погрузилось в пучину тоски, неудовлетворённости,аскетизма, пессимизма,даже отчаянья.Это было время социальной и моральной деградации языческого мира, время восстаний и бунтов вконец обнищавшего народа: не имея силы победить ещё сильную империю,он уже грезил о Спасителе со стороны. Сама жизнь пролетария и крестьянина казалась адом.И чем хуже была жизнь, тем более люди надеялись на Мессию-Спасителя. Сперва это был просто военный вождь, а после неудачной иудейской войны,Спаситель приобретает религиозные черты, это уже благой чудотворец, который уведёт избранных,верящих в него,в небесное Царствие вечной жизни и нескончаемых удовольствий. Затем акцент ставится на религиозной вере: не просто добродетель,а вера спасёт обездоленных и поборет всякий грех.Иудеи очень много воевали, были притеснямы Сирией, Вавилоном, Египтом,греками и римлянами.Но из своего Плена они вынесли не только монотеизм. Они приобщились и к культам страдающих, умирающих и воскресающих богов, которых было полно в язычестве. Идея мессии и идея страдания сплелись в сознании иудея воедино.(А это воззрение от них перешло и к христианам).Если чистые иудеи желали возмездия и владычество над всем миром и запрещали браки иудеек с иноземцами, то христиане призвали к Богу всех желающих - любой национальности, рабов и богачей. Сама вера у них становилась нравственной,душа оказывалась причастной и к Божьему Духу,выбор религии был уже не по предписанию, а по свободной личной воле. Формировались и такие чувства как сочувствие - наперекор иудейскому чисто религиозному фанатизму. Именно распятый бог вызывал у верующих сострадание, симпатию, он казался уже Духовным Царём и подробности казни, образ распятого давал возможность христианам любить своего Бога не из-за страха,а из сопричастности его страданий и страданий народа. Страдание напоминало о стойкости, о вере в лучшее будущее. Оно также было формой народной критики "мучителей" (в основном это были римляне, но и собственные жрецы-богачи).Наконец,распятие напоминало Смерть во всей её неприглядности и воскресение, победу над смертью.Она мыслилась и социально, как свобода,победа над бедностью... Иисус становился символом превращения смерти в жизнь, более того личного бессмертия.Что казалось сперва унижением, этим стали гордиться. Мнилось спасение всех бедняков и всего человечества от гнёта убогой жизни. Это позднее христианство само станет угнетателем бедняков, сформировалось же оно как религия сирых и обездоленных. Страдание стали мнить как священное, за которым следует преображение, как стойкость невинного духа во славу души.В то же время распятие было символом и искупления человечества от грехов. Крест укреплял веру о будущей победе Зла над Добром. Оно,по словам К.Каутского, "было"мученической смертю за великое дело" и косвенным обвинением во зле не только римлян, но и иудеев.


Рецензии