Счастье из Интернета - часть 2 - глава 10

Шарой – один из пятнадцати муниципальных районов Чечни. Территория этого района расположена в труднодоступном высокогорье, на северном склоне Большого Кавказского хребта. Сюда два пути: вертолетом или извилистой дорогой через горные перевалы, но зимой часто лавины преграждают машинам дорогу.

В этом году зима выдалась умеренно холодная. Температура воздуха   от минус   четырёх  до минус шести градусов. Правда, было пару дней, когда температура воздуха опускалась ночью минус одиннадцать. Снежный покров от пяти до десяти сантиметров. Одним из важных климатических факторов является облачность, которая смягчает летнюю жару и умеряет зимние морозы. В облачную погоду обычно не бывает ночных заморозков. Одновременно облака являются носителями осадков.

Наши пленные живут в неприметном ауле,  если  можно  его  так  назвать,  затерявшемся на склоне горной цепи. Жизнь немногочисленных жителей маленьких домов, ютящихся по обе стороны единственной кривой улочки, по  которой  протекает маленькая горная речушка, идёт размеренно и неспешно.
Местные горцы, используют для поездок в райцентр и соседние аулы, мулов или лошадей. Эти путешествия малокомфортны, весьма утомительны и отнимают массу времени. В распутицу, когда холодное солнце за короткий день не успевает иссушить ночных осадков, не стоит и пытаться на другом транспорте одолеть здешнюю грязь.

Народ здесь в общем радушный, к русским относится нормально. Даже один горец наших ребят медом угощал. Видимо, потому что горцы в отличие от чеченцев, живущих на равнине, особенно активно в боевых действиях не участвуют. Тяжелые условия горной жизни сделали необходимой взаимопомощь, взаимовыручку и сердечными понятия этих людей.
Близится Новый год. Наши герои живут в плену уже  один  год и пять месяцев.

Ребята за это время выучили некоторые чеченские слова: Даймохк – земля отцов -  Родина. Де дика  дойла  шун! – Добрый день! Диканца дукха ехийла!  - Живи с добром и долго! Да – отец, нана – мать, вайнах – наши люди, малх – солнце, машар – мир, бепиг – хлеб, латта – земля, хи – вода, седа - звезда, зезаг- цветок., безам – любовь.
Хозяева относятся к русским работникам нормально, потому как парни работящие, не пьют, не курят, не грубят и с уважением относятся к старшим.

Женя, влюбившись в Айну, твёрдо решил на ней жениться. По своей воле учится делать каждый день намаз, в исламе это обязательная ежедневная пятикратная молитва. Держит, в соответствии с одним из пяти столпов ислама в течение месяца Рамадан, пост от наступления утреннего намаза, до наступления вечернего намаза.
Кирилл с пониманием относится к сердечным делам друга и решению жениться на красавице Айне. Он предложил Жене, что поговорит со стариком Шамилем, который иногда приходит на посиделки с внуком Эрбулашем, к ним в «жилище».

В канун Нового года, старик пришёл с внуком на очередные посиделки, где живут работники, чтобы рассказать, что собирается в начале января идти с овцами на пастбища.
- Большой отец, - обратился Кирилл к Шамилю, - почему вы решили пасти отару овец зимой? –
- Э-э... просто так баранов не выгуливают, - улыбаясь, прокряхтел дед и с хитрым прищуром спросил: - Кто из вас знает, когда в этом году мусульмане Курбан-байрам справляют?
- Наверное, в марте? - На вопрос Шамиля, ответил вопросом Кирилл.
- Первого февраля, - с нравоучительной значимостью поправил дед, и покачал головой: - Вах-вах-вах!.. Как можно жить и не ведать о таких важных датах!
- Уже усвоили, Большой отец! Теперь понятно, что хорошо откормленных животных гонят для продажи к празднику, - заключил Кирилл. - Не так ли?
- Ну, а какой  же  Курбан без заклания барашка?! - Довольно отвечал мудрый мусульманин. - С южных сел отары сейчас перегоняют в северные районы, где народу больше, и цены на базарах немного повыше. Всё правильно, так было испокон веков, так оно и сейчас,  наши традиции мы чтим и уважаем.
- Большой отец, а что такое «заклания барашка»?
- Э- э- э, совершить ритуальное заклание это однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, испечь на огне и съесть полностью, не переломив костей.
- Большой отец, можно обратиться к вам с вопросом? – Опустив голову, спросил Кирилл.
- Спрашивай,- отвечает старец, серьёзно глянув на Кирилла.
- Большой отец, а если бы одну из ваших внучек посватал парень русский?
Шамиль долго молчал, а потом, подняв голову, ответил:
- По нашим законам жениться и выходить замуж за неверных нельзя! Но война в Чечне наложила свой отпечаток на все наши традиции, и свадебные тоже. Если раньше чеченские парни женились только к тридцати годам и должны были иметь свой дом для создания семьи, то сейчас женихами становятся к двадцати годам. Родители быстрей хотят женить своих детей, опасаясь за их судьбу. Это потому, что каждый день жители чувствуют опасность за свои жизни. Война в Чечне погубила мужского поколения очень много, и теперь наши девушки ищут мужей на стороне.
Эх, хе – хе….. Это очень плохо! – Подытожил свой монолог мудрый Шамиль.
- Большой отец, а почему человеческие чувства должны проигрывать в борьбе с каким-то средневековым законом о не смешивании кровей?
Пришла эра интернационализма, в которой будут жить в Чечне и русские и чеченцы и все те, кому приглянулись эти края! – Улыбаясь, спросил и тут же на свой вопрос ответил сам  Кирилл.

Помолчав и подумав, старик Шамиль   произнёс:
- Война это всегда очень плохо. Она делает людей жестокими и злыми. Люди начинают убивать друг друга, не боясь Аллаха.
"Нет преимущества у черного над белым. У белого над красным, кроме как в богобоязненности"- разве не так гласит Ислам?
Есть среди других наций много хороших людей, очень много истинных примеров достоинства, мудрости, чести. Я очень стар, но так же как ты за свободу выбора.
Ни одна из моих внучек никогда не полюбит парня пока его хорошо не узнает. Ни одна из моих внучек никогда не выберет алкаша или сумасброда! И если кто-то из моих внучек выберет в мужья парня другой нации, то это будет достойный парень, ничем не хуже чеченца, а где-то и лучше него!

- Большой отец, а если одна из ваших внучек уже сделала выбор, то можно прийти её посватать в праздник Нового года?- Посмотрев прямо в глаза старому чеченцу, спросил Кирилл.
В разговоре наступила пауза, которая затянулась на неопределённое время.
Женя сидит, опустив голову, ждёт с тревогой в сердце, решение старца. Эрбулаш, внук своего деда, и знает какое решение примет его дедушка, потому и смотрит на него, улыбаясь.
Шамиль сидел с закрытыми глазами, качая головой молча,  минут пятнадцать, а затем произнёс:
- У чеченцев все члены семьи проявляют заботу о стариках, мнение и слово старшего человека – закон. Дети могут не выполнить просьбу отца или матери - их за это простят. Но недопустимо ослушаться дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей. У нас, в аулах, как правило, для стариков ставят во дворе отдельные домики.
Такой домик есть и у меня. Это давний обычай. Так к старшим в семье проявляют уважение, создавая максимально комфортные условия для жизни. Это одна из лучших традиций нашего народа.
В былые времена новогодний праздник связывали с народным сельскохозяйственным календарем. Уже прошли эти времена. Всё в жизни прошло и многое изменилось. Теперь, современные чеченцы в новогоднюю ночь просто собираются за столом, чтобы проститься с прожитым годом и встретить новый год, с которым связывают свои мечты и надежды на лучшее.
По нашим законам свадьбе предшествует сватовство, - произнеся эти слова, Шамиль замолчал,  подумав с минуту, продолжал, - А так хочется мира и любви между молодыми! Пусть  диканца  дукха ехийла! ( Пусть живут с добром и долго). Старик поднялся  с топчана, и в сопровождении своего младшего внука, покинул сарай.

           Продолжение  следует


Рецензии