История Тамани часть 21

Все эти племена, - продолжает М. Пейсонель, - в случае надобности, могут легко выставить 100 тыс. воинов и даже гораздо больше. Главными городами Черкесии являются Тамань, Темрюк, Атчу (Ачуев), Агджа (Анапа), Сууджук (Новороссийск) и Каплу (Славянск-на-Кубани). С. БРОНЕВСКИЙ (1823 г.) - Черкесы или черкасы, Страбоновы керкеты, известны у восточных писателей под именем керкас или геркас, о коих упоминаются они как о народе христианском; называются также беш-тау, то есть пятигорские (черкесы) - частное название, относящееся только к кабардинцам. Черкесы сами себя называют адиге или адале, что значит «островитянин», на турецком, потому что черкесы от древнейших времен до исхода последней половины XVIII в., обитали на острове Тамане. Турки называют их черкес и адилар; россияне и грузины зовут их черкесами, а осетинцы казахами (византийские писатели вывели это имя от области Казахия (в персидском языке казак – «военный человек»). А.В. СУВОРОВ (1778 г.) - Из письма графу П.А. Румянцеву: «Силы горцев составляют около 20000, из которых вооружено ружьями, саблями и луками не более 15000. Пищи и кормов у них обилие. Ближайшими к Таманскому полуострову племенами управляют три султана, из которых Батыр-Гирей считается самым сильным, влиятельным и храбрым. Всех вообще черкесских орд восемь: 1) Абаза (Абхазия – авт.); 2) Черкес; 3) Тукай; 4) Кабарда; 5) Базадук (бжедуги); 6) Шапсуг; 7) Темиргой; 8) Угай. Из них самая большая Абазинская». Следующий этап освоения кубанских земель связан с войнами, которые вела Россия при Екатерине II.

В ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. военные действия разворачивались и на территории Кубани. По указанию П.А. Румянцева в 1770 г. был сформирован Кубанский корпус, который быстро продвинулся к Кубани, в её среднем и нижнем течении. Казачьи полки Платова, Уварова, Бухвостова и Данилова разбили крупные силы неприятеля в районе турецкой крепости Копыл. Она была взята с пушками и припасами к ним, а также множеством пленных. В 1771 г. правительство Екатерины II предложило крымскому хану Селим-Гирею отделится от Османской империи и стать независимым правителем, дружественным России. В связи с отказом хана, летом 1771 г. русский корпус князя В.М. Долгорукова вошёл в Крым. Отряд ген.-майора Фёдора Щербатова 27 мая 1771 г. выступил от устья речки Токмака в речку Молочные Воды и следовал вниз по течению последней и далее к проливу Геничи (Геническому), куда прибыл 12 июня, в тот самый день, в который главные силы князя В.М. Долгорукова подошли к Перекопским линиям. Вместе они должны были прорваться в Крым. В составе отряда князя Щербатова (1729-1791), по свидетельству А.А. Бокка, был один 117-й Ярославский полк пехоты, 100 егерей, две гренадерских роты, 8 эскадронов регулярной конницы под командой полковника Депрерадовича и около 1500 казаков. Всего около 3,5 тыс. чел., которым огневую поддержку оказывали корабли Азовской флотилии под командованием Алексея Наумовича Сенявина (1722-1797). На следующий день (13 июня) был сооружён мост через Генический пролив длиною в 50 сажень, из лодок, доставленных с флота.

14 июня ген. Ф.Ф Щербатов выступил по узкой Арабатской косе и, пройдя 100 вёрст от Геничи, русские 17-го вышли к Арабатской крепости. Сразу же были сооружены две батареи с целью разрушить укрепления цитадели и ослабить сопротивление противника. Русский отряд. невзирая на усталость, перед штурмом разделился на три группы: казаки под началом майора Бурнашева, кавалерия полковника Депрерадовича и пехота князя Щербатова. Крепость имела 5 бастионов, земляной вал и глубокий ров, наполненный морской водой. Внутри имелись каменные здания, которые можно было оборонять. Ворота были одни. С западной стороны небольшую, но прочную крепость прикрывала болотистая местность, с востока – Чёрное море. До моря было более 100 м, которые турки прикрыли каменной стеной и баррикадой. Пространство между Гнилым морем и крепостью также было прикрыто полевым укреплением с батареей. В ночь на 18 июня 1771 г. Щербатов разделил пехоту на три колонны: 1-я колонна майора Раевского была выслана вдоль Чёрного моря, одна должна была взять баррикаду и ворваться в крепость; 2-я колонна полковника Таубе должна была взять западный бастион и ворота в земляном укреплении; 3-я колонна полковника получила задачу обойти крепость и взять главные ворота. Османы, обнаружив атаку, открыли огонь. Но 1-я и 2-я колонны, не замедляя движения, пошли на штурм и ворвались в крепость. 3-я колонна прошла вслед за 2-й через ворота укрепления и, обойдя болото, двинулась к главным воротам. Противник не выдержал боя и бежал. Щербатов послал конницу для преследования, которая положила более 500 чел.

Русскими трофеями стали 6 знамен и 50 пушек. Взяв Арабат, князь Щербатов выступил на Керчь. Она имела ветхий замок с каменной стеной с башнями и рвом. Керчь захватили 20 июня без сопротивления. После падения Перекопа и Арабата турки и крымцы были полностью деморализованы и рассеялись. Заняв Керчь, устроили батарею, чтобы держать под прицелом Керченский пролив. 22 июня наши войска заняли и Еникале. Здесь также имелся укрепленный каменный замок, но противник не оказал сопротивления. Таким образом, русские войска захватили проход из Азовского моря в Чёрное. Чтобы ещё больше укрепить наше положение в зоне пролива, нужно было захватить замок на Таманском полуострове. Это позволяло с обеих сторон держать под обстрелом пролив. Оставив гарнизоны в занятых крепостях, 11 июля Ф. Щербатов с помощью Азовской флотилии форсировал пролив и без боя занял Тамань. Оставив в Таманском замке гарнизон, в конце июля князь Щербатов вернулся в Керчь. Общие потери отряда Щербатова всего 13 убитых и 45 раненых, трофеи – 116 пушек. 7 июля за покорение Арабата князь Фёдор Фёдорович Щербатов был пожалован чином ген.-поручика, награждён военным орденом св. Георгия 3-й класса. За Керчь, Еникале и Тамань князя Ф. Щербатова отметили орденом св. Анны 1-й степени. После покорения Крыма Щербатов был оставлен на полуострове главным командиром. Взяв Перекоп, Долгоруков направил отряд ген. Брауна (2,5 тыс. чел.) в Кёзлев (Евпаторию). Браун должен был занять важный пункт на полуострове и прикрыть правый фланг основных сил. 22 июня русские без боя заняли Козлов.

Крымцы, узнав о приближении противника, бежали в горы. Оставив небольшой гарнизон в городе, Браун пошёл к Кафе, на соединение с главными силами. Русские шли к реке Салгир и далее собирались выйти на дорогу, идущую от Перекопа к Кафе. Турки и татары, рассеянные после падения Перекопа и Арабата, собрались в горах, на пути следования 2-тысячного отряда Брауна. Собралась 60-тысячная орда. Крымцы решили напасть на отряд Брауна, надеясь подавить противника своей многочисленностью. 24 июня татарская конница атаковала русских, которые построились в каре. Внутри было до 800 пленных турок, что ухудшало положение. Тем не менее русские продолжали марш. Татары окружили отряд. Русские отбивались ружейно-пушечным огнем. Так продолжалось до 29 июня. Видя бессмысленность своих действий, крымцы снова рассеялись по горам. Потери отряда ген. Брауна за эти дни – всего 7 убитых и 8 раненых, потери татар – несколько сот человек. Крымский хан Селим-Гирей, потерпев поражение у Перекопа, бежал в Бахчисарай. По пути, его оставили все крымские мурзы. Армия полностью рассеялась, у хана осталось несколько человек охраны. Селим бежал в Константинополь. Его примеру последовали знатнейшие люди, уехав в Румелию (на Балканы) или Анатолию. Крымцы возлагали все надежды на турецкую помощь. К Крыму прибыла турецкая эскадра с десантом под началом Абаза-паши. Но узнав о том, что оборона развалилась, и русские стремительно наступают, Абаза-паша не решился на высадку. Эскадра ушла к Синопу. За это турецкого командира казнили.

Тем временем Ибрагим-паша стянул все турецкие гарнизоны из крепостей и собрал 10-тысяный корпус у Карасубазара. Затем турки пошли к Кафе, куда направлялся князь Долгоруков. Взяв Перекоп и устроив там тыловую базу, 17 июня 1771 года войска В.М. Долгорукова выступили на Кафу. Опасаясь атаки многочисленной крымской конницы на марше, что было возможно для противника, который хорошо знал местность, русский командующий следовал тремя дивизионными колоннами. Артиллерия следовала в авангарде, обозы располагались между колоннами. Двигались форсированными маршами, чтобы быстро преодолеть безводную местность. 21 июня войска вышли на реку Салгир, где остановились на отдых. 23 июня армия продолжила движение, форсировав Салгир по четырем понтонным мостам. 29 июня (10 июля) Долгоруков подошёл к Кафе. Город имел внешнюю каменную стену и внутреннюю. Внешняя стена была сильно разрушена временем. Внутренняя крепость с цитаделью на северной стороне у моря была в лучшем состоянии. У моря также имелось полевое укрепление с двумя батареями. В Кафе имелось много каменных зданий, которые также можно было подготовить к обороне. Но в целом город не был готов к осаде. Когда 29 июня войска Долгорукова вышли к Кафе, авангард атаковала крымская конница. Командующий подкрепил авангард кавалерией, и противник отступил в крепость. Русский князь решил с ходу атаковать противника. Пехоту построил в три линии, конницу разместил между первой и второй линиями и на флангах, артиллерию – перед флангами первой линии.

Продолжение следует в части  22                http://proza.ru/2021/06/08/1356               


Рецензии