Книга творения. Под покровом тайны. Глава5

Глава 5
Человек и сын Человека



1. Есть Сын человека, и есть сын Сына человека.
2. Господь - это Сын человека.
3. И сын Сына человека - это тот, кто создан Сыном человека.
4. Сын человека получил от Бога [власть] создавать.
5. Он имеет [способность] порождать.
Евангелие от Филиппа

Таинственные "они" связаны с мерой от земли и мерой от солнца. Попробуем выяснить кто стоит за этими мерами. Начну поиск среди так называемых "повторов" и "противоречий" первой и второй главы книги Бытия. Предположим, что повторов нет, а есть единое повествование. Где каждая история сотворения человека связана с одной из мер.
В первой главе на шестой день "..сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их."
(Книга Бытие 1:27) Пара получилась совершенной - по образу Божьему. "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле." (Книга Бытие 1:28) Сам Бог остался доволен своим трудами: "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой."
(Книга Бытие 1:31)
Вторая глава рассказывает о седьмом дне творения. Бог из первой главы завершил свои дела и отдыхал.   Земля уже была создана, но «…Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли…»
(Книга Бытие 2:5)
И снова Бог, но теперь под двумя именами - Бог и Господь Бог, начинает делать человека. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.» (Книга Бытие 2:7) На этот раз сначала Бог создал мужчину. Потом подумал немного и сложным хирургическим путём сделал жену. Второй человек оказался не столь удачным как первый, что несколько странно. На качестве Божьего творения должен был сказаться накопленный опыт.
В истории создания человеков много странностей, а значит много вопросов.
Если Бог уже сотворил человека и остался доволен своей работой, то зачем понадобилось создавать его второй раз?
Кто такие Бог и Господь Бог, сделавшие второго человека? Какое отношение они имеют к Богу создателю первого человека?
Почему Бог и Господь Бог сделали сначала мужчину, а потом женщину?
Такой вот клубок и придётся распутать.
Исторически решение задачи с "повторами - противоречиями" шло по двум направлениям. Их пытались согласовать или найти причину, по которой их в принципе нельзя согласовать.
Попытки разрешить противоречия и выяснить, о чём так запутанно идёт речь, потерпели крах.
"...Раввины, - писал Спиноза, - совершенно безумствуют; комментаторы же, которых я прочел, бредят, выдумывают и, наконец, совершенно искажают самый язык…Они толкуют библейские тексты самым произвольным образом, чтобы только придать им смысл…
...пусть они объяснят ветхозаветные несуразности без насилия над языком и здравым смыслом, и, если найдется такой, я тотчас протяну ему руки, и будет он для меня великим оракулом…Но такого не нашлось и не найдется!" [Бенедикт Спиноза, Избранные произведения, т. II, стр.144.].
Тут позвольте не согласиться с господином Спинозой. На роль оракула никто не претендует, а вот протянутую руку я готова пожать.  Но, чуть позже.
Невозможность объяснить "противоречия-повторы" привели к появлению теории четырёх источников. Все "расхождения" в тексте были разбиты на группы по принципу сходства. Получились четыре линии, сплетённые в одно целое. Отсюда было сделано предположение, что первоначально существовало четыре письменных обработки единого источника. Они появились в разное время, но восходили к Моисею и домоисеевым временам. Эти условные источники были названы – Яхвистический, Элохвистический, Священнический и Второзаконнический. Так появился научный миф о четырёх источниках. Что-то вроде хорошо известного переходного звена между обезьяной и человеком.  О нём написано в учебниках, но никаких следов никогда найдено не было.
Та же история с четырьмя источниками. Документальных подтверждений существования этих текстов, как и самих текстов, не отыскалось. Однако, версия была активно поддержана, в том числе и церковью, так как позволяет избавиться от лишних вопросов. Остаётся только один вопрос. Поверим, что четыре источника действительно существовали и, в какой-то момент времени попали в руки редактора. Зачем понадобилось собрать их воедино?  Предполагаю, что редактор умел читать и не заметить, вносимую путём объединения текстов, путаницу просто не мог.  Разве что был большим шутником и решил загрузить работой мыслителей на века вперёд. Если так, то он блестяще справился с задачей.
Но мы будем считать, что четырёх источников не было. Текст представляет собой единое, связанное повествование. Он такой каким и должен быть. Просто мы не понимаем о чём идёт речь и не видим связей. Попробуем их восстановить.


Принцип переменной

Подсказки находятся в самом тексте. Это использование переменных.
В математике переменная — это величина, характеризующаяся множеством значений, которое она может принимать. При этом может иметься в виду как реальная физическая величина, временно рассматриваемая в отрыве от своего физического контекста, так и некая абстрактная величина, не имеющая никаких аналогов в реальном мире.
В первой и второй главах "небо" и "земля" являются переменными. Они обозначают различные явления.
Первый день творения начинается со слов: «В начале сотворил Бог небо и землю.» (Книга Бытие 1:1)
Здесь впервые появляются слова "небо" и "земля".
Во второй день творения Бог сотворил твердь и нарек её небо. «И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. …
И назвал Бог твердь небом…» (Книга Бытие 1:7,8) Небо первого дня творения и твердь второго  названы одним словом "небо" хотя это два различных явления. Слово "земля" используется второй раз, для обозначения суши созданной в третий день творения. «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею…» (Книга Бытие 1:9,10). Из текста видно, что "земля" первого и третьего дня творения не одно и тоже. Два различных явления названны одним словом "земля".
Третий раз о "земле" и "небе" говорится в начале второй главы. «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо…» (Книга Бытие 2:4). На этот раз их создал Господь Богв то время когда Бог отдыхал. И это уже третье значение переменных "земля" и "небо".


Переменная «Бог»

Предположим, что слово " Бог "  является переменной. "Бог" в первой главе не то же самое, что во второй. Тогда рассказ о сотворении человека зазвучит по другому.
Рассмотрим историю создания человека подробнее, начиная с шестого дня творения.
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему…» (Книга Бытие 1:26)
Что вполне успешно и было осуществлено. За исключением одного маленького но. По плану человек должен быть создан по "образу и подобию" Божьему. Получилось же только по образу Божьему: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.» (Книга Бытие 1:27) Сразу возникает вопрос: Что случилось с подобием? Почему намерение отличается от результата?
Мнение церкви по этому вопросу менялось с течением времени. Вначале понятия образа и подобия были независимыми элементани и имели чёткие определения. Постепенно различия стали сглаживаться и  переходить в область морали. В 19 веке "образ" и "подобие" стали считать сининимами. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) считал, что "образ и подобие Божие не нужно изъяснять как две различные между собой вещи: потому что в слове Божием часто употребляется одно из этих слов в том же значении, как и оба вместе". Это мнение богослова жившего в 19 веке.
Святитель Василий Великий живший в 4 веке (ок. 330—379) утверждал, что "образ" и "подобие" это два независимых элемента. Их отличие состоит в том, что первое даруется человеку от рождения, второе приобретается человеком сознательно. Он писал: "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию"... Это волеизъявление содержит два элемента: "по образу" и "по подобию". Но созидание содержит только один элемент... ведь здесь (то есть в стихе 27-м) Он сказал "по образу", но не сказал "по подобию"...Одно мы имеем в результате творения, другое приобретаем по своей воле. При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волей приобретаем мы бытие по подобию Божиему..."
Такое понимание "образа" и "подобия" перекликается с идеей "доброго" и "лукавого". "Образ" как и "Доброе" человек получает от рождения. "Подобие" и "лукавое" - преобретает по своей воле.
По Божественному плану человек создавался по образу и подобию Божьему. Реализация этого плана произошла последовательно в два этапа.
Первый - на шестой день творения. Сначала Бог создаёт жизненное пространство названное «земля» и заселяет его. В этом пространстве он воспроизводит себя через свой образ названный "Человеком". Таких пространств и проекций Бога может быть неограниченное множество. Бог создал Человека по своему образу. То есть, Бог наделил его качествами, которыми обладает сам. Основное качество Бога в контексте первой главы - способность творить. Бог расширяется, создавая миры и воспроизводит себя в каждом мире. Человек, созданный по образу божьему, тоже обладает способностью творить. Для того чтобы стать подобным Богу Человек должен реализовать полученную способность творить. О проявлении человеком качества подобия рассказывается во второй главе.   
В Синодальном переводе она начинается так: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.»
(Книга Бытие 2:2,3)
Синодальный текст был исправлен. Сравним с Острожским текстом:
" и сверши бгь в днь шестый дела своя аже сотвори. И препочи въ днь седмый от всехъ делъ свои, ихже сотвори И блви бгь, днь седмыи, и ости его, тако въ тои почи от всех делъ своихъ, ихже начатъ бгь творити."

На современном языке этот фрагмент звучит так: совершил Бог в день шестой дела свои, которые сотворил. И отдыхал в день седьмой от всех дел своих, которые делал. И благословил Бог день седьмой и оставил его, ибо в оный почил от всех дел своих, так как начал Бог творить.
В Синодальном переводе глагол "оставил" изменён на "освятил".


"Начал творить" исправленно на завершённое в прошедшем времени "творил и созидал".
Также в синодальном переводе "ихже" это местоимение "который". Но "ихже" может быть союзом "так как".
Небольшие исправления совершенно меняют содержание. В Синодальной версии текста получается, что завершив дела к седьмому дню, Бог просто отдыхал от дел своих. И совершенно не понятно зачем Бог снова создаёт человека на седьмой день. В В Острожском же тексте написано, что к седьмому дню Бог завершил свои дела и оставил их потому что другой Бог начинает творить. Это и есть момент, когда на сцене появляется другой Бог. Происходит перепресвоение значений переменной " Бог". Начиная с  ”…ихже начатъ бгь творити”
Богом стал называться Человек, сотворённый в первой главе. Бог из первой главы удалился на заслуженный отдых. Во второй главе и далее Бог это Человек сотворённый в первой главе. Здесь же происходит перепресвоение значения слова "земля". Действие второй главы происходит на планете Земля.
Во избежание путаницы в дальнейшем введём для него условное обозначение "Бог-Человек 6го дня".

Бог и господь Бог

Согласно изначальному плану "Бог-Человек 6го дня" должен стать подобным Богу. Подобие в науке — понятие характеризующее одинаковость формы объектов независимо от их размеров. В нашем случае, подобие это одинаковость основной характеристики определяющей понятие "бог" независимо от среды в которой он находится. В первой главе книги Бытия Бог творит. Соответственно, его главное качество это способность творить.
Чтобы начать творить "Бог-Человек 6го дня" сначала создал новую реальность относительно которой можно выступать творцом. Эта реальность опять обозначена переменными "небо и земля". По сути это наша вселенная. Затем "Бог-Человек 6го дня" проецирует себя во вновь созданный мир под именем Господь Бог.
Господь Бог как подобие "Бога-Человека 6го дня" создаёт свой мир где он может творить. Новый мир опять обозначен переменной "небо и земля". В данном случае под "землёй" подразумевается наша планета Земля или проявленный мир. Это последовательность прослеживается в тексте. Рассказ о "небе" и "земле" сотворённых Богом в первой главе заканчивается в начале второй главы: "Так совершены небо и земля и все воинство их." (Книга Бытие 2:1) Дальше начинается повествование о других "небе" и "земле". В Синодальном варианте написано: "Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо…" (Книга Бытие 2:4)
В таком варианте стих вмещает в себя завершение рассказа о сотворении и одновременно начало другого разделённые запятой. Но об окончании история сотворения "неба" и "земли" уже сказано в первом стихе второй главы. Значит в четвертом стихе второй главы книги Бытие речь идёт о двух других "небе" и "земле".
Сравним с Острожским текстом: "Сия книга бытию нбси же и земли. Егда бысть, въньже днь сътвори (гь) нбо и землю..."
На современном языке этот фрагмент звучит так: “Это книга существования неба и земли. Когда сделалось, в тот же день сотворил Господь Бог небо и землю.”
Мы имеем "небо" и "землю" созданные "Богом-Человеком 6го дня" и "небо" и "землю" созданные Господом Богом.


Господь Бог - солнце

Во второй главе появляется новое действующее лицо - Господь Бог. Это персонифицированное имя, а не переменная. Господь Бог значит господствующий на планете Земля Бог - солнце. С ним были связаны большинство религий и верований.
Древние инки считали, что являются «детьми Солнца». Перуанский бог Солнца изображался в виде человека с дискообразным золотым лицом.  В Древней Греции солнце представлял Гелиос. У платоников Солнце - «автор всего видимого.., порождения, питания и роста». Тепло и свет Солнца символизировали созидание и мудрость. У пифагорейцев десять солнц - циклическое совершенствование.
Египтяне верили, что все формы жизни были созданы Ра. Они поклонялись солнечному богу в его различных проявлениях. Многие образы солнца были связаны с суточным или годовым движением солнца. Например, тройка Хепри-Ра-Хнум отражала суточное движение солнца. Ра появлялся с востока в образе Хепри — жука-скарабея, катящего перед собой Солнце. Сам Ра отождествлялся с полуденным солнцем. Хнум - бог с головой барана был вечерним проявлением Ра.
У славян было четыре ипостаси солнечного бога, по числу времён года: Хорc (Коляда), Ярило, Даждьбог (Купайла) и Сварог (Световит). Богу Хорсу (солнцу-младенцу Коляде) поклонялись в период между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием (с 22 декабря по 21 марта); солнцу-юноше Яриле — между весенним равноденствием и летним солнцестоянием (с 21 марта по 22 июня); солнцу-мужу Даждьбогу (Купайле) — в период между летним солнцестоянием и осенним равноденствием (с 22 июня по 23 сентября); мудрому солнцу-старику Сварогу (Световиту) — между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием (с 23 сентября по 22 декабря).
У южных славян рождающееся в середине зимы солнце называется Божичем, то есть сыном небесного бога. «Бог» в данном случае первоначально означал Небо или небесного владыку, а Божич — его сын, Солнце.
Сам праздник Рождества Христова у сербо-хорватов и словинов называется Божич, а у болгар — Божик.
Бог-солнце и его проявления в различных культурах и религиях интереснейшая тема, достойная отдельного рассказа. Я же возвращаюсь к нашим героям, богам второй главы книги Бытия.
Как выяснилось, во второй главе созданием человека занимаются Бог и Господь Бог. Бог это переменная обозначающая Человека созданного на шестой день творения. В дальнейшем буду называть его "Бог-Человек 6го дня". Господь Бог - это солнце. Было создано "Богом-Человеком 6го дня". В терминологии раннего христианства является Сыном человека. В дальнейшем будем обозначать Господа Бога “Г.Бог-солнце”.
"Бог-Человек 6го дня" и “Г.Бог-солнце” участвуют в создании человека. Осталось разобраться с вопросом, был ли человек продуктом совместного творчества или каждый из богов создавал своего человека?


Рецензии